Предисловие Сошина Юрия 2014 года.
Почти четыре года назад произошло «самурское предательство», как называли акт передачи двух населенных лезгинами российских сел Азербайджану части акватории пограничной реки Самур. Почти два года назад из села Хаарах-Уба был депортирован последний желавший остаться россиянином житель Шемседин Ашуралиев. Грустная история лезгин-россиян насильно лишенных родины уже подзабыта. Но све чаще говорят, о том, что вскоре страшный украинский сценарий будет повторен в соседнем с Россией Азербайджане. При этом хаос и анархия неизбежно затронут оба государства. Помимо внутреннеоппозиционного «Майдана» или новой войны в Карабахе источником дестабилизации Азербаджана будет фактор межнациональной нестабильности. В, частности, проблема разделенных во времена СССР народов, в частности, лезгинского.
Представленное ниже интервью кавказоведа Сошина Юрия с ветераном лезгинского национального движения Рамазановым Нариманом Салмановичем было взято 6 августа 2011 года в городе Дербенте. Стилистическая и лексическая правка текста была сведена к минимуму.
С.Ю. Я приехал к вам, чтобы узнать положение в южном Дагестане. Мне интересно, как влияет ситуация с передачей двух российских сел Азербайджану общее положение. Ведь Юждаг до последнего времени был самой спокойной территорией в Дагестане (да и на всем Кавказе). Теперь и он начал взрываться. Меня интересует вопрос: почему произошел взрыв в Юждаге, почему и здесь началась вооруженная борьба. Начнем с первого момента: как повлияла она общую ситуацию здесь политика Российской федерации связанная с передачей двух сел.
Р.Н. Во первых Россия по части Южного Дагестана и лезгинского народа никакой политики не имеет. Это государство российское в последнее время ищет и находит способы приспособления к Азербайджану, лишь для того, чтобы сохранить некий статус-кво. Только для того, чтобы Азербайджан не предпринял некоторые необычные шаги. Россия при этом имеет некое материальное благополучие: нефтепровод и еще кое-что.
То ли на самом деле пугается Россия, то ли она на самом деле настроена на то, чтобы бы пугаться. Имеется ввиду то, что Азербайджан иногда громогласно говорит что «нет желания вступать в НАТО» еще что-то, еще что-то …
С.Ю. Фактически Азербайджан шантажирует Россию?
Р.Н. Я так полагаю. Может быть на самом деле есть основания, а может быть и Россия хочет, что бы этот шантаж состоялся, для того чтобы не решить проблемы определенно сложившиеся в самой России. Непонятно почему Россия совершает, то, что совершает. Демонстрирует двойные стандарты. Мы очень приветствуем, мы очень рады, что Россия показала свою четкую позицию в отношении Осетии (имелась виду «война 08.08.08» с Грузией, С.Ю.), показала, как нужно действовать. А почему, в отношении лезгин такую политику не проявляют, в отношении Азербайджана?
А для нас тут нужна не то что материальная, хотя бы моральная поддержка должна быть обеспечена со стороны российского центрального государства. Что бы лезгины себя наконец почувствовали хозяевами на своей территории, на своей земле…
Ведь не секрет, и вы это прекрасно знаете, что лезгины это российский народ, и почему Россия этим так легко разбрасывается, почему Россия так легко пренебрегает этим фактом? Посмотрите всю историю Кавказа, до войны Кавказской, после войны. Фактически лезгины добровольно, с тех времен посчитали необходимым входить в состав российского государства. Может быть не из-за того что какая-то была симпатия, а из-за того что почувствовали лезгины, что единственное государство, которое может обеспечить сохранность всем им – это именно Россия. Мы тут перевидали всех: и арабов перевидали с юга, персов перевидали, турок и так далее и так далее. Фактически тогда лезгинский народ был на грани исчезновения. В силу этих обстоятельств, - это было уже начало 19 века, 1813-14 год, - наше ханство и наши вольные общества свою позицию четко продемонстрировали. Спасибо тогда царскому российскому государству, которое взяло под покровительство лезгин и обеспечило им сохранность. И теперь вот сейчас получается, зачем, почему России нужно было, что бы целый народ, пророссийский народ, глубоко законопослушный народ был брошен...
(последние слова были сказаны с горечью, затем последовала долгая пауза, С.Ю.).
Никогда ни на каком этапе лезгины не предавали интересы Российского государства. И нам сейчас очень обидно, что Россия сама, вместо того что бы обеспечить свою целостность отталкивает собственный народ. В душе у лезгин знаете сколько, я не скажу зла, обиды накопилось на центральное государство… Обиды накопилось, что так пренебрежительно относятся нам. Куда деться, что делать?
Относительно границ. Еще в 1993 году наш дагестанский парламент, под влиянием определенных депутатов лезгинской национальности принял такое постановление: «О нецелесообразности устройства границы по реке Самур разделяющий лезгинский народ на две единицы». Это официальный документ. Но этот документ оказался под сукном, он никому не нужен был. Просто так решили. Граница по реке, стала фактически административной лишь после революции, когда Азербайджанская республика была создана. Которой раньше на карте мира не было и в помине.
Лезгины, вот так оказались по обе стороны этой реки. Но мы это в особом виде чувствуем, ибо было единое государство, вы это прекрасно знаете. Общение было очень тесное, культурное, родственные наши отношения. Мы абсолютно не замечали, что эта граница существует. Правда и тогда мост через Самур назывался «золотым» и тогда тоже, в некоторой степени нелегко бывало переходить вот эту зону. Но тем не менее мы границы не чувствовали. Хотя с советских времен, шаг за шагом, шла ассимиляция лезгинского народа в Азербайджане. Нелегко мне вспоминать так называемый «лезгинский студенческий налог» в 50-е годы, тогда за обучение лезгин в учебных заведениях брали налог.
С.Ю – Как это?
Р.Н. – Да, за обучение лезгин в школах брали налог. Если кто не хотел налог платить – бедный народ естественно, - «перепишитесь, пожалуйста, азербайджанцем и выбудете чувствовать себя вольготно, вы не будете страдать материально». Фактически такая политика и привела, что вынуждены были часть молодежи лезгинской, под влиянием вот такого драконовского подхода переписываться в азербайджанцев. Это еще в 1950-е годы… Конец 40- начало 50-х годов. При Багирове, при Сталине... Даже сейчас у некоторых наших ребят остались квитанции оплаты этого налога.
Я этим хотел сказать, что ассимиляция и тогда шла. Но эта ассимиляция касалась только глубины Азербайджана, тех районов, где компактно проживают лезгины это нынешний Кабадинский район, Исмаилинский район, Огузский район, Чикинская зона и так далее.
Эти процессы шли несколько быстро, спешно, поскольку тогда лезгины контакт живой с лезгинами этой стороны не могли сохранить, а вот в этой зоне (т.е. прилегающей к Самуру и российским лезгинским районам – С.Ю.): Кубинской, Кусарской зоне такая ассимиляция быстро не могла пройти. Постоянно у нас межлезгинские контакты были: театры, концерты, культурные декады. Просто чисто людские отношения, - куначеские, родственные, - все это позволяло сохранить народ… А вот сейчас, посмотрите что сделали…
С.Ю. А вот если перейти к проблемам сегодняшнего дня…
Р.Н. В отношении этих двух сел. Эти два села существуют с 20-х годов двадцатого века. Абсолютно юридически обоснованно. Существуют документы. Я даже могу человека пригласить, он эти документы принесет.
Эти земли в те времена были куплены. Так значит, когда сейчас новые россияне земли покупают, где-нибудь на Кипре на Мальте. Точно так же тогда эти земли были куплены. Была оплата, были документы. И эти два села Хара-Хуба и Урьян-Хуба – это чисто лезгинские анклавы на азербайджанской территории. Там на абсолютно законной основе, на собственных территориях жили абсолютно российские граждане, не имеющие никакого отношения к Азербайджану, к азербайджанскому государству.
Они всегда управлялись с территории Дагестана. И все паспорта, документы у них российские. Они и зарплаты и пенсии получают российские. Пенсионеры, голосования в Государственную Думу – все осуществлялось здесь, по российским законам. А теперь вот, - взяли и такое решение приняли.
Мы полагаем, что это чисто волевое решение. И знаете, почему они его приняли? Они (азербайджанские власти, С.Ю.) годами издевались над народом. Вынуждали продавать свои дома за бесценок. А куда же им деться? Вот так взяли окружили территорию села и сказали: «вот вам ваша территория села. Выход за пределы - это уже граница, это таможенные установки, это уже миграция». Народ, для того чтобы съездить к себе на родину, чтобы получить детские пособия, должен был две преграды преодолеть, сразу в окружности своего села, а когда до границы дошло – второй раз. А те кто выражали тогда возмущения, что не должно так быть по человечески, не должно быть такого отношения к людям: тех вообще перестали туда пускать. Вот последний раз директор этой школы Неджидов Эшеф, он приехал сюда получать зарплату для учителей. В силу того что он проявляет активность по защите прав людей, так его не пустили обратно.
С.Ю. - Так значит Россию дезинформировали.
Р.Н. - Россия сама хочет, что бы она была дезинформирована. Разве тяжело разобраться в этой ситуации? Россия не имеет четкой политики и поэтому если чуточку отвлечься от этой кавказской политики, грубейшие такие ошибки которые совершает Россия – они и отражаются, они и завтра будут совершаться. Относительно лезгин - имела бы позицию Россия, - и Азербайджан никогда бы не стремился бы сюда. Коль обеспечены интересы лезгинского народа. Это именно та ситуация которая позволяет России если уж не диктовать, то по крайней мере на равных разговаривать с Азербайджаном. В силу того что Россия такой шаг не совершает, поэтому Азербайджан позволяет себе лавировать. Даже в отношении государственной, так называемой границы, Это же абсолютно несправедливые построения. Просто по имеющимся преградам, реке.
Вот наверху, в районе Шахдага, (имелись ввиду высокогорные территории переданные Россией Азербайджану. С.Ю.) - огромная территория, сотни и сотни гектаров, тысячи гектаров, пастбищ Шагдага, чисто российская, чисто дагестанская территория. Пастбища наши. Все это аккуратненько передано Азербайджану, только из-за того что там где-то есть препятствия природные.
Вот недавно, - просто душа болит, - вот недавно туда поднялся, взял разрешение у пограничников и поехал туда вдоль территории азербайджанской. Я то ведь эти земли знаю. И вот – земли чисто дагестанские, чисто Российские, - и на этой стороне колючая проволока…
Вот еще в отношении этих двух сел. Понятно не хотели, скажем создать такой прецедент, что анклавами эти территории должны оставаться в Азербайджане. Россия не сумела не то, что настаивать, просто даже мягко не хотела поднимать этот вопрос. И высшее руководство дагестанского народа, особенно в лице нынешнего министра по делам национальностей, никогда этот вопрос не поднимало и не поднимет. Прежде всего в силу того, что министр является представителем тюркоязычного народа. У дагестанского руководства не было и никогда не будет желания, чтобы лезгины оказались воссоединенными. Ведь тогда лезгины в количественном плане, в территориальном плане получились бы консолидированной, мощной такой нацией. Тогда интересы определенных кланов нынешних руководителей Дагестана не могли бы быть обеспечены так, как они сейчас обеспечены. Сейчас же они обеспечены на основе чистого криминала, чистого грабежа. Удивительно, опять таки Россия куда смотрит? Наш друг Степашин куда смотрит?
Вот говорят «Куда деньги ушли»? А что трудно посмотреть, куда они ушли? Трудно разве посмотреть, откуда появляются искусственные богатеи. Вот говорят: «Взрыв в южном Дагестане». А почему в Дагестане это все происходит? Ведь не вся здесь религиозная подоплека. Это сумели в некоторой степени все одеть в религиозную одежду. А это чистейший криминал, чистейший передел богатства, отношений, ценностей. И все это дагестанскому руководству менять не захочется.
Во первых лезгины, я это опять подчеркиваю, никогда грабежами не занимались, махинациями не занимались. И поэтому когда лезгины заимеют мощное слово на любом уровне, то махинаторам будет очень тяжело. И даже наши друзья – аварский народ, абсолютно пренебрегают тем количеством аварцев, которые сейчас проживают в Закатальской зоне (в Азербайджане, С.Ю.). Ведь посмотрите: официально аварский народ Дагестана почти не поднимает голос в их защиту. А ведь там идет ущемление их прав, ассимиляция, аресты, все это совершается даже в большей степени, нежели с лезгинами. Однако аварцы голос в защиту своих собратьев не поднимают, хотя их голос в России более мощный, весомый. Ведь их представитель, тот же самый Абдулатипов – умеет говорить и трибуна у него хорошая.
Я это хотел сказать, что все делается для того, чтобы лезгины не получили единства. И не секрет еще то, что большинство руководителей Дагестана сейчас имеют свои экономические интересы в Азербайджане. И вот для того чтобы свои интересы сохранить они все и делают. Многие имеют двойное гражданство, я видел паспорта. Руководители имеют двойное гражданство.
- И в отношении этих двух сел. Вот посмотрите: один из абсолютно легких вариантов решения этого вопроса. Вот территория
СЮ. – Есть еще проблема водозабора в Самуре. Россия ведь отдает Азербайджану свою воду.
Р.Н. - Именно из-за того что такой договор заключили на определенном этапе, опять таки у нас есть сведения, есть подозрения, что некоторые руководители Дагестана, в том числе некоторые руководители лезгины, из Магарамкентского района, имели материальное вознаграждение со стороны Азербайджана, чтобы совершить такую вот акцию. Иначе чем это объяснить. Зачем это? Понятно 90% сток реки Самур формируется в горах Дагестана. Сам этот водозаборный узел (имеется в виду насосная станция берущая воду для трубопровода идущего в Азербайджан) находится на территории Дагестана в Магарамкентском районе.
Вот говорят «реликтовый лес» ( т.е. внесенный число памятников природы мирового значения мангровый лес в дельте реки Самур С.Ю.).- при самых тех «плохих коммунистах» в зоне Самура предполагали строительство двух курортных городов. Это все было официально, и разработаны были проекты. А сейчас когда водозабор в руках Азербайджана - лес гибнет.
Нам кажется что все-таки Россия проявляет то ли недальновидность, то ли элемент авантюры… По моему лезгинскую карту они в запасе держат в отношениях с Азербайджаном и на каком-то этапе, если раздоры появятся между Азербайджаном и Россией они могут разыграть эту карту. «Вот лезгины» и так далее и так далее… А лезгины они готовы к тому чтобы их разыграли… А зачем до этого доводить. Если заранее, без розыгрыша этих карт заниматься лезгинской политикой, то у России не будет необходимости браться за эту карту.…
СЮ. - Скажите, а в настоящее время возможны на низовом уровне какие-либо протестные явления.
Р.Н. - Конечно. Недовольство у народа скапливается и во что это может вылиться… Народ, в некоторой степени, честно говоря, оказался удрученным, разочарованным и буквально открыто нам говорят, что молодежь, которая сейчас растет, к нашему может быть неудовлетворению, растет более активной, нежели старшее поколение. Даже у них потихоньку скапливается сейчас элемент агрессивности, если так уж выразится. И в то же время старшее поколение видит, где все лежит, и все это сдерживает. Но я другое хочу сказать: если бы российское государство, хоть в некоторой степени показывало свое отношение, что есть желание, хоть в некоторой степени заниматься лезгинским вопросом, я полагаю, активность, энергия лезгинской молодежи возродится в позитивном плане. Она и всегда была. Но видите какая ситуация создалась…
Продолжение следует.