События во Франции, связанные с последними муниципальными выборами и их неожиданными для многих наблюдателей результатами, стали своеобразной политической «развилкой» для страны. Франция — одна из крупнейших европейских стран, и понятно, что результаты муниципальных выборов сейчас крайне интересны на фоне выборов в Европарламент 25 мая. Однако наибольшее значение возникший по итогам муниципальных выборов прецедент имеет именно для французской политики. Во Франции до сего дня не было случая, когда муниципальные выборы приводили к смене правительства. Впервые столь радикальные выводы, касающиеся национального уровня политики и управления, были сделаны по итогам голосования на местном уровне. Результаты голосования оказались весьма показательными. Так, если проанализировать уровень активности 788 коммун с числом жителей более 50000 человек (что соответствует 23% всего населения страны), можно увидеть, что абсентеизм достиг рекордного уровня. И проявился он главным образом, среди избирателей, два года назад солидарно голосовавших за Франсуа Олланда.
Главный же результат выборов заключается в том, что социалисты впервые за много лет уступили «правым» в тех муниципалитетах, которые традиционно причислялись к числу их электоральных «вотчин». Партия потеряла позиции в более чем 155 городах Франции с населением больше 9 тыс. человек. В итоге многие из мэрий, традиционно занимаемых «левыми», перешли под контроль «системных правых» из Союза за народное движение (UMP). С учетом того обстоятельства, что местная (и не только) политика во Франции имеет «клиентелистскую» природу, подобный результат означает настоящую «электоральную катастрофу». Последнее чревато для социалистов потерей значительной части электората и неудачами на следующих парламентских и президентских выборах.
Другой важный результат прошедших муниципальных выборов – подлинный «электоральный прорыв» крайне «правых» из Национального Фронта Марин Ле Пен, которые достаточно успешно и последовательно освобождаются от многолетнего статуса «антисистемной» партии. На сегодняшний день «Национальный фронт» сумел преодолеть условный барьер, до сего времени сдерживавший их активность в масштабах всей страны. Его представители стали мэрами в 13 городах с населением больше 10 тыс. человек. Это беспрецедентный результат, поскольку по итогам предыдущих выборов за «крайне правыми» было всего четыре города. На последних выборах показатели «Национального фронта» увеличились более, чем в три раза. Всего же на этих выборах, включая мелкие города и поселки, представители «Национального фронта» заняли 98 постов мэров. Весьма показательным стал завоеванный «крайне правыми» пост мэра в седьмом городском районе «знакового» для партии Марселя, где, как в Лионе и в Париже, существует особая модель муниципальных выборов.
Таким образом, по итогам прошедших выборов «Национальный фронт» заметно усилили свою политическую субъектность. Более того, теперь у НФ более 1,5 тыс. муниципальных депутатов по всей стране. Это означает, что на следующих президентских выборах НФ сможет непосредственно выдвинуть своего кандидата в президенты, не прибегая к коалициям и договорам.
Но главное - прошедшие муниципальные выборы во Франции привели к политическому кризису в стране. Несмотря на частичные успехи (Соцпартии удалось сохранить за собой Париж, мэром которого станет представитель партии Анн Идальго), представители правоцентристской партии «Союз за народное движение» и ультраправый «Национальный фронт» (НФ) с полным правом ощущают себя победителями в масштабах всей страны. Провал социалистов привел к отставке премьер-министра Франции Жана-Марка Эйро, провалившего заявленную ранее экономическую программу, которого сменил другой партийный выдвиженец, бывший министр внутренних дел Мануэль Вальс. Личность последнего заслуживает отдельного рассмотрения.
Вальс – правый среди «левых», самый правый политик в рядах «левой» Социалистической партии. Подобную роль некоторое время назад в ней играл Жан-Пьер Шевенеман, известный в партийных рядах технократ, бывший министра обороны и внутренних дел. Кандидатура главы МВД Франции Мануэля Вальса на пост премьер-министра была достаточно очевидна, поскольку должность министра внутренних дел является знаковой для страны. Спонтанное выдвижение Вальса напоминает возвышение Николя Саркози в рядах «умеренно правых» накануне президентских выборов 2007 года, открывшее последнему дорогу в Елисейский дворец. Характерно, что Саркози перед своим президентством занимал пост как раз главы МВД и отличился своей жесткой политикой именно в этой должности. Вальс, подобно Саркози, занимает жесткие позиции по миграционным вопросам, более жесткие, чем Соцпартия и французские «левые» в целом. Вальс также обладает высоким «стартовым» рейтингом, и высоки шансы, что он может стать следующим президентом Франции. Его назначение на пост главы кабинета — это еще одно свидетельство ставка поражения французских «левых».
Ставка правящих социалистов на министра МВД Мануэля Вальса — единственный шанс на спасение партийных позиций в ситуации «политического дефолта». Он – по сути единственная фигура в составе Соцпартии, способная противостоять стремительно набирающим популярность евроскептикам и консерваторам. Выдвижение Вальса – проявление эффекта «deus ex machina», попытка партии остаться на плаву, выделив внутри себя условно правый (право-популистский) сегмент, который планируется сделать ядром консолидации для различных партийных фракций. Последнее означает идеологическую исчерпанность социалистов, и равно – острейший дефицит лидерства, проявляющийся в крайне малой популярности действующего президента Франсуа Олланда и большинства претендентов на пост главы партии; показательны в этом отношении уход на вторые роли еще недавно считавшихся «перспективными» Сеголен Руайяль и Бертрана Деланоэ, а равно и забвение опального Доминика Строс-Кана.
Социалистическая партия Франция, похоже, окончательно размыла свою идеологию, не имеет новых идей и ярких лидеров и стремительно теряет свой электорат. Стратегия «социального популизма» в версии Олланда очевидно исчерпала себя за два года его президентства. Для ее проведения в жизнь просто отсутствуют необходимые ресурсы. Государственный социализм «по-французски» оказался банкротом.
Помимо этого, левый популизм (в связке с левым либертарианством) не позволяет французский Соцпартии вписаться в глобальный политический и элитарный формат, где ныне господствуют неолиберальные тренды.
Единственный шанс для «левых» устоять и влиться в глобальную элиту – совершить упомянутый выше разворот «вправо». Однако для этого была необходима популярная фигура. Для этой цели социалистам и понадобился условно «правый» популист- харизматик Мануэль Вальс. Он воплощает собой образ силовика и малоидеологизированного прагматика-управленца, с которым связываются надежды на сохранение и укрепление пребывающей в глубоком кризисе Пятой Республики.
Между тем, прогнозы относительно перспектив и возможных свершений недавно сформированного кабинета пока неутешительны. В складывающейся ситуации и в силу очевидного политического «ангажемента» Вальс, по всей видимости, отдаст приоритет внешним обязательствам перед внутренними интересами и социальными обязательствами социалистов.
Он продолжит курс Саркози на укрепление военно-силовой составляющей внешнеполитической мощи Франции, проведение либеральных реформ в экономике, консолидацию остаточного государственного ресурса и политико-административного персонала, ссылаясь на ситуацию «кризиса». Это будет означать разрыв со многими прежде традиционными приоритетами социалистов.
Подтверждение намечающейся «ревизии» и идеологического «переворота» – заявленные Вальсом приоритеты политики нового кабинета министров. В своей речи во время церемонии торжественного вступления в должность в Национальном Собрании Франции 8 апреля Мануэль Вальс добросовестно перечислил директивы президента Олланда: «пакт об ответственности» с Движением французских предпринимателей (Medef), «энергетический переходный период» для зелёных и «социальный договор» для народных масс». Все эти меры направлены только на то, чтобы удовлетворить разные группы своих избирателей, и, по мнению политолога Тьерри Мейсана, не представляют собой единый политический курс.
Таким образом, смена правительства, по мнению французского эксперта, не является ответом на голосование французов на муниципальных выборах – она соответствует личной стратегии Франсуа Олланда, который постепенно выдаёт свои истинные политические устремления – возобновление колониальной политики и защита интересов Французского Движения предпринимателей (Medef). Последнее выражает интересы крупного капитала (только пятая часть самых крупных предприятий входит в состав этого синдиката). Правый популизм, помноженный на социальную риторику с целью закамуфлировать реализацию «корпоративных» интересов связанного с действующей властью крупного бизнеса – очевидный «стержень» политики кабинета Мануэля Вальса.
Представляется уместным сказать несколько слов о заявленной новым премьером Вальсом территориальной реформе, которая стала камнем преткновения для многих предыдущих французских правительств. Подчеркнув свою приверженность европейскому механизму и французско-германскому сотрудничеству, последний заявил о своём намерении провести глубинную реформу «территориального тысячелистника». Территориальный вопрос – один из ключевых для Французской Республики, остро ощущающей последствия административной «гиперцентрализации», описанной еще А. де Токвилем. Между тем, сложившаяся во Франции трехуровневая система территориального управления (регион-департамент-коммуна) испытывает немалые напряжения и с трудом справляется с вызовами глобализации и европейской интеграции. При этом происходят постоянное усложнение и самой этой системы - за последние годы к коммунам и департаментам добавились ещё и образования из коммун, новые территории и регионы. Все это делает проблему реформы системы административно-территориального деления одной из ключевых в рамках современной «повестки дня». Главный вопрос – в избранной французскими властями общей стратегии реформирования.
Так, если французские «левые» традиционно выступали за децентрализацию и расширение полномочий регионов, то их «правые» оппоненты (за редким исключением) - за укрепление начал централизации. Предлагаемая Вальсом реформа выходит за рамки обеих упомянутых стратегий. Он предложил сократить вдвое число регионов, ликвидировать департаменты вместе с их Генеральными Советами и провести укрупнение коммун, вероятно за счёт устранения наиболее мелких. Пересмотр существующего территориального деления не соответствует французской политической традиции и традиционным подходам к государственному реформированию, а создает условия для поэтапного демонтажа института суверенных национальных государств с передачей основных полномочий на уровень Европейского Союза. Этот проект предусматривает преобразование государств-наций в большие регионы и передачу верховной власти бюрократическим образованиям типа Европейской Комиссии. Многолетний спор «централистов» и сторонников децентрализации во Франции оказывается де-факто законченным. Реализация заявленной Вальсом реформы означает фактический отказ от деголлевского проекта 1966 года, целью которого являлось укрепление суверенитета Франции и ее превращение в региональную державу.
Таким образом, французские социалисты после своего очередного прихода к власти фактически завершают процесс демонтажа французского национального суверенитета и самой Пятой Республики при формальном сохранении ее основных институтов. Очередной цикл политической истории Франции завершается, а способность французских граждан влиять на определение своей политической судьбы будет последовательно уменьшаться. Политический «декаданс», длившийся в течение нескольких последних десятилетий, подходит к своему логическому завершению.