В столице Мордовии г. Саранске 17-18 декабря 2013 года прошла всероссийская научно-практическая конференция «Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе: причины возникновения и возможные последствия». В ее работе приняли участие более 200 представителей из 15 регионов страны: члены Общественных палат России и Мордовии, учёные и эксперты, руководители органов госвласти, духовенства, силовых структур. Главными темами конференции стали зарубежное влияние на действующие на территории Российской Федерации национал-сепаратистские движения и секты, а также религиозный экстремизм и нелегальная миграция.
Организаторами мероприятия выступили Общественная палата Российской Федерации, Министерство по национальной политике Республики Мордовия, Мордовская митрополия Русской Православной Церкви, Центральное духовное управление мусульман Республики Мордовия.
Работа конференции началась с демонстрации на большом экране фрагмента октябрьского выпуска телепередачи «Особое мнение» телекомпании RTVi, в которой известная либеральная журналистка «Эха Москвы» Евгения Альбац заявила что считает неизбежным разделение России «по Уральскому хребту». В последовавшем после показа обсуждении видеоролика собравшиеся учёные и эксперты осудили провокационное заявление Евгении Альбац.
Также участникам конференции были продемонстрированы видеоматериалы, свидетельствующие о том, что поддержку сепаратистских движений на территории России осуществляют Эстония, Финляндия и Грузия.
Религиовед Роман Силантьев в своём докладе, посвящённом проблеме распространения ваххабизма в России, отметил, что в современный период на территории Татарстана в условиях разгула радикального ислама «теракты осуществляются на систематической основе и происходят чаще, чем в Чечне».
В своём выступлении Силантьев коснулся и ситуации сложившейся в татарском селе Белозерье Ромодановского района Мордовии в связи с деятельностью в этом населённом пункте ваххабитского джамаата. По информации исламоведа, более 200 приверженцев радикального ислама из числа уроженцев Белозерья в своё время выехали в различные зарубежные центры подготовки террористов, и часть из них сейчас находится в Сирии. Несколько лет назад группа белозерских ваххабитов приняла участие в боевых действиях на стороне боевиков в Чечне, вернувшись домой с полным вооружением и рассказами о своих «подвигах». По мнению Романа Силантьева, продолжающаяся война в Сирии для ваххабитов из Татарстана, Мордовии и других регионов России – это своеобразная школа переподготовки, курсы повышения квалификации. Остаётся только догадываться, как будут применять этот военный опыт радикал-исламисты, вернувшиеся в Мордовию и другие регионы России.
Также в своём выступлении Роман Силантьев коснулся и ситуации в межнациональной сфере, которую, по его мнению, сильно ухудшает избыточная толерантность чиновников и правоохранителей. Как отметил эксперт, события в Бирюлёво и в целом ряде других мест «наглядно продемонстрировали, к чему приводит излишняя толерантность власть имущих к преступным сообществам». «Не пора ли уже заняться ее понижением?» – задал он риторический вопрос. С точки зрения Романа Силантьева, повышенная толерантность чиновников и правоохранителей все чаще компенсируется «отрицательной толерантностью - превентивной и чрезмерной нетерпимостью» простых людей, что создает опасную для стабильности государства ситуацию.
«Уверен, что единственным способом как-то компенсировать несовершенство действующего антиэкстремистского и антитеррористического законодательства является установление нулевого уровня толерантности, который предполагает максимально возможные из предусмотренных УК наказания за преступления, угрожающие национальной безопасности», - заявил Силантьев.
В ходе обсуждения доклада исламоведа известный в Мордовии мусульманский общественный деятель Шамиль Бикмаев обратился к Роману Силантьеву с просьбой передать ему списки уроженцев Белозерья, которые выехали в зарубежные экстремистские центры. Бикмаев обещал «провести воспитательные беседы» с членами семей белозёрских «религиозных эмигрантов».
Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), сектовед Александр Дворкин в своём докладе рассказал о роли различных сектантских сообществ («новых религиозных движений») в том сценарии по развалу России, который пытаются осуществить Соединённые Штаты Америки. В частности, сектовед рассказал о той угрозе национальной безопасности России, которая исходит со стороны религиозного движения «Звенящие кедры России», адепты которого в народе известны как сторонники «родовых поместий» либо «анастасийцы». По мнению профессора Дворкина, «секты работают на развал нашего общего пространства».
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Иванов в своём выступлении рассказал о зарубежном влиянии на действующие в России национал-сепаратистские сообщества со стороны проамериканских режимов Эстонии и Грузии. «Надо отдавать себе отчёт в том, что за спиной Эстонии и Грузии, поддерживающих экстремизм и сепаратизм на территории России, стоит главный геополитический противник России – Соединённые Штаты Америки», – констатировал Иванов.
По его мнению, именно США заинтересованы в дестабилизации ситуации в Поволжье и в других регионах России.
Заведующий кафедрой социальной психологии Мордовского государственного университета им. Огарёва, профессор Константин Романов рассказал о психологических особенностях татарских и мордовских национал-сепаратистов. По его мнению, «они всегда подчёркивают свою особенность, говоря «мы другие». Как считает профессор, «вместо того, чтобы искать какие-то общие свойства, общие интересы с другими россиянами, они, наоборот, занимаются сознательными поисками различий». «Более того, они не просто гордятся тем, что они «другие»: они говорят, что мы «лучше других», «мы особенные», – отметил Константин Романов.
Ректор Саранского духовного училища, протоиерей Александр Пелин в своём выступлении рассказал о зарубежном влиянии на мордовских националистов, придерживающихся неоязыческих убеждений. Оказалось, что пропаганду мордовского национализма и неоязычества в ВУЗах Мордовии среди студенчества ведут преподаватели, которые в разное время либо проходили обучение в Финляндии, либо получали иностранные гранты.
Руководитель Службы региональных связей Московского патриархата Максим Паршин в своём докладе поведал о церковном проекте «Просвещение», направленном на адаптацию мигрантов из Средней Азии и из российских республик Северного Кавказа.
В своем выступлении он рассказал о том, что Русская Православная Церковь в рамках данного проекта принимает участие в обучении трудовых мигрантов русскому языку и культуре. С целью гармонизации межэтнических отношений, для того, чтобы мигранты могли успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество, Церковь их также обучает и этикету, правилам поведения в обществе. На сегодняшний день курсы церковно-общественного проекта «Просвещение» открыты и успешно работают в нескольких регионах России. По мнению Максима Паршина, к работе с мигрантами необходимо привлекать мусульманские религиозные организации, чтобы мусульманские духовные лидеры могли оказывать на них умиротворяющее воздействие.
Заместитель муфтия Татарстана Нияз Сабиров зачитал доклад «В единстве благодать», в котором привёл примеры добрососедских отношений и сотрудничества мусульман и христиан от средневековья до нашего времени.
Также он рассказал о тех мерах, которые предприняли в муфтияте Татарстана для противодействия деятельности террористической организации «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» в мусульманской умме республики. Как заявил в своём выступлении Сабиров, нельзя считать мусульманами тех экстремистов, которые осуществляют поджоги церквей и другие теракты.
Однако неблагоприятное впечатление на присутствующих произвёл ответ Нияза-хазрата на вопрос Романа Силантьева. Исламовед задал прямой и четкий вопрос заместителю муфтия Татарстана: «Можно ли считать мусульманином верховного муфтия Саудовской Аравии, который выступил с призывом уничтожить все церкви на Аравийском полуострове?» В ответ последовала пауза: было видно, что Сабиров явно затрудняется с ответом. Затем Нияз-хазрат ответил: «Оставим это на суд Бога». Такой ответ многие из собравшихся учёных и экспертов расценили как проявление непоследовательности в позиции и проваххабитской (просаудовской) позиции татарстанского муфтията.
Во время организованного после конференции чаепития, которое прошло в формате импровизированного круглого стола, выяснилось, что многие эксперты увязывают подобную позицию муфтията Татарстана с заявлениями властей этой республики о необходимости привлекать «исламские инвестиции» из Саудовской Аравии и других государств Персидского залива. Собравшиеся отметили, что власти Татарстана игнорируют мнениях тех экспертов, которые предупреждают, что результатом привлечения зарубежных «исламских инвестиций» неизбежно будет рост влияния ваххабизма и усиление террористической угрозы не только в Татарстане, но и в других регионах Поволжья.
Также темой обсуждения экспертов стали ситуация в селе Белозерье Ромодановского района Мордовии и конфликты коренного населения со среднеазиатскими мигрантами в Чамзинском районе Мордовии и Нурлатском районе Татарстана. Как отметил присутствовавший на конференции представитель силовых структур, «Белозерье это чёрная дыра, мы практически ничего не знаем о том, что происходит в этом ваххабитском анклаве». По мнению силовика, «если ситуацию там пустить на самотёк, рано или поздно это село превратится к поволжское Карамахи, и придётся проводить настоящую войсковую операцию».
Эксперты отметили общую черту межэтнических конфликтов в мордовском посёлке Чамзинка («мордовское Бирюлёво») и деревне Курманаево Нурлатского района Татарстана («татарская Кондопога»): в обоих случаях среднеазиатским мигрантам противостояло сообщество представителей коренных народов Поволжья. В Чамзинке это были граждане русской, мордовской и татарской национальностей, а в Курманаево – граждане татарской национальности, которых поддержало несколько мордовских, чувашских и мишарских семей.
Участники конференции «Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе» также отметили изменение этнического самосознания части татарского (мишарского) населения Мордовии. Если раньше практически все мишары считали себя частью татарского народа, то сейчас значительная часть мишарской молодёжи считает себя отдельной от татар национальностью. Один из экспертов зачитал описание сообщества «Мишары» в социальной сети «В Контакте»: «Многие из нас считают себя за татар, пора изменить эту несправедливость и узнать кто мы такие! Хвала Аллаху, мы - мишары!». При этом молодые мишары Мордовии и Татарстана считают себя жертвами «насильственной татаризации», проводившейся в советский период. Как отметили эксперты-этнологи, носители мишарского самосознания являются противниками ваххабизма и обеспокоены ситуацией, сложившейся в татаро-мишарском селе Белозерье.
Экспертами был критически разобран доклад Максима Паршина о просвещении мигрантов с целью их адаптации и интеграции в российское общество. По мнению участников конференции, нецелесообразно говорить об интеграции среднеазиатских мигрантов в российское общество: необходимо добиваться, чтобы выполнив свою работу согласно заключенному контракту, мигрант уезжал обратно на родину. В идеале же необходимо отказаться от ввоза в Россию инокультурных трудовых мигрантов. Что же касается жителей Северного Кавказа, то необходимо добиваться, чтобы у них не было причин переезжать в центральные регионы: создавать рабочие места в регионах Северного Кавказа, открывать там филиалы российских ВУЗов, бороться с коррупцией и «трайбализмом» (покровительство соплеменникам в органах власти), чтобы в этих республиках нормально работали «социальные лифты». Наибольшую критику вызвало предложение Паршина о том, что к работе с мигрантами необходимо привлечь мусульманские религиозные организации, чтобы мусульманские духовные лидеры могли оказывать на них «умиротворяющее воздействие».
Как справедливо отметили эксперты, этого нельзя делать: пока в России творится настоящая чехарда с муфтиятами, и при этом нет полноценной системы мусульманского духовного образования. В некоторых регионах действуют более 3 независимых друг от друга муфтиятов, часть из которых находится под контролем проваххабитского «Совета муфтиев России», возглавляемого небезызвестным Равилем Гайнутдином. При изучении биографий участников ваххабитского бандподполья выявляется их связь с функционерами «СМР». Организация Равиля Гайнутдина давно превратилась в настоящую «школу терроризма»: работой в её структурах в своё время «отметились» боевики-джихадисты Саид Бурятский, Ясин Расулов и Абузар Мантаев. Сопредседатель «Совета муфтиев России» Мукаддас Бибарсов в своё время был руководителем движения «Российское исламское наследие», в руководство которого помимо него входил один из организаторов нападения на г. Нальчик Руслан Нахушев, в 2005 году объявленный в розыск за терроризм. При этом объективности ради надо признать, что те централизованные мусульманские организации, которые официально придерживаются антиваххабитской политики (Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджутдином, ДУМ Татарстана), не всегда контролируют ситуацию в своих мечетях, которые свободно посещают ваххабиты и активисты террористической организации «Хизб-ут-Тахрир». В этих условиях, если привлекать к просвещению гастарбайтеров мусульманские организации, то с большой долей вероятности приезжие из Средней Азии попадут в поле зрения радикал-исламистов, которые постараются пополнить ряды джихадистов за счёт мигрантов. Преждевременно привлекать мусульманские организации к просвещению мигрантов – таков был вердикт экспертов.
В последний день конференции учёными и экспертами было предложено выработать долговременную программу, направленную на купирование деструктивного зарубежного идеологического влияния на народы России. В частности, необходимо запретить обучение россиян в зарубежных исламских ВУЗах, и прекратить порочную практику обучения молодёжи финно-угорских республик в Эстонии и Финляндии в ВУЗах, в которых ведётся пропаганда финно-угорского национал-сепаратизма. Предложено было перенести на территорию России штаб-квартиру Международного финно-угорского движения, а случае невозможности реализации данного намерения – создать альтернативное Международное финно-угорское движение, в котором участие представителей Эстонии и Финляндии будет ограничено.
Также был предложен ряд мер, направленных на приостановление зарубежного влияния на новые религиозные движения (секты), действующие на территории России. Кроме того, было предложено создать систему мониторинга, включающую постоянное изучение общественного мнения в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Было отмечено, что во избежание возникновения новых очагов массового недовольства населения, подобных тем, что возникли в московском районе Бирюлёво или в деревнях Шумково и Курманаево в Татарстане, представителям органов госвласти необходимо отказаться от толерантности по отношению к инокультурным мигрантам, демонстрирующим неуважение к российским традициям и обычаям. Отдельно было подчеркнуто, что разъяснительная работа среди мигрантов не всегда эффективна. Для решения этой проблемы необходима подготовка и переподготовка людей, занимающихся национальной и религиозной тематикой: они должны объяснять мигрантам, что те являются всего лишь гостями, которым благодаря доброй воле россиян дана возможность заработать, и мигранты должны понимать: находясь в чужих краях, надо демонстрировать уважение к местным традициям и обычаям.