К сожалению, современная история России еще не написана. Перечитал учебник по истории для старших классов и пришел в изумление, настолько это все жалко, все спутано, скомкано. В основе все равно лежит тот учебник истории СССР, по которому я еще учился.
Так, к примеру, Первая мировая война в этом славном учебнике прямо по Ленину объявлена империалистической, в которой виновны все стороны. Авторы, вы либо дураки, не знающие элементарных вещей, или лентяи и вам лень переписать два абзаца, либо вы мерзавцы. Ибо в развязывании той войны виновата Германия, она была агрессором. Это у Ленина Россия всегда и во всем была виновата. Но вам, авторам учебника по истории России, зачем это надо?
У нас население осталось еще советским в восприятии ключевых моментов истории, или оно никакое по отношению к истории, люди просто не знают ничего. Чего-то где-то читали, что-то слышали.
Много у нас знают о партии эсеров? А ведь эта была основная революционная сила до октября 1917 года. Это была самая многочисленная партия, это была партия, которая сокрушительно победила на единственно честных всенародных прямых выборах в Учредительное собрание. Эта была партия, которая после февраля 1917 года строила общество демократического социализма, т.е. социализм при котором народ сам бы определял свою судьбу. И именно с этой революционной партией большевики повели борьбу за власть, а не с какими-то мифическими контрреволюционерами.
Метафору о том, что в 1917 году «власть валялась на земле» у нас знают многие, но это ложь. Большевикам потребовалось три года кровопролитной войны против своего народа, что «поднять» эту власть, которая якобы «валялась на земле». Отпираясь на русскую вооруженную чернь, на инородцев, из которых была первоначально более чем на 50% сформирована Красная армия, опираясь на ЧК, красным удалось частью истребить физически русскую интеллигенцию, которая боролась с ними до конца, частью вынудить этих людей бежать из России. В этом суть «великого октября», а не в повторяемом без конца лживом тезисе, что большевики отдали фабрики и заводы рабочим, а землю крестьянам. Никому они ничего не отдали.
Так почему же эсеры проиграли? Почему их партия не смогла удержать власть, а потом победить красных в гражданской войне?
Да потому что к 1917 году это была партия разгромленных. Именно против нее в первую очередь боролось царское правительство, а не против каких-нибудь большевиков, о которых в России до лета 1917 года слышали только уж очень большие любители политики.
В своих воспоминаниях руководитель Петроградского охранного отделения Глобачев писал, что к 1917 году партия эсеров фактически перестала существовать.
И тут нет никакого противоречия. С одной стороны, партия эсеров была самой популярной, эсер Керенский возглавлял Временное правительство…
Вот написал «эсер Керенский» и прямо вижу, как люди чего-то читавшие и как им кажется, что-то знающие об Александре Федоровиче Керенском, скривились – «а, это болтун, который в женском платье убежал из дворца».
Лень человеческая велика, стереотипы, которые вбили в головы массам большевики невероятно живучие, мыслить самостоятельно люди в большинстве своем не умеют, вот отсюда эти скривившиеся в презрении лица.
В представлении большинства наших соотечественников именно Ленин и его партия вели непримиримую борьбу с царизмом, а на самом деле этот персонаж сидел в кустах, в то время как борьбу с царизмом не на жизнь, а на смерть вела партия эсеров. Ленин был почти нулевой величиной, пока он с деньгами немецкого генерального штаба не явился в Питере в апреле 1917 года.
Партия эсеров проводила тактику террора против первых лиц государства, против губернаторов, полицейских, жандармов. И это была борьба героическая, но ошибочная. Глупее что-то для защиты интересов народа, чем террор и придумать было трудно. Террор во всей истории – это оружие слабое, никто и никогда не победил с помощью политического террора.
Но это видно нам из дня сегодняшнего, а тогда социалисты-революционеры шли на гибель во имя народа. Были убиты министры Н.П.Боголепов, Д.С.Сипягин, В.К.Плеве, великий князь Сергей Александрович, десятки губернаторов, прокуроров, полицейских чинов.
И у руководителей российского МВД первой задачей была задача как-то остановить этот вал террора, и что еще важнее нанести удар по партии эсеров. Но что и как можно было сделать, если на смену одному погибшему или севшему в тюрьму эсеру, приходило еще десять?
Вот тогда, как я полагаю, была разработана секретнейшая операция Петром Столыпиным против партии эсеров. Операция, если так можно выразиться, по нравственному уничтожению этой партии. Странно, что россиянские историки так и не разобрались в этом ключевом вопросе нашей истории, про советских историков и говорить не приходится. Убогость одна, да-с! Господа – вы убогость. Но не будем о грустном и перейдем к сути дела.
Столыпин был политический гений. Но он был, прежде всего, административный гений, обладавший мощнейшим системным мышлением. Как раз в годы самого жуткого террора он становится во главе МВД, а тогдашнее МВД – это была, пожалуй, самая серьезная организация в системе органов государственной власти.
Петр Аркадьевич быстро вник в суть проблемы, он понял, что единственная реальная сила против революционного террора – это внедрение провокаторов. Но если бы Столыпин мог знать свое будущее, а главное, будущее России, он никогда бы не сделал ставку на провокаторов. Но его системный ум подсказывал, что вал политических убийств можно быстро остановить только таким путем. В это время в Охранном отделении возникла идея о том, что можно и нужно ввести в руководства всех революционных партий своих агентов, и через них контролировать все это революционное движение.
Дело в том, что Департамент полиции имел своего агента во главе… Боевой организации эсеров, той самой, которая и вела жуткую борьбу с правительством, и целью их охоты был сам император.
Агента этого звали Евно Фишилевич Азеф. Этнический еврей, как мы сейчас бы сказали, мелкий жулик и уголовник он молодым человеком оказался в Европе и решил поправить свое материальное положение сотрудничеством с Департаментом полиции. Действие разворачивалось как в дурном детективе. Он послал письмо в Департамент и предложил свои услуги, но не подписал письмо, потом отправил еще одно письма. Этими письмами заинтересовались и его вычислили! У этих господ свои секреты. И в ответ ему пришло ироничное письмо, что уже если вы господин Евно Азеф решили нам помочь, то давайте. И он начала «помогать». За 50 рублей в месяц.
Что он из себя представлял? Всякий кто глянет на его фото, увидит ужасно отвратительную рожу, и это как раз тот случай, когда форма соответствовала содержанию. Я долго подбирал слово, которое охарактеризовало бы этот типа, и великий русский язык меня не подвел, я нашел это слово – уебище.
Азеф был человеком весьма скромных способностей, любил музыку кабаков, она его трогала, любил проституток и кафешантанных певиц. Был невероятно циничен и подл, но при этом имел хорошие данные для агента, у него была феноменальная память, он научился выделять главное, четко и коротко информировать о самом важном, за что его и ценили.
Но помимо этого он был еще актер. Насколько хороший - это вопрос. Вот, к примеру, отрывок из его донесения в Охранное отделение, стиль этого отрывка говорит о довольно примитивном уровне этого персонажа и явном актерстве: «"Мне кажется, что у Вас нет ни одного факта, который бы мог Вас заставить думать, что я способен вам солгать. Кажется, ни разу не лгал, это не лежит в моей натуре... Ваше недоверие для меня оскорбительно и страшно обидно".
Так что же лежало в «его натуре»? Главное, что его кроме цинизма сближало его с Лениным, к примеру, он был таким же хорошим манипулятором, как и Ильич. Хорошим прикладным психологом, он прекрасно чувствовал людей. Вот отсюда и его карьера в революционной среде, он сумел настроиться на их волну.
Ни в одном террористическом акте он сам не участвовал, но, тем не менее, завоевал уважение революционеров и стал во главе Боевой организации. Как такое могло получиться? Думается, все объяснялось тем, что эта среда состояла из неуравновешенных интеллигентов, это были люди готовые жертвовать собой, но не склонные хоть к какому-то серьезному анализу. Хотя подозрения в адрес Азефа высказывало с десяток людей и в их числе Крестьянинов, Мельников, Мортимер, Делевский, Агафонов, Тютчев, Трауберг.
Но у Азефа была очень хорошая школа. Когда в Охранном отделении поняли, какая от него может быть польза, то с ним долго работал сам полковник Зубатов. Вот его-то уроки и пригодились, как это ни странно звучит, в деле террора. Зубатов обучил его тому, чем молодые революционеры не обладали. К примеру, продумывая операции, Азеф прекрасно знал местность, где должен был произойти теракт, Питер он знал просто досконально, обладал феноменальной зрительной памятью.
И вот Азеф во главе Боевой организации. И что он делал? Чтобы спасти себя выход у него был один - часть террористов он сдавал, но какие-то теракты проводил успешно. Он понимал, что убийство царя или кого-то из руководителей Охранного отделения ему не простят, а вот убийство Великого князя Сергея Александровича вполне пройдет.
Знали ли о его двойной игре в Охранном отделении? Разумеется, только вопрос в том, когда они это поняли.
Азефом очень интересовался сам Столыпин, он даже лично формулировал ему некоторые вопросы. И когда началась охота за Столыпиным, то Азеф умело сводил ее к нулю. Но, тем не менее, я уверен, что приговор Азефу был вынесен, когда о его двойной игре узнал лично Столыпин. Тем более что появилась масса террористов не связанных с Боевой организацией эсеров. Именно такая группа и совершила теракт против Столыпина, когда в его приемной взорвали бомбу огромной силы, погибли десятки людей, пострадали тяжко дети Петра Аркадьевича.
Т.е. работа по внедрению агентов была тактикой полезной, но отнюдь не гарантировала успех в борьбе с революционерами. А что гарантировало такой успех? Удар по главной составляющей силы революционеров, по их уверенности в своей нравственной правоте. Надо сказать, что государство в борьбе со своими врагами всегда напирает на то, что те безнравственны. Но с эсерами это не проходило. Они шли на смерть во имя народа. И убедить молодежь, что это дело неправое было невозможно.
Но что было можно? Дискредитировать руководство партии эсеров.
Думаете, что этого мало? Ошибаетесь. Вот представьте себе, что в 1932 году немецкие нацисты узнают, что Гитлер агент Коминтерна? Чтобы было в результате? Пришел бы Гитлер к власти в 1933 году? Нет. Сохранилась бы его партия? Нет. А чтобы было бы, если бы большевики узнали о том, что Ленин работал на Охранку? Чтобы было с этой партией? Она перестала бы существовать.
Т.е. сдача Азефа могла принести гораздо большую пользу, чем продолжение его двуличной деятельности. Когда эсеры узнали, что их лидер - агент Охранки, это был бы страшный удар по их партии. Партия была разрушена этой акцией.
Но тут возникал вопрос даже не правомерности такого поступка по отношению к агенту, кто будет интересоваться такими вещами, если на кону судьба страны? К тому же Азефа вполне можно было рассматривать как агента ведшего двойную игру, т.е. рассматривать его как предателя. Проблемы была в том, чтобы прочие агенты и провокаторы не перестали служить, в ожидании такой же подставы.
И эту задачу решили блестяще. Я думаю, что в курсе это операции были всего несколько человек, вот потому и нет нигде документальных следов. Во главе был сам Столыпин. Ибо никто бы без его ведома на такое не решился. Одной из ключевых фигур был Лопухин, бывший глава Департамента полиции, имевший репутацию либерала. При этом он был другом Столпина. Ну и глава Охранного отделения Герасимов.
Но как довести до партии эсеров информацию о том, что Азеф провокатор? В этом деле помог, сам не ведая о подоплеке всего этого, честнейший русский интеллигент эсер Владимир Бурцев. Почему именно его выбрали на эту роль? Да потому что он уже писал письмо в свое время С.Ю. Витте о том, что готов выступить против революционного террора, если правительство пойдет на реформы.
Бурцев с юных лет был участником революционного движения, сидел тюрьме, был в ссылке, занимался за границей и в России издательским делом, имел очень хорошую репутацию в революционной среде. Был умен, аналитичен и ненавидел революционный и контрреволюционный террор, как нечто бессмысленное и ужасное для России.
Вот к нему в его журнал пришел человек, который сказала, что работает в Охранном отделении, но сочувствует эсерам. Общение с этим человеком (М.Е. Бакаем) привело к тому, что Бурцев получил от него информацию о том, что в самых верхах партии эсеров есть провокатор. Но видимо это была только часть работы, ему как-то помогли понять, что провокатор – это Азеф. Дело в том, что идея о провокаторстве Азефа к тому времени витала в воздухе. Савинков за три месяца до разоблачения сказал: "Если бы против моего родного брата было столько улик, сколько их есть против Азефа, я застрелил бы его немедленно. Но в провокацию Ивана я не поверю никогда!"
А вот как описывает момент своего озарения сам Бурцев, он гулял по Петербургу и столкнулся с Азефом, который спокойно шел с женой, ничего не боясь: «"Как-то неожиданно для самого себя, я задал себе вопрос: да не он ли сам этот Раскин (провокатор)? Но это предположение мне тогда показалось столь чудовищно нелепым, что я только ужаснулся от этой мысли. Я хорошо знал, что Азеф - глава Боевой организации и организатор убийств Плеве, великого князя Сергея и т. д., и я старался даже не останавливаться на этом предположении. Тем не менее с тех пор я никак не мог отделаться от этой мысли, и она, как какая-то навязчивая идея, всюду меня преследовала..."
Что же делает Бурцев дальше? Он встречается за границей с бывшим Директором департамента полиции Лопухиным, который сдает ему Азефа.
Бурцев входит в купе, в котором ехал Лопухин, представляется, начинается разговор, который продлился шесть часов. Напротив друг друга сидели русские дворяне, русские интеллигенты, патриоты России. Один революционер, другой пусть бывший, но глава всей полиции. И Лопухин сдает Азефа.
Из каких побуждений? И кто подсказал Бурцеву, что следует пойти к Лопухину? Кто-то подсказал, и Лопухин сдал важнейшего агента. Если бы этого не случилось, то Азеф не был бы разоблачен. Операция Столыпина-Лопухина-Герасимова состоялась. Думается, что самая блистательная операция в истории российских спецслужб за всю ее историю, ибо, что потом делалось с эсерами не передать словами. Люди, шедшие на смерть, люди которые чувствовали связь между собой больше чем братскую, узнали, что их возглавлял… провокатор. Дело дошло до того, что в партии начались самоубийства. И террор заглох, ибо Боевая организация эсеров практически перестала существовать.
Это был крах партии эсеров, и это понимали все заинтересованные стороны, вот что написал, к примеру, социал-демократ Мартов, а он уж был в теме: "Здесь сейчас все полно делом Азефа. То, что по сему случаю опубликовано, главным образом самим с.-р. Центром, уничтожает в корне всю с.-р.-щину».
После этого удара партия эсеров не смогла оправиться, потому она не смогла стать реальной правящей партией в России после 1917 года.
Думал ли Столыпин, что уничтожая эту партию, он уничтожает и будущее страны? Что, на самом деле, и Столыпин, и эсеры были патриотами России, а не предателями вроде Ленина и его шайки? Что они сцепились в смертельной схватке между собой, чтобы Ильич в итоге пришел к власти. Но кто же тогда это мог предсказать?
Вот такая она история, что посеешь, то и пожнешь.
Кто мог предсказать, что всего через 8 лет после дела Азефа, и через шесть лет после гибели Столыпина единственной препоной на пути «подонков Европы», как четко и ясно охарактеризовал Ленина и его банду современник, будет только полуразрушенная партия эсеров. И что бывший боевик эсеров Савинков вступит за Россию в смертельную схватку с Лениным.
Вот она цена за бессмысленное противостояние патриотов во власти и патриотов-революционеров.
Кстати, не стоит во всей это истории искать аналогии с днем нынешним. Ибо за сто лет звериных экспериментов над страной мы так далеко ушли от той России, что живем в иной действительности, где действуют иные правила игры. Общее только одно – политику нельзя думать на короткую перспективу, и делать все от чего есть мгновенная польза. История безжалостно мстит за это. Общего у РФ и поздней Российской империи то, что нет баланса интересов в обществе, общество расколото, и последствия могут самые паршивые.
Продолжение следует