Rolex, деньги, два Vertú



История о том, как «Русская службы новостей» превращается в «Армянское радио», ярко иллюстрирует образ «нового русского» медиаменеджера. Он должен быть беспринципным рыночником, готовым слепо служить власти и менять свою ориентацию в угоду «историческому моменту». При этом Кремль уже понимает, что созданный им же «медийный Франкенштейн» продаст и своих нынешних хозяев. Если что.



Арам Габрелянов - самый влиятельный медиаменеджер современной России. И это не шутка. Это вообще не смешно.



Когда молоденький студент из Дербента закончил МГУ и получил диплом журналиста, на дворе было лето 85-го. Начиналась эпоха перемен, в открытые окна редакций влиятельных и новомодных СМИ проникал ветер свободы слова, а москвичи от корки до корки читали «Московские новости» Егора Яковлева и «Огонек» Виталия Коротича. Через четверть века амбициозный армянский мальчик из дагестанского села окончательно покорил Москву, вытеснив на обочину медиамира московских интеллигентов, снобов и прочих интеллектуалов и мизантропов, а газета «Жизнь» и портал Lifenews стали лидерами медиарынка. Как все это случилось, кто виноват, и что делать – вопросы риторические, так как ответ давно дан самим временем – серым, обезличенным, бесталанным. Эпоха «сна разума», которой нужны слуги, приносящие прибыль, рождает именно тех героев, которых рождает.



Арам Габрелянов еще тогда, в 1985-ом, понял, что слава и деньги - там, где власть. И начал с ней активно сотрудничать, помня при этом главное – нужно быть ее слугой, не заикаясь о партнерстве. Первые деньги – около 200.000 рублей, выделенных на развитие ульяновской газеты «Слово молодежи» - Арам Габрелянов получил фактически из рук бывшего председателя облсовета, тогдашнего депутата ВС РФ Юрия Горячева, которому Арам помогал на выборах. Сам Габрелянов не устает повторять, что «никогда никаких денег от властей каких-либо рангов не получал». Но это неправда.



Осведомленные о жизни московских СМИ люди подтвердят вам, что проект LifeNews также выстраивался на деньгах «сильных мира сего», в роли которых в данном проекте Габрелянова выступали глава ФСКН Виктор Иванов под патронажем Игоря Сечина. Группе «силовиков» в тот момент казалось крайне важным создать влиятельную медийную площадку, которая могла бы впоследствии «раскрутить» их политико-патриотический проект, которому, впрочем, Кремль ходу так и не дал. Но деньги в Габрелянова и его «детища» были вложены и даже начали приносить прибыль. Вот тут-то и выяснилось, что Арам Ашотович, придумавший когда-то для своей первой ульяновской газетенки подписную кампанию с призами в виде холодильников, телевизоров и стиральных машинам, - человек, безусловно, одаренный. Он, конечно, вообще не журналист, но вполне успешный бизнесмен, которому вообще все равно, чем торговать – стиральной машиной или словом, холодильником или СМИ. И это было замечено, потому что с человеком, наделенным финансовыми талантами, и не отягощенным при этом моралью и какими-либо убеждениями, силовикам работать оказалось приятно и комфортно. Вскоре слава об Араме донеслась до Красной площади.



О том, как приняряженный золотым Rolex и с двумя Vertu в руках Арам Габрелянов приходил в Кремль, сказано и написано немало. Но вот что главное – на вопрос всесильного тогда еще Владислава Суркова – за сколько Арам готов продать свой желтый, но эффективный медиа-бизнес, со стороны выходца из Дербента последовал очень даже рыночный ответ – отдам бесплатно. Надо сказать, этот ответ стоил Габрелянову очень дорого – в самом хорошем смысле. Он стал вход во многие кремлевские кабинеты, ему было даровано «право первого слива», а вкупе с теми источниками, которыми его обеспечивали «силовики», ведущие свои войны на информационных площадках издательского дома «Ньюс Медиа», начинающий медиа-магнат стал обладателем весомого конкурентного преимущества, ставшего парусом его империи. А она росла еще и потому, что Арам не забывал следовать своему главному правилу – быть слугой власти, и не лезть в партнеры.



В 2008-ом году Габрелянов был замечен менеджерами «Национальной медиа группы» братьев Ковальчуков, к которым его, если верить «городским легендам», отправил сам ВВП, напоследок по-отечески потрепав его по жирной щеке. По большому счету, этот жест – назовем его «эффект щечки» - и стал для Габрелянова проводником в мир больших и респектабельных СМИ, в ряд которых желтые газеты «Твой день» и «Жизнь» попасть не могли и не попали. Очень скоро Арам Ашотович, которого согласно статусу начали называть по имени-отчеству, стал главным редактором «Известий».



Именно тогда обозреватель «Эхо Москвы» Ксения Ларина дала Араму Габрелянову емкую и красноречивую характеристику: «чмо; торгаш с рынка, выплевывающий свое «блять» после каждого слова; полуграмотное животное; циничное хамло, поставившее раком журналистский цех на глазах Богданова, Федотова и Симонова; моральный урод». Ларина просто не понимала, что все вышеперечисленные черты Габрелянова заметны и известны всем вокруг, но именно они кажутся его «кураторам» характеристикой положительной, востребованной временем и политическим моментом. Можно представить себе, что прозорливый Сурков мог еще предположить, что «ЧМО» в случае необходимости его сдаст, продаст (бесплатно) и быстро перебежит в другой лагерь, как впоследствии и случилось, но разве в 2008-ом году кто-нибудь мог предположить, что Сурков проиграет политическую битву малоизвестному чиновнику из Саратова? Вот именно, и Сурков не мог.



А Габрелянов мог. Он таким образом расставил свои «медиа-приоритеты», что при любых кадровых кремлевских перипетиях оставался в выигрыше. «Путин — это папа нации, предъявить ему ничего нельзя», — любит повторять Габрелянов, подчеркивая свои ориентиры. Никто за язык его не тянул, но публично подчеркивать свои ориентиры было нужно – в интересах карьерного роста и финансового успеха. Рыночник из Дербента это понимал, и всегда умело лавировал между конфликтными группами Кремля, используя недопонимания между Дмитрием Песковым и Алексеем Громовым во благе себе, родному. Как итог – сегодня Арам Габрелянов уже заместитель генерального директора НМГ, только недавно вытеснивший из кресла главного «альфа-самца» РСН прежнего ставленника Кремля - Сергея Доренко. Сегодня «расстрига», как сам себя именует бывший «телекиллер», острижен снова. Но причина не в политике – Доренко верно служил вернувшему его из опалы Суркову и также преданно перебежал в «лагерь Володина». Причина в деньгах: Доренко, будучи человеком невероятно алчным, всегда у власти деньги просил, а Арам Габрелянов не только не просил, но даже был готов для власти же их зарабатывать. Вот и весь конфликт, если не считать пары пачек компромата на «расстригу», которые в нужный момент пустил в ход хитрый восточный «медиа-менеджер нового поколения».



Сегодня Доренко возмущен и унижен. Когда выяснилось, что он на рынке кремлевских СМИ вовсе не альфа-самец, а обычный наемник, «расстрига» вдруг обратил внимание на то, что на у журналистов LifeNews «самый диковинный и бескультурный русский язык. Они завывают с какими-то странными интонациями, они дурно говорят по-русски, они непрерывно говорят слова «озвучивать» и «является». Это невероятно плохой русский язык, который, кстати говоря, теперь столь же плох и в «Известиях», за редким исключением некоторых колумнистов. LifeNews, проникая в поры «Известий», превращает их в издание с плохим языком.. Ровно так же, как кремлевским кураторам Арама было давно понятно, что, согласно Лариной, Габрелянов – чмо и полуграмотное животное, им «открытия Доренко» просто смешны. Кого волнует язык? Всех волнует личная лояльность и деньги. Доренко ли не знать? Арам это знал всегда.



Но близость к кошельку Юрия Ковальчука, пропуск в «Кремлевские палаты», статус «главреда» и аксессуары успеха – Rolex, деньги и два Vertu – стали постепенно менять характер рыночника из Дербента. Он стал позволять себе игнорировать «всякие там «летучки» и «планерки» на Старой Площади, где каждую пятницу «команда Володина» во главе с Тимуром Прокопенко устраивает медийщикам плановое «промывание мозгов». Он посчитал, что слугой быть хватит. Пора войти во власть, тихонько приоткрыв дверь не по разрешению, а по желанию. Заработав на публикациях компромата на оппозицию, видеосюжетов из «Твербуля» о «Собчак и Ко», телефонных «прослушек» Немцова и прочих «сливах» нужный, как казалось Габрелянову, «политический вес», он решил, что «Известия» - это его политическая площадка. И «Ньюс Медиа» - его поле. И вообще.



Если страсть ко всему блестящему – от Rolex до Vertu – списывалась его кураторами на этнопсихологические особенности его характера, и на внешний вид «нового русского медиа-менеджера» Кремль благосклонно закрывал глаза, то вот политические амбиции выходца из Дербента его «крыше» не понравились.



Дмитрий Песков, как известно его окружению, не относится к категории людей, которые любят приносить свои извинения. Но после публикации на «Лайфе» крайне резких выражений в адрес правительства своего шефа, которого Арам, как мы помним, зовет «Папой нации», Пескову извиниться пришлось. И он это не забыл. А в Белом Доме, работу которого критиковал Путин, за медийной активностью Габрелянова следят тоже очень давно и предельно внимательно, особенно – после публикации видеосюжета габреляновских СМИ о том, как Наталью Тимакову и Аркадия Дворковича якобы не пустили в «Бочаров ручей». К слову, Тимакова неоднократно опровергала «Известия», однажды произнеся воистину историческую фразу - «не надо путать понятия «свобода слова» и «свобода слива».. Стоит заметить, что Габрелянов всю свою империю выстроил на «свободе слива» при полной поддержке силовиков и «политической крыши», как сам Арам Ашотович называет Кремль. Так чему же теперь власти удивляются? Нет ничего удивительно и в том, что «Известия» постпенно превращаются в «сливной бачок» с громкими заголовками и фальшивыми сенсациями, за которыми при ближайшем рассмотрении не оказывается ровным счетом ничего. И вот уже пресс-служба Михаила Прохорова опровергает очередную «утку», вылетевшую из редакции «Известий», которые написали, что на ближайших выборах «Гражданская платформа» будет поддерживать "Единую Россию". А совсем недавно политолог Алексей Мухин уличил во лжи «Известия», когда журналисты газеты утверждали, что Министерство обороны якобы покупает старые навигаторы ГРОТ-М. Примеров «редакционных ошибок» множество.



Арам Габрелянов может в ответ сказать, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Тем более, что в рейтинге цитируемости «Известия» прочно занимает первое место. Правда, рейтинг цитируемости вовсе не тождественен рейтингу популярности и даже рейтингу читаемости. Если «Известия» будет опровергать каждый день, будет расти и рейтинг цитируемости. Но это не очень хороший рейтинг. Или Габрелянову все равно – лишь бы упоминали? И поэтому он тоже упоминает – всех и без повода. И вот уже, как говорят обитатели Красной площадки, «Известями» недоволен Алексей Громов. По АП тоже не первый день обсуждают – зачем, по сути, кремлевская газета наживает себе врагов? Сегодня Арам, уверовав, что он больше не слуга власти, а деловой партнер, пишет какую-то ересь про Прохорова и Шойгу, Тимакову и Большой театр, а завтра?



Про Папу?



Арам Габрелянов всей своей карьерой иллюстрирует сегодняшние «успешные медиа». Если хочешь заработать – работай на сливах, создавай «бульварное чтиво», служи хозяину. И будет у тебя и Rolex, и деньги, и пара Vertu. Именно этому Габрелянов учит и «новое поколение журналистов» своего издательского дома – продолжателей дела, так сказать. Кстати, говорят, что однажды Арам Габрелянов получил на день рождения диск с видеороликом. Поставив запись, Габрелянов увидел самого себя: не замечая слежки, он выбегает из станции метро «Лубянка», несется в сторону Кремля и скрывается в Спасских воротах. Скрытую съемку в подарок шефу сделали взращенные им папарацци. Он такими их воспитал, он говорил им, что они должны быть лучше и быстрее своих отцов. Они его и уничтожат. Сами. Может быть, даже бесплатно. Такова «Жизнь».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram