Инвестиции по-рязански

Пожары 2010 года: уроки и выводы прошлого  

Мы все хорошо помним, как летом 2010 года на подступах к Москве пылали лесные пожары. Как самоотверженно население регионов боролось за спасение всего живого от природной стихии.

Помним также как отдельные жители районов, охваченных пожарами, в погоне за обещанными денежными компенсациями поджигали собственные дома. Как (так называемые) арендаторы в расчете на выделение новых лесосек имитировали  пожары на уже спиленных делянках.

В общем, кому природная стихия, а кому и кормилица.

Но вот прошло уже без малого 5 лет. Отстроились новые деревни. Кому положено - раздали награды. Другим - отдали почести, выплатили компенсации. Руководители регионов периодически рапортуют в Москву о принимаемых мерах по недопущению возникновения новых пожаров.

Хочется верить, что результаты произошедшего досконально проанализированы, найдены причины, сделаны необходимые выводы.

Но так ли это на самом деле? Не повторится ли подобное вновь?

Возьмем, к примеру, Рязанскую область.

Судя по высказываниям отдельных местных руководителей и подчиненных им министров, причиной возникновения пожаров стал природный катаклизм - крайне засушливое лето. Такого лета, по их словам, якобы не было в губернии аж с 1974 года, когда бушевали похожие пожары.

Что ж, версия простая и политически удобная. Удобная еще и потому, что не требует досконального и серьезного разбора. Не повлечет поиска и наказания виновных. Виновных хотя бы в том, что трагедия имела такие серьезные масштабы.

Между тем, некоторые ответственные должностные лица из правоохранительных органов и прокуратуры в беседах за «рюмкой чая» предпочитают обсуждать другую версию произошедшего, которая, по некоторым понятным причинам (о которых поговорим чуть ниже), не получила должного внимания и проработки. Согласно этой версии, действительной причиной возникновения серьезных пожаров стали умышленные поджоги, совершенные арендаторами леса. Целей поджогов, как говорят за чаепитием, было две. Первая – традиционная – чтобы получить дополнительный порубочный билет на новые делянки и кварталы, подпорченные пожаром.

Дело в том, что хвойный лес в отличие от лиственного не выживает даже после незначительного так называемого «низового» пожара, проходящего по поверхности почвы. Корни сосны по сравнению с той же березой распространяются ближе к поверхности почвы и повреждаются пожаром в первую очередь. Поврежденное дерево, если его не срубить, в течение двух-трех последующих лет высыхает, после чего падает под воздействием ветра и собственной тяжести. В результате по прошествии нескольких лет образуется бурелом. А с точки зрения лесного хозяйства, это не есть хорошо – пожароопасно и эстетически не красиво. В результате лесники фиксируют факт пожара и немедленно выписывают порубочный билет в адрес ближайшего арендатора.

Все четко, понятно и вполне по-коммерчески. Для лесника: нет горелого леса – нет бурелома. А у арендатора есть гарантированная загруженность  имеющихся мощностей на длительное время вперед и соответственно – барыш. Пожары, провоцируемые такими поджогами, происходят в Рязанской области практически каждое лето. И лето 2010-го не отличалось от прежних. Разве что тем, что сильная засуха спровоцировала бесконтрольное скоростное распространение огня на большие территории. Как говорится, не подрассчитали.

Второй целью поджогов, по мнению правоохранителей, явилось стремление крупных арендаторов скрыть истинные масштабы незаконно вырубленного леса. Логика простая – кто после таких пожаров считать делянки станет. Для сведения читателя и других, кому это интересно. Самые сильные и неконтролируемые пожары в 2010 году произошли в районе рязанских деревень Солотча, Криуша, Кельцы и Передельцы, где основным арендатором выступает ООО «Лесопромышленная компания».  

Ничего личного, только бизнес: горелый лес никому и даром не нужен  

Если  проехать по северо-восточной части Рязанской области, к примеру, по автотрассе Рязань-Касимов, то сразу видны серьезные масштабы прошедших в 2010 году лесных пожаров. Заметно и то, что горельники до сих пор так и не успели разобрать и повырубить. Еду по означенной трассе на машине и замечаю впереди несколько лесовозов, доверху загруженных свеженапиленным лесом. Вот только лес почему-то совсем не горелый.

На попутной заправке разговорился с водителем одного из лесовозов. Выяснил, что лес везут из Солотчинского района. Того самого, где были наиболее сильные пожары. На мой вопрос, почему же не разбирают горельники, а рубят свежий лес, водитель лесовоза с ухмылкой произнес: «А кому он нахрен такой нужен!..». Свои доводы мой собеседник сформулировал просто: имеющиеся мелкие пилорамы перегружены, серьезных деревообрабатывающих заводов по-близости нет и, скорее всего, строить не будут, да и спроса на горелый лес на рынке нет.

Выходит, что горелый лес и вправду никому не нужен! А как же тогда правительственный лозунг о развитии в России высокотехнологичного производства? Неужели мозгов хватает лишь на то, чтобы «гнать» кругляк, брус, да доски?

Возникает резонный вопрос. Если мы так зажрались и уже ничего не хотим создавать и производить, может тогда иностранцев пригласить? К примеру, китайцев.  

Инвестиции по-рязански: сначала пилить, строить потом  

Как удалось выяснить, перспективы развития в Рязанской области деревообрабатывающей отрасли все-таки имеются. Хотя и весьма туманные.

Правительство России в 2007 году издало постановление №419 под названием: «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». В декабре 2008 года на базе этого постановления Министерством промышленности и торговли России был выпущен приказ №470, утвердивший условия инвестиционного проекта с участием, на минуточку, того же ООО «Лесопромышленная компания». Проект был включен в перечень приоритетных для Рязанской области и предусматривал строительство и запуск в районе поселка Дубровичи (недалеко от поселка Солотча) лесоперерабатывающего комплекса европейского уровня по глубокой переработке низкосортной древесины и производству современных деревосодержащих строительных материалов и изделий. Общий объем капиталовложений со стороны ООО «Лесопромышленная компания» должен был составить более полумиллиарда рублей. Готовность комплекса к запуску была запланирована еще к концу 2011 года.

Следует пояснить, что по закону любая организация может получить лес в аренду, то есть под выпиливание, лишь в двух случаях. В первом случае - путем участия в публичном тендере. Здесь организация будет платить за спиленный лес по рыночной цене. Во-втором - без тендера, но с обязательным участием в инвестиционной программе, когда новоявленный арендатор не платит в бюджет ни копейки, но обязуется согласно строгому графику осуществить конкретный объем инвестиций в строительство лесоперерабатывающего комплекса.

Придумано (имея ввиду, второй вариант), по правде сказать, весьма правильно и своевременно. Государство в лице администрации области по-сути напрямую инвестирует средства в развитие производства на своей территории. Но только не в случае с ООО «Лесопромышленная компания». Инвестиционный проект с этим ООО до сегодняшнего дня так и остался на бумаге.

Между тем, с периода подписания договора аренды в феврале 2009 года по настоящее время ООО «Лесопромышленная компания» успешно нарубило леса более чем на полтора миллиарда рублей. Подчеркну, что ООО ничего не заплатила в областной и федеральный бюджет и ни копейки не потратила на строительство лесоперерабатывающего комплекса. При этом до сих пор преспокойно пилит лес. А по слухам еще и налогов на сумму более 40 млн. рублей не заплатила.

Вот такие вот инвестиции по-рязански. Возникает вопрос, неужели Рязанская область совсем не нуждается в деньгах? К слову сказать, область является дотационным регионом и чуть ли не банкротом.

Причиной этого безобразия является коррупция. По сведениям правоохранителей, за ООО «Лесопромышленная компания» стоят интересы бывших руководителей Главного управления лесного хозяйства Рязанской области (сейчас переоформлено в министерство) Игоря Давыденкова и Николая Давыдова, которые пользуются покровительством со стороны некоторых бывших высокопоставленных чекистов и полицейских местного уровня.

Примечательно также и то, что генеральным директором ООО «Лесопромышленная компания», согласно базам данных СПАРК, значится некто А.Подольский, который, по слухам, в ближайшее будет назначен на должность министра природного комплекса Рязанской области, куда как раз таки входит лесное хозяйство. Очевидно, что произойдет это назначение не без помощи вышеозначенных покровителей.

Что ж, если это правда, то спустя некоторое время мы сможем убедиться в том, будут ли дельцы из ООО «Лесопромышленная компания» и дальше вести свой хищнический бизнес без оглядки на кого-либо, руководствуясь лишь интересами личной наживы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram