В Москве и ряде других городов России 1 декабря прошли акции за легализацию гражданского нарезного короткоствольного оружия. Московский митинг, который организовало движение "Право на оружие", собрал, похоже, весь политический спектр - пришедших объединило требование реализации права человека на жизнь. Неотъемлемой частью этого права, декларированного Конституцией России, является право граждан на самооборону.
Глава движения Мария Бутина считает, что федеральный Закон об оружии, который действует с 1996 года, существенно устарел и требует серьезных изменений. У движения разработан свой альтернативный законопроект, хотя оно готово согласиться и на то, что эти меры будут введены в законодательство в виде поправок. Стандартный аргумент против легализации "короткоствола", периодически случающиеся массовые бойни, Мария опровергла тем, что преступнику закон не писан и он может стрелять, не имея на то разрешения. Напротив, граждане могут предотвратить преступление, если у них в руках будет пистолет. Так, именно из этих соображений в США начали отказываться от практики Gun Free Zone (зон, свободных от огнестрельного оружия) после расстрела в кинотеатре "Аврора" в июле этого года - жертвами этого преступления стали 12 человек.
Митинг начался с минуты молчания в память о жертвах другого массового убийства, совершенного 29-летним работником аптечной сети "Ригла" Дмитрием Виноградовым 7 ноября. Мария Бутина со сцены призвала власти наградить Юрия Маркина и Никиту Стрельникова (последнего - посмертно), остановивших голыми руками вооруженного безумца, нелегально получившего "ствол". Активистка напомнила, что бойня длилась 18 секунд - никакая, даже самая оперативная полиция не успела бы за это время прибыть на место преступления. И жертв могло бы было быть намного меньше, если бы работники офиса имели бы средства самозащиты.
Однако ряд депутатов сделал из трагедии неожиданный вывод. В Госуму был внесен проект антиоружейных поправок, которые предполагают повышение возрастной планки на владение оружием до 21 года, а также запрет на ношение травматических пистолетов в общественных местах - как раз там, где обычно совершают свои нападения преступники. Участники митинга высказались резко против этих поправок.
Национально-демократическая партия также приняла участие в московской акции. Член Центрального комитета НДП Всеволод Радченко пояснил, что партия среди прочих прав отстаивает и право русских граждан быть вооруженными.
- Граждане должны иметь право сами давать отпор уличной преступности, оборонять свою семью - тем более что органы внутренних дел плохо справляется с задачей защиты граждан. Право на самооборону - это право свободных людей, которое их отличает от рабов.
В своем выступлении на митинге Радченко развил эту мысль:
-На нашем баннере написано "Вооружен - значит свободен". Мы видим идеальным такой политический строй, где единственными источником власти является народ - не декларативно, а полноценно. Это государство, опирающееся на демократические ценности и свободных граждан. А свобода граждан связана с их правом на оружие, - заявил национал демократ. Он напомнил об исторической связи оружия и свободы. - В Древнем Риме только граждане могут владеть оружием. Отпущенные на свободу гладиаторы получали меч, rudis - он являлся символом и документом, показывавшим, что человек теперь свободен. Кроме того оружие - вещь, позволяющая гражданам на равных общаться друг с другом. Оно дисциплинирует. Когда люди понимают, что неосторожное поведение может вызвать соответствующую реакцию, они с уважением относятся друг к другу и такое общество может добиться какого-то прогресса.
Но, похоже, власти пытаются внушить представление о собственной безвольности и беспомощности не только взрослым жителям страны, но даже детям. Юрист Юрий Осипов зачитал собравшимся из рекомендованного государством учебника "Основы безопасности жизнедеятельности" фрагмент, где написано следующее: "Если вы стали объектом вымогательства или разбоя, никогда не защищайте свое имущество. Грабителю отдавайте деньги и ценные вещи по первому же требованию".
Участники митинга, впрочем, придерживаются прямо противоположной позиции. Они приняли резолюцию, в которой потребовали возврата права граждан на короткоствольное огнестрельное нарезное оружие и признания доктрины "Мой дом - моя крепость", по которой совершивший акт самообороны должен быть признан героем.
Фоторепортаж: