Чему мы можем поучиться у Чечни
Facebook
Вконтакте
Мой мир
Google+
Федеральное законодательство о труде передает на уровень субъекта федерации достаточно большой круг вопросов касающийся защиты трудовых прав граждан. Несмотря на то, что сам закон был принят еще в 1991 году, регионы не спешат разрабатывать свое региональное законодательство. До настоящего времени лишь в нескольких субъектах федерации действуют подобные инициативы. Большинство регионов действуют на основании разрозненных постановлений и подзаконных актов считая, по всей видимости, что федерального закона вполне достаточно для защиты региональных рынков труда. Между тем, это далеко не так.
Регионы обладают достаточно большими возможностями и способны, при некотором желании, существенным образом повысить социальные гарантии прав граждан России. На мой взгляд интересным является опыт Чеченской республики. Где в целях защиты внутреннего рынка труда предусмотрен целый ряд мер конкретизирующих положения федерального закона. Например:
- статья 11 ч.1 предусматривает преимущественное право граждан России, проживающих на территории Чеченской республики на трудоустройство.
- ч.2 ст.11 ограничивает право работодателя на увольнение работника если он является единственным кормильцем в семье.
- ст.12 Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
- В ст. 15 гарантируется бесплатное медицинское освидетельствование при трудоустройстве по направлению службы занятости;
- ст.16 ч.1 предусматривает возможность установления квот на прием на работу отдельных социально-незащищенных категорий граждан, к которым помимо инвалидов относятся: молодежь, выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные переселенцы; беременные женщины.
- При этом в ст. 26 отдельно прописывается обязанность работодателя принимать на работу указанных лиц в соответствии с установленной квотой. В случае мотивированного отказа работодателей в приеме выпускников ВУЗов и ССУЗов законом предусматривается дополнительное налогообложение данных предприятий.
- В Чечне продолжает действовать такая давно забытая вещь как ведомственная очередь на жилье и граждане уволенные вследствие сокращения из государственных и муниципальных органов сохраняют право на улучшение жилищных условий.
- ст. 20 указанного закона предусматривает территории где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Работодатель, открывающий на таких территориях предприятия получает льготы по налогообложению прибыли, а также иную финансовую помощь.
Также, на мой взгляд, в региональных законах о занятости, вполне возможно увязать между собой количество квот выдаваемых иностранным работникам и численность официально зарегистрированных безработных. Но для того чтобы данная мера работала необходимо самым существенным образом повысить эффективность мер по борьбе с нелегальной миграцией.
Хотелось бы отдельно отметить, что п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гласит, что государственная политика направлена прежде всего на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности и защиту национального рынка труда.
Таким образом, бездействие местных администраций по защите региональных рынков труда и противодействию нелегальной миграции вступает в прямое противоречие с действующим законодательством России.