Управляющая компания "Промышленно-металлургический холдинг", осуществляющая непосредственное руководство предприятиями, входящими в Группу КОКС, обратилась к банкам-кредиторам с просьбой увеличить финансовую ковенанту "Долг/EBITDA" по имеющимся кредитам до уровня 6,5.
Другими словами, при опубликованной EBITDA за 1 полугодие 2012 в размере 3762 млн рублей, это около $250 млн по году, КОКС просит банки разрешить иметь задолженность в районе $1 млрд 600 млн. Деньги, как пояснил директор по связям с инвесторами Сергей Фролов, планируется направить в основном на завершение строительства двух шахт — "Бутовская" и "Тиховская" — общим объемом добычи 3 млн 370 тыс. тонн коксующегося угля к 2019 году.
После ввода в эксплуатацию указанных шахт КОКС рассчитывает полностью закрыть свои потребности в этом виде сырья, которое на сегодняшний день составляет 49%, и даже выйти на рынок с дефицитным углем марки "Ж".
Поэтапный запуск шахт планируется в 2013 и 2014 годах. До 2012 года в эти объекты уже вложено более $200 млн, и еще необходимо около $500 млн. Сможет ли КОКС привлечь такие деньги с нынешним уровнем прибыли компании (-30 млн долларов за 1 полугодие 2012 г.) и удастся ли ему окупить их в заявленные сроки при стагнирующем рынке и неутешительных прогнозах по сектору в целом — большой вопрос.
Даже если компании удастся договориться с банками о продолжении финансирования на новых условиях, не факт, что инвесторы по евробондам и российским облигациям будут столь же сговорчивы. В 2011 году КОКС разместил 5-летний евробонд на $350 млн со ставкой 7,75% годовых и трехлетний рублевый бонд на 5 млрд рублей со ставкой 8,7% годовых.
Например, уровень ковенанты по евробондам у КОКСа составляет 3,5, и за повышение его до уровня 6,5 придется заплатить существенную комиссию, если это вообще возможно.
По словам участников рынка, усугубляет ситуацию и тот факт, что в компании последнее время, похоже, не все гладко с точки зрения корпоративного управления. Как стало известно, ее одномоментно покинули три члена правления, занимающие ключевые должности в Группе КОКС. Это вице-президент по продажам, финансовый директор и главный бухгалтер компании.
Эксперты отмечают, что КОКС всегда отличался закрытостью, свойственной семейным компаниям, и в этой ситуации как ушедший менеджмент, так и представители компании не сделали каких-либо заявлений. Такая закрытость явно не облегчит КОКСу переговоры с инвесторами, тем более что одной из сильных сторон компании при выходе на публичные рынки были заявлены сильный менеджмент, имеющий большой опыт работы в компании, и политика полной открытости перед инвестсообществом.
Говоря о выходе на публичные рынки, нельзя не отметить отмененное компанией в 2011 году IPO. В качестве официально озвученной мотивировки отказа называлась неблагоприятная рыночная конъюнктура. На самом деле, говорят эксперты, компания имела возможность, но не захотела продавать свои акции по цене ниже нижней границы ценового диапазона, то есть ниже оценки в $1,9 млрд. Оправдался ли расчет акционеров или жадность оказалась плохим советчиком, задаются вопросом участники рынка.
Рыночная конъюнктура за прошедшее время, как известно, не улучшилась и даже наоборот. Предприятия металлургической отрасли значительно подешевели за этот период. Средний мультипликатор по сравнимым предприятиям (хотя сравнение здесь весьма условно) — HMЛK, ММК, Северсталь, ЕВРАЗ, Металлоинвест и Метинвест, которые значительно крупнее и устойчивее КОКСА, на сегодняшний день находится на уровне 5,5-6. Применяя его к КОКСу, у которого EBITDA с каждым годом проседает (2010 год — 9159 млн рублей, 2011 год — 8263 млн рублей, 1-е полугодие 2012 года — 3762 млн рублей), прибыль уменьшается (2010 г. -1501 млн рублей, 2011 г. — 1227 млн рублей), а затраты на инвестпрограмму неизменно растут (2011 г. — 6762 млн руб., 2012 г. — 9000 млн рублей и далее, согласно планам компании, не менее 10 млрд рублей ежегодно до 2019 года), — эксперты делают неутешительный вывод: стоимость компании на сегодняшний день находится в диапазоне $600-650 млн.
Можно предположить, что капитализация КОКСа из-за неблагоприятной рыночной ситуации в мире и низких цен на основную продукцию группы — чугун и кокс, будет продолжать снижаться, а долг компании, по причине необходимости достроить шахты, — расти. В результате стоимость акций компании будет стремиться к нулю. Как скоро это случится, зависит уже скорее от банков-кредиторов и инвесторов, чем от компании. Но в любом случае аналитики рынка констатируют, что "невыход" Группы КОКС на IPO стал благом как для конкретных инвесторов, так и для инвестклимата России в целом. Они не потеряли свои деньги на очередной "красиво упакованной" истории из России.
По материалам агентства "Росбалт"