В Татарстан продолжают проникать мусульманские вероучения радикального толка. Одновременно с обострением религиозной ситуации в Казани, адепты «чистого ислама» экспансируют глубинку. Об этом недавно заговорили эксперты федеральных аналитических институтов; местные власти с выводами не спешат, и по возможности пытаются завуалировать проблему. Одной из наиболее напряженных точек на карте Татарстана можно считать поселок Шумково Рыбно-Слободского района. Здесь оформился конфликт между местным населением и диаспорой таджиков, исповедующих ваххабизм.
Татарстан, инвестиционный климат которого до недавнего времени формировало клише региона религиозного благополучия, превращается в еще один форпост исламского фундаментализма. Репрессии в отношении мусульманских лидеров республики – взрыв в машине муфтия Ильдуса Фаизова, и убийство руководителя учебного отдела Духовного управления мусульман Валиуллы Якупова, как отмечают многие наблюдатели, предоставили карт-бланш поборникам радикальной идеологии. Казанский теракт, произошедший 19 июля 2012 года, послужил отправной точкой для плеяды последующих событий.
Следственная операция по поиску террористов, по словам некоторых мусульман, приобрела характер огульных облав. Наиль Набиуллин, лидер национал-сепаратистов из союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») обвинил силовиков в «топорной работе», заявив, что покушение - ни что иное как инсценировка федерального центра. Кремлю, по мнению «азатлыковцев», был выгоден слабый, «не справляющийся с угрозой экстремистов» Татарстан, чтобы присвоить его ресурсы и лишить излишней самостоятельности.
29 июля и 5 августа 2012 года в центре Казани проходят два пикета против массовых задержаний мусульман. Организаторы акций – Набиуллин, а также имам мечети «Аль-Ихлас» Рустам Сафин, в 2009 году условно осужденный на 2 года за организацию ячейки экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения). Вскоре два этих согласованных с местным исполкомом мероприятия окрестили «шариатскими митингами». Среди участников акций были замечены люди с символикой «Хизб-ут-Тахрир». Аудитория же пикетов по просьбе выступающих рассредоточилась по флангам – мужскому и женскому. Любопытно, что канонических норм не нарушили и охранявшие пикет полицейские.
Обнаружившаяся угроза исламского экстремизма больше не может скрываться местными властями. 3 августа 2012 года Госсовет Татарстана собрался на экстренное совещание, чтобы принять поправки к региональному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». В риторике спикеров, впрочем, преобладают сентенции вроде «не позволить раскачать обстановку в республике». Президент Рустам Минниханов тоже оперировал штампами: «Кто бы ни был – коммунист, единоросс - все мы понимаем, что стабильность для нас главное». Не осторожничал лишь глава МВД по Татарстану Артем Хохорин. «Более 13 лет в Татарстане – республике, позиционирующей себя территорией толерантности, идет необъявленная война, - заявил он. – Радикалы настойчиво пытаются проникнуть в органы власти». Хохорин озвучил опасения, что в Татарстане может повториться дагестано-ингушский сценарий.
20 августа 2012 года на трассе Казань-Зеленодольск взорвался автомобиль «Лада». Рядом с остовом машины обнаружены останки троих мужчин, а также автомат Калашникова и фрагменты религиозной литературы. Расследование дела вскоре предается федеральным службам безопасности, и подробности произошедшего до сих пор держатся в тайне. Знатоки утверждают, что по неопытности террористы подорвались на собственной бомбе.
Ваххабизм не вызревает внутри Татарстана – это импортируемая идеология, говорят эксперты. Нетрадиционные для татар религиозные течения проникают в республику вместе с мигрантами с Кавказа и из средней Азии. Не все приверженцы так называемого «чистого ислама» локализуются в Казани. Многие из них оседают в глубинках. По подсчетам аналитиков, засилье трудовых мигрантов, ведущих агрессивную пропаганду своей идеологии, наблюдается в 23 населенных пунктах республики. Наиболее острая ситуация сложилась в поселке Шумково Рыбно-Слободского района Татарстана с населением в 320 человек. Здесь коренные жители вытесняются диаспорой таджиков, исповедующих ваххабизм.
«Мы насчитали более 20 населенных пунктов, где мигранты выступают в роли раздражителя местного населения, - рассказывает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Конкретно в Шумково поселилось 7 многодетных таджикских семей, которые не стремятся к интеграции, жестко противопоставляют себя местному населению и ведут пропаганду». Приезжим присущи типичные внешние признаки ваххабитов, рассказывают местные жители поселка, - «штаны по голень» и «бороды в три пальца». Женщины в этой диаспоре, следуя нормам шариата, почти никогда не показываются на людях. Их примеру мигранты призывают следовать и местных жительниц. Таджики утверждают, что работают на стройках. По словам эксперта, заселение населенных пунктов фундаменталистами, как правило, происходит по одной общей схеме: узнав о продающемся в том или ином поселке доме, мигранты предлагают за него двойную стоимость. Несколько семей таджикской диаспоры в Шумково – полигамны.
Пенсионерка, а в недавнем прошлом завуч единственной шумковской школы Надежда Кондратьева рассказывает, что среди учеников остался один русский ребенок. Все остальные – дети трудовых мигрантов, почти не понимающие русского языка. Приезжие, - рассказывают шумковцы, - пасут скот на местном кладбище, и ни с чьим мнением не считаются. Открытая конфронтация между местным населением и мигрантами обострилась недавно, когда таджики заговорили о строительстве мечети. Для этих целей они намерились переоборудовать заброшенный православный храм.
«Местные жители, включая татар, резко настроены против религиозной экспансии таджиков, - говорит Раис Сулейманов. – Все понимают, что это будет мечеть не для традиционалистов»
Иногда в село приезжает человек, которого приезжие называют имамом. По словам Сулейманова, духовный лидер шумковских гостей более 15 лет прожил на территории Пакистана.
Местные чиновники, впрочем, не находят ситуацию напряженной. Глава шумковского сельсовета Габдельбар Закиров опровергает неурядицы в своем поселке: «У нас все жители живут мирно». «Люди как люди. У каждого своя культура», - в свою очередь говорит о мигрантах сотрудник администрации Рыбно-Слободского района. Назвать свое имя наш собеседник отказался. В территориальном отделении миграционной службы проблемы жителей также обсуждать не пожелали.
Происходящее в татарстанском поселке Шумково некоторые собеседники охарактеризовали как «колонизацию». Собственно, это альтернативная форма активности исламских фундаменталистов на территории Татарстана. Деятельность сельских ваххабитов находится в «холодной» фазе, и речь, вероятно, не идет о создании вооруженного подполья. С этим соглашается профессор, доктор социологических наук Александр Салагаев: «Не думаю, что завтра все они возьмут в руки оружие, но здесь надо смотреть на то, как они себя ведут. Определенно, со стороны приезжих будут попытки экспансии, учитывая, что рождаемость у мигрантов выше. Есть перспективы, что коренное население будет просто вытеснено из поселка».
Если воинствующий ислам, пустивший корни в Татарстане – результат глобального лобби, и это не вызывает сомнений у собеседников, то шумковский случай – очевидно, пример автономного, не регулируемого ваххабизма. «Мне очень сложно сказать, лоббирует ли это кто-то, - говорит Раис Сулейманов. Единственно, странными выглядят постоянные заявления Ильсура Метшина (мэр Казани – прим.авт.) о том, что нам необходимо привлекать больше трудовых мигрантов».
К слову, казанский градоначальник поддерживает приятельские отношения с экс-имамом соборной мечети «Кул-Шариф»Рамилем Юнусовым, которого считают главным оппонентом муфтия Ильдуса Фаизова. В апреле 2012 года Юнусов вступил с главой муфтията в открытый конфликт. В настоящее время бывший имам объявлен в федеральный розыск за подделку диплома Казанской сельскохозяйственной академии. Раис Сулейманов полагает, что фальсификация документов – лишь формальная причина. По его словам, Рамиль Юнусов и сам является носителем нетрадиционного для татар течения в исламе – салафизма. В свое время он получил религиозное образование в Саудовской Аравии, где салафизм утвержден в качестве государственной религии. «Юнусова можно назвать духовником Ильсура Метшина», - объясняет исламовед.
Вскоре после событий 19 июля местные СМИ сообщили, что Рамиль Юнусов улетел в Лондон. 27 июля 2012 года туда же на открытие Олимпийских игр отправился и Ильсур Метшин.