Кавказцев несомненно ждёт разная судьба. Остановимся в начале на самой малочисленной группе. На тех, кто выберет европейский образ жизни. Они не будут иметь достаточного влияния на свои этносы. И, скорее всего, ассимилируются с европейскими народами. Или их остатками.
Ещё одна категория, уже более многочисленная, это кавказцы, сохранившие свою национальную идентичность (принадлежность к одному из ныне существующих кавказских народов). Национальный язык и традиции. Относительно большие для этого шансы у тех кавказцев, которые останутся на своей исторической родине. Но для этого им ещё придётся вести борьбу. Прежде всего, с исламским глобализмом. Относительно высоки шансы у чеченцев и ингушей, живущих на территории исторического проживания. Их им даёт очень мощное национальное самосознание. Есть шансы сохранить себя у убеждённых адыгов – хабзистов (исповедующих национальную идеологию адыгэ хабзэ). Так же у осетин – христиан. Однако существует очень большая опасность их уничтожение исламистами.
Но кавказцы всё больше покидают традиционные места своего проживания. Их жестоко подминает под себя исламская глобализация в форме салафизма. И этот выбор поддерживают очень многие.
Коллективы выживания кавказцев не исчезают. Они переформатируются. Общинно – полисные способы организации приходят в упадок. В какой-то мере это касается и кровно - родственных объединений. А именно на них во многм держится традиционная национальная идентичность.
Наоборот, большую роль получают «дружинные» формы самоорганизации. Они традиционны для Кавказа, но сейчас начинают играть особую роль. Это объединения мужчин, объединённые какими-либо профессиональными и деловыми интересами. Это может быть и ваххабитский джамаат, и спортивная команда, и строительная бригада, и просто землячество. По традиции такие объединения отличаются повышенной агрессивностью, социальной мобильностью, спаянностью. При этом в них гораздо проще, чем в традиционной общине проявить свою индивидуальность, личные качества. Благодаря им можно сравнительно быстро достичь успеха, подняться в социальной иерархии. Очень часто в таких дружинах присутствуют представителя самых разных народов. Коммуникация осуществляется на русском языке. При этом особенно подчёркивается значимость ислама как объединяющего фактора.
Такие дружины существовали на Кавказе издавна. Но в наше время этот социальный институт становится основным. Во многом благодаря «движению за чистоту ислама».
К тому же среди кавказцев растёт значимость вертикальных связей. Всевозможных институтов покровительства и клеентелы. Опираются уже не сколько на соотечественников и земляков, а на успешных, «больших» людей.
Все эти факторы ведут к тому, что кавказцы, оторвавшиеся от Кавказа, могут стать, особенно на новых территориях своеобразными «общемусульманами». Или просто мусульманами. Когда конфессиональная идентичность заменит собой этническую и многие другие. Такие примеры в истории ислама не редкость. Просто мусульманами называли боснийских сербов, принявших ислам. В последствии слово «мусульмане» стали для них этнонимом. Одно время называли себя просто мусульманами жители современного Азербайджана. Особенно такая ситуация характерна для зон взаимодействия мусульман и немусульман. Так было в Боснии, и в Азербайджане. Такая ситуация имеет место быть и на территориях нового расселения кавказцев. Более легко в этот процесс могут включиться дагестанцы. Более трудно чеченцы и ингуши. В следствии особенно ярко выраженной национальной идентичности.
Вариантом общемусульманской может стать общекавказская идентичность. В случае, например, резкого противопоставления себя выходцам из Средней Азии.
Такова вероятнее всего будет судьба кавказцев «периода после обретения новой родины». Периода завоевания новых земель и упрочения там своей власти. Периода господства интегрирующей идеологии радикального ислама. В этот период возможно существование сравнительно крупных «халифатов» и «имаратов».
(Благодаря слабости самоорганизации русских и деградации российской государственности завоевание, по крайней мере, части «новых территорий будет успешной).
За ней, скорее всего, наступит духовная, политическая и этническая дезинтеграция. На новых равнинных землях появятся новые мусульманские народы и их более мелкие политические образования. Народы будут совершенно новыми. Хотя, возможно, будут носить «старые», «славные» названия. Ислам не будет предан забвению, останется основой национальной идеологии. Но его влияние упадёт. Будут формироваться новые народные обычаи и культура. Включающие элементы традиций доисламского населения. А так же элементы откровенного язычества. Возможно многие (или некоторые) новые исламские народы будут славяноязычными. Отчасти в следствие смешения со старожильческим населением. Но возможна и полная ликвидация потомков русских.
(Русский продолжает оставаться языков межнационального общения в кавказской среде. Другое дело, что язык ждут самые значительные перемены. Изменение произношения, словарного запаса. Превращение в литературный язык нынешней «фени»).
Возможно, непосредственные потомки кавказцев сохранятся внутри этих народов в виде каст или сословий. Например, военно-политической верхушки.
Таким образом, кавказцев, особенно вайнахо – дагестанцев, ждёт большое политическое будущее. Но они обречены измениться до неузнаваемости. Или даже исчезнуть.