ОАО «Тольяттиазот» уделяет большое внимание социальной ответственности. Даже огромное. По крайней мере, в распространяемых им информационных материалах. Пресс-релизы завода твердят, словно мантру, заученные фразы о «приоритетах социального развития» и «поддержке спорта в регионе», а «дружественные» СМИ называют социальную программу ТоАЗа не иначе как «легендарной». Интересно, что при ближайшем рассмотрении эта «социалка» и правда оказывается «легендарной». Скорее, даже мифической. Достаточно одного взгляда на официальные документы предприятия, чтобы понять, что тоазовская «социалка» все больше существует на страницах газет, нежели в реальном мире.
Зачем ТоАЗу внушать общественности миф о своей социальной ответственности, догадаться нетрудно. К предприятию то и дело предъявляют претензии контрольно-надзорные органы, полиция и даже собственные акционеры. Тут и вступают в дело публикации о «легендарной социалке». Вскрылись факты занижения прибыли через продажи продукции офшорным трейдерам? Зато отремонтировали местный дом культуры! Кинули инвестора? Зато поддерживаем региональный спорт! Ростехнадзор выявил более 500 нарушений промбезопасности? Так ведь все средства на жилье для сотрудников ушли! И так далее.
Но вернемся к официальным документам «Тольяттиазота». Конкретно - к годовым отчетам предприятия. Хотя в качестве акционерного общества оно работает уже 20 лет, отчетность присутствует только за 2008, 2010 и 2011 годы. Это уже говорит о многом, ведь в официальных бумагах особого пространства для фантазии нет - приходится писать что-то близкое к истине. Поэтому даже этих обрывочных официальных сведений за 3 года хватит, чтобы увидеть истинную цену тоазовской «социалки».
Так, например, в этой публикации мы видим, что в 2010 году «Тольяттиазот» затратил на экологию 206 млн руб., а в 2011 - 233 млн руб. Вполне достойный показатель. Но вот в годовом отчете за 2010 год мы видим реальную цифру, более чем в 10 раз меньшую - 19 млн руб.! Это худший показатель в отрасли, да еще и с большим отрывом от коллег. Даже соседний «Куйбышевазот», несоизмеримый с ТоАЗом по производственному потенциалу, потратил вдвое больше - 38,8 млн руб. А в 2011 году ТоАЗ не нарастил расходы до 233 млн руб., как пишут в статьях, а сократил до 12 млн руб., говорится в годовом отчете.
Дальше - больше. «В этом году компания потратит 51 миллион рублей на спонсорскую помощь спорту в регионе», - с гордостью заявляет пресс-служба ТоАЗа. Через некоторое время ТоАЗ объявил, что заключил с самарским баскетбольным клубом «Красные крылья» спонсорский контракт на 50 млн рублей. «Отмечу, что мы финансируем именно наши местные клубы», - говорил заместитель гендиректора «Тольяттиазота» Сергей Корушев. Нетрудно догадаться, что на самом деле на баскетбольном клубе «Красные крылья» помощь «региональному спорту» заканчивается, а оставшийся 1 млн, скорее всего, уйдет на пиар единственного спонсорского контракта. Как только это стало очевидно для журналистов, ТоАЗ стал осторожнее играть цифрами и заявил, что покроет «треть из общего бюджета клуба в 230 млн рублей». Вот только не очень понятно, как 50 млн может составлять треть от 230 млн?
Подобным образом «Тольяттиазот» реализует и программу строительства жилья для сотрудников. В годовом отчете за 2008 (!) год говорится о строительстве жилого дома в Комсомольском районе площадью 3560 м2, которое, на тот момент шло «быстрыми темпами». Надо полагать, он уже давно застроен и заселен? Как бы не так. Согласно отчетности, на протяжении всего 2010 и 2011 годов строительство «заканчивается». Судя по всему, «закончилось» оно уже давно, вот только дом так и остался не достроен. Более раннюю отчетность «Тольяттиазот» скрывает, поэтому точно установить, когда стартовало идущее «быстрыми темпами» строительство, не представляется возможным. Да что там дом, даже в знаменитом заводском санатории «Надежда» каждый год отдыхает все меньше и меньше работников.
Куда же на самом деле девается прибыль крупнейшего в мире производителя аммиака? Конечно, об этом не любят писать «дружественные» СМИ. Например, о зарплате живущей в Лондоне гражданской жены владельца завода Владимира Махлая Валентины Семеновой в 100 млн руб. в год, о шикарных отелях настоящего и будущего, о европейских футбольных клубах. Все это деньги, причем немалые. И, конечно, такого рода траты для руководства ТоАЗа куда важнее, чем строительство какого-то там дома в Комсомольском районе.
По материалам www.samara.ru