«Мы заходили на посадку, в районе Сочи были мощные кучевые облака, которые мы обходили и попали в определенный тип облачности, в котором происходит электризация. – публикует сегодня «Комсомолка» интервью с летчиком «Аэрофлота» Сергеем Борисовым, спасшим всех пассажиров, экипаж и машину. - Надо сказать, что данный тип облаков не определяется на экране самолетного метеолокатора как опасный в отличие от грозовых облаков, полет в которых категорически запрещен. Мы находились в нем очень короткий период времени - буквально минуту, может быть, полторы. Был слышен хлопок, видна вспышка».
Случай, который запросто мог бы обернуться катастрофой, произошел несколько дней назад, при заходе на посадку рейса «Аэрофлота» Москва-Сочи. Впрочем, широкая общественность его не смаковала: вот если бы самолет разбился, погибли люди, тогда об этом писали и показывали бы все СМИ. А так, все обошлось благополучно, командир и экипаж выбрали единственно верный путь поведения, о чем тут писать?
И все же, то, что рейс завершился штатно – заслуга команды авиалайнера. Однако, командир экипажа не видит в своем поступке ничего героического. Вся система отбора, обучения и повышения квалификации летного состава «Аэрофлота» построена на том, чтобы поддерживать высочайшие стандарты полетной безопасности.
«Отрабатываются (на тренажерах – Ред.) все нештатные ситуации, и сценарии тренировок постоянно меняются, чтобы ничто не стало для экипажа экстраординарной неожиданностью. – рассказал КП летчик Борисов. - В том числе рассматривается и попадание электрического разряда. Во-вторых, все ситуации, которые происходили, озвучиваются внутри компании и внутри отрасли. У нас в «Аэрофлоте» существуют так называемые разборы. Все это автоматизировано, и через компьютер можно смотреть учебные фильмы, слайды, презентации. Идет информация, с которой ты должен обязательно ознакомиться в определенный период времени. У нас введена очень хорошая автоматизированная система, позволяющая заниматься удаленно».
Естественно, компания поддерживает не только высокий уровень летчиков, но и высокие технические требования, даже к новым самолетам – а «Аэрофлот» поставил на внутренние (не только на международные – Ред.) линии новые А-320 «Эйрбас», чего не делают другие авиакомпании. . «У нас абсолютно новый флот. – говорил в ходе недавней пресс-конференции гендиректор компании Виталий Савельев. - Сколько стоит машина, скажем 10-летней или 20-летней давности? Все машины безопасны, чтобы было понятно. И машина 20 лет и машина новая с точки зрения безопасности, это машины, когда их выпускают – они нормальные. Но есть новый автомобиль, а есть старый. Каждый выбирает свою концепцию».
Летчик Борисов рассказал КП и о внутренних технических регламентах, обойти которые невозможно. «Есть определенный технический регламент, который требует тщательного осмотра самолета после соприкосновения с электрическим разрядом. – пояснил пилот. - К нам приехал постоянно находящийся на базе специалист - инженер, чтобы удостовериться в безопасности дальнейшей эксплуатации воздушного судна. Стандарты безопасности в авиакомпании таковы, что от них никуда не уйдешь».
Но техника – техникой, а главная причина большинства авиакатастроф последних 10-15 лет – «человеческий фактор», а проще говоря, ошибка экипажа в критической ситуации, повлекшая каскад непредсказуемых последствий и в итоге, гибель людей и техники. И в «Аэрофлоте» это хорошо знают и учитывают.
«Условия, которые мы предлагаем нашим экипажам и пилотам, не имеют аналогов не только в России, но и в Европе. – уверяет Савельев. - Но мы же хотим иметь качественных пилотов – это же ваши безопасность и ваш комфорт. В аэрофлоте пилоты высококлассные на самом деле, пилоты с очень сильными допусками и разрешениями. Командир судна сегодня получает более 340 тысяч рублей в месяц. Просто пилот получает около 300 тысяч в месяц. Наши пилоты имеют 70 дней отпуска в году (для сравнения: в «Люфтганзе» - 28). Это было заведено еще в СССР, так как машины были старые и тяжелые. Но у нас сейчас самый молодой парк в Европе, а 70 дней остается. Мы им субсидируем 100% ставки рефинансирования при ипотечном кредитовании. Наши экипажи и наши пилоты, у которых нет жилья в Москве, проживают в 3-звезхдочном отеле, который мы им снимаем около Шереметьево».
Результат очевиден: слаженная работа команды летчиков «аэрофлотовского» рейса Москва-Сочи на этот раз оставила охочих до катастроф тележурналистов без добычи. Зато семьи 148 пассажиров и членов экипажа не узнали горя от потери близких.