Нет смысла удивляться тому, что США не хотят отказываться от своих планов размещения ПРО в Европе.
Если эта система будет создана – при нынешних форматах военных потенциалов США и НАТО могут считать себя гарантированными от ракетных ударов с этой зоны. А значит – могут проводить в этой зоне любую выработанную ими политику. Вплоть до карательной. Могут провоцировать любые перевороты. Могут безнаказанно повлиять любые попытки любого правительства защищаться от спровоцированных США имитационных революций. Мир становится однополярным. Они становятся его хозяевами.
Почему они должны отказываться от такой возможности? Ни почему. Одностороннее преимущество - это всегда хорошо. Нужно их понимать – и перестать возмущаться этим.
Другое дело, что после агрессии в Ливии стало ясно, что та или иная страна в сложившихся на сегодня условиях может защитить свой суверенитет только обладая неким относительно дешевым, но разрушительным оружием. В сегодняшней реальности – это ядерное оружие.
Поэтому у неядерный стран есть лишь два выхода – либо признать свой полный вассалитет от США, либо иметь ядерное оружие. И такие военные средства, которые могут преодолеть создаваемую ПРО.
С Россией еще хотя бы минимально вежливо разговаривают именно потому, что она сегодня одна из последних стран, способных при необходимости нанести неприемлемый урон США.
Если ПРО будет создана – даже соблюдать вежливость в отношениях с Россией никто не будет.
То есть ситуация простая – США для утверждения своей гегемонии ПРО нужна. России, для того, чтобы уберечь себя от этой гегемонии – американская ПРО не нужна. Проблема в частности в том, что если Россия выполнит обязательства по СНВ, - ее остающийся ядерный потенциал будет нейтрализован и станет бесполезен. Вообще, с военно-политической точки зрения ПРО нужна для того, чтобы вывести военную сферу из эпохи сравнительно простых традиционных вооружений – и перевести ее в эпоху вооружений, доступных только очень богатым, избранным сверхразвитым государствам.
То есть, на новом уровне это граничная ситуация. подобная времени, когда военная сила греческих и в целом эллинистических государств, обладавших армиями, использовавшими бронзовое оружие, склонилась перед римскими легионами, вооруженными железными мечами.
Если Россия допустит создание американской ПРО – ей нужно будет либо пойти на огромные затраты, направленные на создание и освоение новых видов вооружений, либо стать вассалом США.
Значит, она не может допустить создания данной системы. Значит, она перед выбором – либо создать такую конфигурацию сил, которая позволит сорвать работу ПРО США в случае попытки ее использовать – либо обеспечить уничтожение созданного по мере его создания.
Представим себе, что Иран или Ирак начнут создавать некую систему, ставящую под угрозу существование Израиля. Вряд ли можно сомневаться, что Израиль довольно быстро эту систему разбомбит еще до того, как она будет создана.
Россия в этом отношении в ситуации с американской ПРО находится точно в такой же ситуации. И поскольку эта систему угрожает ее суверенитету – имеет право рассматривать ее как акт агрессии и осуществлять любые ответные действия по пресечению этой агрессии.
Можно ли решить этот вопрос иначе – теоретически можно. И теоретически нельзя. Можно потому, что в принципе всегда можно и лучше идти по пути согласия и учета взаимных интересов. Нельзя потому, что никто в мире рыночных отношений никогда добровольно не поступается своими интересами. Если этот кто-то – вменяемый человек, а не поклонник, скажем, «нового политического мышления».
Еще раз. Американская ПРО России не нужна. А США - нужна. США - страна с нормальным государственным сознанием. Страна здорового образа мысли. И отказаться от некого тем более важного своего интереса она может лишь в том случае, если либо в замен на этот свой оказ получит что-то большее, либо если будет к этому принуждена.
Политическая культура США построена на политической культуре ковбоев Дальнего Запада – и ими в этом отношении можно только восхищаться. И на серьезные переговоры подобного рода они пойдут только в том случае, если будут чу4вствоать у своего виска снятый с предохранителя и взведенный кольт. А выполнять их до конца будут только в том случае, если будут чувствовать себя в перекрестие прицела снайперской винтовки.
Нормальные здоровые люди.
Купить у них отказ от строительства ПРО – России сегодня нечем. Об этом нужно было говорить как минимум полгода назад, когда США и НАТО выбивали из Медведева согласие на агрессию против Ливии. Давать это согласие – вообще-то было нелепо – и тем более глупо было его давать бесплатно. А ценой его должны были быть минимум две вещи: Отказ США от ПРО, - и «голова Саакашвили».
После заявления Медведева о предпринимаемых Россией мерах безопасности в ответ на агрессивные действия по ПРО, комментаторы стали активнее использовать в своем лексиконе слова «Холодная война». Это неверно. Пожалуй, к сожалению. Потому что «холодная вона» потому и называется «холодной» – что она не «горячая».
Но за все время этой войны ни в Европе, ни в ее окрестностях не было ни одного масштабного военного конфликта. А после ее окончания, в этом регионе развернулось четыре войны с многочисленными жертвами – и не прекратилась та единственная – арабо-израильская- которая тянулась с ее начала.
Если называть это «миром» – то тоже только «холодным». И при этом получается, что «холодный мир» - куда кровавее «холодной войны».
Так что сегодняшнее состояние мирового сообщества такого, что переход от него к «холодной войне» скорее всего был бы только благом. И сохранил на деле множество жизней.
Как там было в песне из культового фильма: «И мы горды, и враг наш горд. Рука, забудь о лени. Посмотрим кто у чьих ботфорт, посмотрим кто у чьих ботфорт в конце концов согнет свои колени».
Рыночная цивилизация рождает войны. Если кто-то думал, что с разрушением системы социализма мир перейдет от противостояния к дружбе и миру – он сегодня имеет возможность оценить ошибочность своих прежних представлений. Если он этого не делает – значит, жизнь его ничему не учит. Или – что все это он знал и раньше, просто в тех или иных своих интересах служил той стороне, которой было выгодно нынешнее развитие событий.
А России сегодня нужно понять, что просто так данная ситуация не разрешится. Меры, предложенные Медведевым – более или менее правильны, но в перспективе недостаточны. А для того, чтобы снять проблему в целом – России нужно обеспечить такое развитие своей науки и техники – чтобы не зависеть в своем суверенитете исключительно от оружия ядерного возмездия. Нужно иметь такой уровень их развития, когда страна в военном отношении могла обладать превосходством над любым потенциальным противником и в форматах новой военно-технической эпохи.
А для этого, в частности, нужно избавится от бредовых идей о том, что «студент не должен иметь большой стипендии» и должен совмещать учебу в ВУЗу с подрабатыванием в той или иной фирме, либо о том, что нормальные и достаточные зарплаты нужно платить не своим ученым – а «иностранным специалистам», которые своим общением осчастливят отечественных и научат их «профессиональной коммуникации» и «умению делать научные открытия».