Явление быдла, или Trash Kingdom

В последнее время среди самой разнообразной публики хвалить протестные движения становится хорошим тоном, а то и дурной привычкой. Умные люди, а порой даже умные люди с достатком, внезапно начинают распинаться о"положительной роли арабской весны", о зреющем в массах социальном протесте и великой взявшейся ниоткуда сознательности. Да, движения против глобализации давно стали одним из главных ее направлений, вовлекая целые страны не хуже ВТО, "манифестанты" уже давно занимаются мародерством и заигрыванием с прессой - и все же многие эксперты и "говорящие головы" продолжают восхищаться "беспримерной гражданской смелостью". Безумству храбрых, в общем, поем мы песню, а кто не поет, тот, конечно, глупый пингвин и прячет тело жирное в утесах.

На деле же мы наблюдаем то, чем в студенческие годы как-то пытались заняться два моих приятеля, страстно желавшие операционализировать понятие "быдла". Именно становление этого самого "быдла" - людей, которые мыслят себя только потребителями, а никак не гражданами - происходит на наших глазах, становление быдла как полноценной социальной группы и, увы, как флагмана политического процесса на многие годы вперед.

Конечно, многие маститые исследователи социалистического толка (вроде Бориса Кагарлицкого) возразят - мол,"среднестатистический гражданин» увидел в протестующих своих представителей, выразителей своего собственного настроения", наконец-то людям открыли глаза на несправедливость капиталистического строя! Увы, за всеми этими словами, кроме кабинетной теории, нет ровным счетом ничего - ведь уже для выражения солидарности мнений необходимы, в первую очередь, эти самые мнения, а их-то как раз и нет. В масштабных протестах, сотрясающих Европу и Америку, по большей части, нет ничего креативного, позитивного или деятельного - это всего лишь волнения наркоманов, которых лишают дозы, волнения игроманов, понимающих, что казино схлопывается, а Вегас где-то очень далеко. Идейные борцы? Мировая революция? Бросьте, среди розовых париков и тупых плакатов нет больше красного знамени. Остался лишь Че, печально глядящий с бесчисленных тиражей штампованных футболок.

Чтобы убедиться в столь грустном диагнозе, довольно посмотреть, когда на первый план выходят "достойные манифестанты" - а появляются они на арене в те моменты, когда принимаются решения, сколь-либо ограничивающие потребление: рост зарплат, пенсионных выплат, других форм измерения социального статуса. То, что подобные решения не радуют общество, одержимое своими теперь уже золотыми цепями, очевидно - как очевидно и то, что необходимость таких решений следует из пагубной политики властей, выбранной ранее. Например, как верно отмечает Василий Колташов в предпоследнем номере "Эксперта", за первые годы правления Социалистической партии Греции государственный долг государства страны вырос с 26,9% ВВП в 1981 году до 64,2% в 1989-м. И никто - ни один человек! - не вышел на улицы. Где были люди, что они делали? Ведь устраивать акции протеста тогда было если не проще, то уж точно не сложнее, чем сейчас - но нет, никто не строил баррикады и не жег машин. Никто и не думал ратовать против капитализма, потому что рост долга давал людям возможность "повысить свой уровень жизни" - да, в краткосрочной или даже очень краткосрочной перспективе, но весь ужас ситуации как раз в том, что никакое другое измерение быдло не интересует. Масса хочет кушать - и кушать здесь и сейчас. Цена вопроса - дело десятое.

Вместе с тем, масштабный протест - это не просто следствие прошлых ошибок, вызванных близорукостью власти, доигравшейся до экономического коллапса. Это еще и полномасштабный вотум недоверия существующей политической системе в целом - включая постоянное заигрывание элит с темами "личного участия", "личного мнения", в общем, индивидуализирующими основаниями политики. Практика регулярной конкуренции между государством и бизнесом, в результате которой обе стороны сравнялись между собой в сознании обычного человека, привела к страшным результатам: по словам все того же Кагарлицкого, во Франции большая часть населения негативно относится ко всем политическим партиям, а в Испании этот тезис поддерживают рекордные86% (!) опрошенных - и все потому, что политика, как и раньше, не способна предложить идеальных решений. Да, высокий уровень недовольства неудивителен в условиях жесточайшего экономического кризиса, где одни страны вынуждены постоянно просить подаяния, а другие вынуждены делиться и без того неравномерно распределяемым пирогом - но, в отличие от экономических материй, этот вопрос уже не знает простых решений.

Из кризиса можно выйти, реструктурировав долг или устроив масштабный вброс денег в экономику, - и то, и другое, если говорить грубо, поможет справиться с финансовыми трудностями. Но каждое из представленных решений, увы, натолкнется на все тот же социальный протест, который сейчас может инициировать любаясоциальная группа, представляющая себя ущемленной, будь то критские таксисты, немецкие железнодорожники или уборщики из Неаполя. Иллюзия "массовой политики" выродилась, в конечном итоге, в опасные метастазы охлократии, когда решения принимаются не на основе реальных альтернатив, а на основе мнения толпы, которая, как известно, обладает эмоциями, но чудовищно, непроходимо глупа.

Раньше политический прогресс выражался в гибели старых "групп давления", их ребрендинге или появлении новых политических игроков. Сегодня тренд совершенно другой: в условиях отсутствия стабильных социальных предпочтений старые игроки, не желающие погибать, как они считают, раньше времени, продолжают махать уже ничего не значащими мечами, заигрывая со всеми политическими ориентациями одновременно. Посмотрите, греческая ПАСОК принимает ультралиберальные решения, никак не согласующиеся с ориентацией на благополучие масс, а отечественная КПРФ вообще открывает националистическое крыло. Коммунисты - националистическое крыло! Того и гляди, монархический кружок откроют, чего уж там, - сражаться за голоса православных консерваторов.

Современный политический процесс окончательно стал аморфным, а соотношение сил в нем отныне определяется мастерством пиара и коммуникации. Сумел понравиться большинству - ты на коне, и не важно, что ты сделал ради этого: угробил экономику страны или лишил перспектив молодое поколение. Это и есть Trash Kingdom, королевство "быдла", которое в мельтешении лозунгов и манипуляций оказывается не просто неспособным к развитию, но и не желающим, по сути дела, развиваться. Зачем совершенствоваться, если можно просто шантажировать, зачем работать, когда можно жить на пособия? Фактически, политика превратилась в конкуренцию "прожигателей жизни", стремящихся дать и получить как можно больше здесь и сейчас. 20 сытых дураков, увы, здесь гораздо важнее одного человека, который говорит это глупое и архаичное omne nimium nocet. А если эти дураки еще и выходят на улицы, активно поддерживаемые прессой, - остается только вспоминать Губермана:

Мне жаль небосвод этот синий,
Жаль Землю и жизни осколки,
Мне страшно, что сытые свиньи
Страшней, чем голодные волки.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram