Отчет Собянина и добрые дела Лужкова

19 октября Сергей Собянин отчитался перед МГД об итогах первого года своего наместничества. И ярко показавшая уровень своей порядочности городская Дума признала их более чем удовлетворительными.

Хотя сами москвичи явно думают иначе. Судя по данным Левадовских исследований , они полагают, что при нем хуже стала работать милиция, ухудшилось дорожное движение и усугубилась ситуация с пробками, повысился уровень коррупции, увеличилось число тех, кто считает, что он действует исключительно в интересах себя самого и своего окружения, тогда как то, что он действует в интересах города и москвичей – полагает лишь 29 % жителей, что он справляется со своими обязанностями лучше Лужкова – полагает 28 %.

Правда, месяц назад Левада-Центр показывал, что при сравнении мэра и наместника 29 % высказывались в пользу Лужкова и 26 % - в пользу Собянина, но эти данные, судя по всему, вызвали неудовольствие власти, и Левада-Центр поспешил поправится – теперь у него в пользу Лужкова высказывается 24 %, а в пользу Собянина – 28 %.

Хотя, даже социологам бывает трудно игнорировать факты – и они вынуждены были признать, что большинство москвичей считает, что Лужков принес городу больше пользы (48 %) и в три раза меньшее число (18 %) - что он принес больше вреда.

И вот здесь – то, что важнее самого отчета Собянина. В сентябре отмечался очередной день города – праздник, рожденный при Сталине в 1947 году, но утвердившийся при Лужкове, спустя 50 лет. И ни Собянин, ни Московская Дума – ни словом не обмолвились о том, что эта традиция всем обязана именно Мэру. Его просто не вспомнили – не поздравили, и не пригласили. А потом, 21 сентября, был 75-летний юбилей Лужкова.

И никто из значимых публичных лиц страны не вспомнил, что это День Рождения Юрия Лужкова. Его 75 летний юбилей. Год назад, его, без всяких оснований и объяснений сняли с должности Мэра. Сняли с должности, на которую его трижды подавляющим большинством голосов избирала Москва и назначали два президента России.

При этом сняли, не только не интересуясь мнением самих москвичей, но и игнорируя то, что нынешняя Россия не существовала бы, если бы либо в 1991 году, либо в 1993 году, либо в 1996 году сделал иной политический выбор. Последняя дата называется потому, что даже по официальным данным, в 1991 году уже в первом туре, за исключением Москвы – по всей остальной России Зюганов победил Ельцина.

Можно одобрять или осуждать три решения Лужкова, но реши он тогда хоть раз иначе – нынешняя политическая система России не существовала бы.

Нынешняя – не в отличие от системы 90-х, по которой ностальгируют определенные группы, а нынешняя – включая и систему 90-х, как нечто отличное от системы более ранней.

Можно спорить, какая из них лучше – и, похоже, большинство уже приходит к выбору, что то, что они получили – хуже того, от чего 20 лет назад отказались. Но в данном случае важно не это. Важно то, что без него данной системы не было бы. Власть обязана ему тем, что она есть.

Интересно посмотреть сегодня, найдется ли кто-то из высших политических деятелей, кто просто поздравит и поблагодарит его за все добро, что он сделал для города и его жителей. Когда почти так же бесцеремонно Ельцин отправил в отставку Примакова, вытащившего страну в ее чуть ли не самый критический момент того времени – через неделю после отставки к нему приехал вручить памятный подарок ФСБ Путин – приехал в сопровождении всей коллегии ведомства. Визит тогда сняла пресс-служба ФСБ и демонстративно выпустила в эфир центрального Телевидения.

Кто решился приехать и публично поздравить Лужкова? За все то, что он сделал – для системы отдельно, для Москвы – отдельно. Не осмелился никто.

Потому что для людей общества, не власти, он остался не человеком Системы, а человеком Города.

Служившим и себе - но служившим и городу. Потому что, в общем-то, не отделял себя от него. Перечислением, что он делал и сделал доброго займутся биографы. После политической реабилитации. Как когда-то, на 19 Партконференции сказал Борис Ельцин: «Мы любим реабилитировать после смерти. Но давайте начнем реабилитировать при жизни!»

Пойми тогда это Горбачев – возможно, он не лишился бы своего поста через три года после этой Конференции. А страна не раскололась бы на части, которые до сих пор не удается собрать.

А сегодня о том, что реально сделал хорошего Лужков – вспоминать не принято:

– и уже никто не вспоминает ни о новом МКАДе,

- ни о Третьем кольце.

Ни о миллионах построенных квадратных метров жилься – в том числе и бесплатного,

- ни о том, что Москва в 90-2000-е оказалась единственным городом в России, где сохранилось такое понятие как бесплатное муниципальное жилье,

- ни о помощи театрам и школам,

- ни о надбавках пенсионерам – обреченным в 1990-е, о возвращении к которым так мечтают собирающаяся вокруг Медведева политические маргиналы той эпохи.

- ни о выживших благодаря Лужкову музеях,

- ни о возвращаемых детским садам помещениям, розданных по принятым федералами законам неизвестно в чьи руки.

- ни о новых выросших кварталах,

- ни о замененных на современные здания разваливающихся пятиэтажках,

- ни о том, что Москва из заваленной снегом и помойками черного неосвященного города конца перестройки стала городом, полным света в любое время дня,

- ни о том, что скучные и заброшенные спальные окраины столицы за время правления Лужкова стали как будто иллюстрациями к сказке «Незнайка в Солнечном городе» или не менее сказочному Изумрудному городу,

- ни о том, что в 1998 он спас страну от подготовленной Березовским диктатуры Лебедя,

- ни о том, что он одним из первых выступил в 2005 году против введенного людоедами из правительства 122 Закона о монетизации льгот,

- ни о том, что сумел сделать так, чтобы пенсионеры Москвы ничего не проиграли от введения в действие этого закона,

- ни о том, что он строил тогда, когда остальные воровали,

– ни о чем этом теперь говорить нельзя.

Медведев запретил.

Новая власть хотела даже объявить вне закона и отменить его программу помощи Севастополю, намекая на ее коррупционность. Но тут уже борцов с лужковским наследием жестко остановили.

И все это – сделал он. И этого – более чем достаточно, чтобы его поздравить с Юбилеем и сказать ему Огромное Спасибо. Потому что все это было сделано для Москвы. Для города и горожан.

И снимали его не за что, что он не успел сделать или сделал плохо. А за то, что того, как он руководил Городом – абсолютно не касалось. Эти претензии – были использованы для обработки общественного мнения. Кстати и после этого положительно оценивающих его деятельность в столице оказалось больше, чем оценивающих ее негативно. Всем понятно, что снимали его не за пробки – которые, кстати, при его преемнике меньше не стали. Стали больше. И не за бизнес его жены – которая, как оказалось, действовала лишь на пространстве в 2 % строительного рынка города. И не за коррупционность – не нынешней российской власти говорить о борьбе с коррупцией.

Его сняли за то, что он сохранил достоинство перед лицом новых носителей новой власти. Его сняли за то, что он, по мнению этой власти – слишком много тратил на Москву. Тогда как мог бы этим же поделиться с этой властью. Его снимали грязно, выплескивая мерзости с экранов лишенных совести телеканалов. И его снимали подло – не решаясь вступить впрямую публичную схватку, не решаясь объяснить, свои претензии к нему, – не решаясь, как логично было бы поступить в этом случае – вынести вопрос его доставки на городской референдум. Никто кстати, не задумался, почему человек, подписавший постыдный Указ об отставке Мэра Москвы – сделал это не в Москве, а за границей. А ведь он просто боялся. Боялся, что если окажется в этот момент в столице – не Мэру, а ему может быть придется уйти со своего поста. Так – не случилось. Но он – боялся.

Кстати, почти при каждой встрече в последние пятнадцать лет с гостями из других регионов – можно было услышать их почти упрек: «Да Вы просто не понимаете, какое это для вас счастье, что у вас есть Лужков».

Только даже в последний День города, праздник, в современной России созданный и привитый именно им - новый городской наместник не упомянул о том, кому этот праздник обязан своим существованием – и не выразил даже уважения его создателю.

Только город то его помнить будет. Потому что дома стоят. И в них живут люди. В частности и массе своей получившие свои квартиры бесплатно в годы, когда нигде, кроме города, где был этот Мэр – такого просто не существовало.

Кстати, эта статья в основе своей писалась не сейчас. Она писалась в канун его 75-летнего Юбилея. И последовательно была отвергнута редакциями четырех изданий разной направленности: патриотической, консервативно- государственной, либеральной и социалистической. И оппозиционной – и провластной.

И пусть и спустя месяц - я хочу его поздравить с его юбилеем. И сказать ему спасибо. И сказать – что его помнят. И благодарят.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram