В понедельник режиссеры Валерий Тодоровский и Андрей Прошкин, а также кинокритик Андрей Плахов провели пресс-конференцию, на которой обрушились на существующий российский оскаровский комитет, предложив полностью переформатировать его.
Мало того, в качестве одной из тем мероприятия была указана "Будет ли положен конец всевластию Михалкова в российском кино", однако, сами анонсировав столь острый момент (именно из-за которого и пришло явно большинство журналистов), деятели Киносоюза отказались воевать с Никитой Сергеевичем, причем самым странным, если не сказать детским образом.
Стоит даже процитировать часть стенограммы:
Журналистка: В теме пресс-конференции заявлено о некоем всевластии Михалкова.
А.Прошкин: Мы лично про это не заявляли никогда, поверьте.
Журналистка: Но в теме пресс-конференции это написано.
А.Прошкин: Осталось найти человека, который заявил эту тему.
В итоге пресса без преувеличения единодушно поставила под сомнение чистоту целей учредителей «КиноСоюза»: уж слишком их действия смахивают на попытку перехвата власти в оскаровском комитете, а время подобрано - хуже не придумаешь.
Три, как они сами себя охарактеризовали «представителя профессионалов» --- организаторы новой общественной организации «КиноСоюз», первое собрание которой прошло в июне текущего года. Соответственно, они не нашли ничего лучше, как сыграть на «оскаровском» скандале вокруг выдвижения картины «Цитадель» и заявить свои права на деятельное участие в выдвижении российских картин на премию Киноакадемии США.
Кратко напомним: две недели назад, во время выдвижения российского номинанта в шорт-лист Киноакадемии США, которым стала картина Михалкова «Цитадель», глава национального оскаровского комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол, заявив, что решение, мол, принималось без него и вообще, меньшинством. Несмотря на то, что Меньшов предложил еще две сильные картины - «Фауста» Сокурова и «Елену» Звягинцева - члены комитета подтвердили свое решение. «Цитадель» отправилась за океан.
Естественно, представители «Киносоюза» пытались представить свои претензии к оскаровскому комитету в наиболее выгодном свете. «Видимо, настал момент, когда пора сделать этот механизм прозрачным, внятным. Этот комитет должен превратиться во что-то, что представляет реальные интересы, во-первых, страны, потому что речь идет о престижной для страны премии, во-вторых, интересы объективного мнения кинематографистов», говорил Валерий Тодоровский.
Что характерно, «объективное мнение» до страны доносят не представители Союза кинематографистов (в котором почти 6 тысяч членов), а основатели Киносоюза , в котором числятся...170 человек!
Вот как выглядит оскаровский комитет «по-киносоюзовски» (ориентируясь на текст письма, рассылаемого сейчас кинообществености):
«С нашей точки зрения, Национальный оскаровский комитет должен быть сформирован из представителей двух российских киноакадемий, Союза кинематографистов, Киносоюза, всех профессиональных гильдий (здесь имеются в виду гильдии режиссеров, сценаристов, киноактеров, операторов, кинокритиков, а также гильдии и ассоциации продюсеров), а также граждан Российской Федерации, являющихся обладателями и номинантами премий "Оскар" и членами Американской киноакадемии».
Чуть позже участники добавили, что, если «оскароносцы» (две штуки) и номинанты будут в комитете постоянно, остальных будут делегировать их организации на произвольный срок - от года до 10 лет.
Напомним, члены Американской киноакадемии назначаются пожизненно , что исключает давление в принципе, в предложенной же конструкции - море вариантов. Особенно для ловких продюсеров, мечтающих продвинуть свой товар в американскую номинацию и тем стяжать дополнительный профит.
Их спросили напрямую: «Ваша цель - самим дорваться до власти?». Г-н Плахов предпочел гордое (и откровенное) «No comment». Остальные и вовсе промолчали.
На недоуменные вопросы СМИ о том, где же Владимир Меньшов - как глава оскаровского комитета он мог бы ответить на все вопросы, ведь это его «ведомство» критикует «Киносоюз», -- Прошкин и Ко отбивались софизмами: «Почему его здесь нет? А почему он должен здесь быть?». По их словам, Меньшов, мол, относительный начальник комитета, все решения принимаются в академии «Золотой орел». Похоже, в праве Меньшова только затеять скандал, отказаться подписать протокол, вынести сор, а спокойно переформатировать комитет - если уж вопросы накопились - через эту академию за предыдущее время он не мог.
Тем же, кстати, могли заняться и продолжатели скандала из «Киносоюза», но им показалось заманчивее отпиариться на «Цитадели» и Михалкове. Так, глядишь, и об их «организации профессионалов» в прессе заговорят. Но и на прямое обвинение в попытке отпиариться, забыв о том, как будет выглядеть Россия в глазах всего мира в связи с таким развитием скандала, г-н Прошкин заявил: «мы просто не станем это комментировать».
Вот только зачем тогда надо было собирать пресс-конференцию?