Долгое время Республика Татарстан представляла собой пример конфессиональной солидарности и мирного сосуществования разных народов и религий. Проблем, сходных процессам на Северном Кавказе, республика не знала. Однако в ноябре 2010 года случилось непредвиденное: силами правоохранителей и спецслужб в Нурлатском районе Татарстана была ликвидирована вооруженная банда боевиков. Раздувать большой скандал местные власти не желали, аппарат Президента Татарстана хотел все замять «по-тихому», но татарстанская общественность желала знать: как такое стало возможным?. Через некоторое время стало понятно, что на местных радикалов закрывала глаза отдельная часть верхушки Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). Более того, в некоторых мечетях имамами уже долгое время работали откровенные ваххабиты с «непростым прошлым», связанным с длительным обучением в религиозных центрах Саудовской Аравии. Скандал «замять» не удалось.
Под давлением общественности и власти 13 января 2011 года муфтий Татарстана Гусман Исхаков оставил свой пост «в связи с проблемами со здоровьем». Ушел ли муфтий сам, или его «ушли», становилось уже неважным. Судя по всему, Гусман Исхаков сам прекрасно понимал серьезность своих кадровых ошибок и просчетов. Через некоторое время постами имамов в татарстанских мечетях поплатились и отдельные ваххабитствующие личности с непростым саудовским прошлым. В общем, власть, правоохранители, подавляющая часть исламского духовенства и общественность республики дала однозначно понять: цацкаться и заигрывать с радикалами никто не намерен. Здравый смысл (что в нашей стране бывает не так уж и часто) все же возобладал.
13 марта пленум ДУМ РТ выдвинул трех кандидатов на пост муфтия республики (съезд мусульман Татарстана, на котором будет избран муфтий, пройдет 13 апреля 2011 года), среди которых оказались исполняющий обязанности муфтия Ильдус Фаизов, имам казанской мечети «Нурулла» Камиль Бикчентаев и имам-мухтасиб Зеленодольского района Татарстана Хамит Зиннатуллин. Все трое достаточно хорошо известны в республике и не являлись сторонниками ваххабитствующих имамов. Радикалы, естественно, не сумели набрать необходимое количество голосов и войти в список выдвигаемых кандидатов. Наиболее возможный кандидат на пост муфтия, по мнению большинства знающих татарстанскую ситуацию, это Ильдус Фаизов, который уже достаточно успешно выполняет обязанности муфтия. Казалось бы, все идет своим чередом, но как показывают события, ваххабитствующие оппоненты ДУМ РТ не смогли достойно проиграть и удалится восвояси. Они развернули настоящую компанию по попытке сорвать предстоящие выборы муфтия Татарстана, намеченные на 13 апреля 2011 года.
Ситуация вокруг выборов муфтия Татарстана усложняется благодаря некоторым нюансам, которые ускользают от глаза широкой общественности. Дело в том, что татарстанский муфтият, после охвативших расколов духовных управлений мусульман России, почти всегда оставался автономным. Во времена муфтия Гусмана Исхакова (1998-2011), состоящего в Совете муфтиев России персонально (ДУМ Татарстана как организация не входит ни в Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина, ни в Центральное духовное управление мусульман Талгата Таджуддина, ни в недавно созданную Российскую ассоциацию исламского согласия), конечно существовали определенные «симпатии» некоторой части татарстанского духовенства к данной организации, находящейся в Москве. Однако ДУМ РТ не был излишне близок ни к СМР, ни к Центральному духовному управлению мусульман России, которое традиционно находится в Уфе. Когда татарстанское духовенство своей позицией показало, что оно не намерено мериться с радикалами, а Гусман Исхаков отстранился от должности, отношения московского СМР и ДУМ Татарстана перешли в стадию охлаждения (на «Всероссийское мусульманское совещание», организованное Равилем Гайнутдином 24 марта 2011 года с целью повышения собственного авторитета после его заявлений в отношении коренного населения России, которое он отождествил с алкоголиками, и при этом восхищался гастербайтерами, от ДУМ Татарстана поехал один представитель, незанимающий руководящих постов в татарстанском муфтияте).
Тяготеющее к разного рода радикалам руководство СМР, как обычно сделала ставку на ваххабитствующую часть имамов, перешедших к тому времени в оппозицию к руководству ДУМ РТ. Это была очередная ошибка Равиля Гайнутдина, которая дополняла ряд серьезных просчетов в попытках сохранить свое стремительно падающее влияние на мусульманские общины России. Опытный руководитель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, в свою очередь, принял куда более мудрую позицию, отказавшись от каких-либо попыток напрямую вмешаться в предвыборную гонку. Он поддержал всех кандидатов, выдвинутых на пост муфтия съездом ДУМ РТ, и пожелал им удачи, отметив, что все трое достойные люди, а выбор остается за татарстанским духовенством.
О том, что отношения между СМР и ДУМ РТ окончательно расшатались, стало ясно еще до того, как татарстанское мусульманское духовенство фактически проигнорировало организованное муфтием Равилем Гайнутдином 24 марта 2011 года так называемое «Всероссийское мусульманское совещание». Это лишь стало следствием уже запущенных процессов, которые, очевидно, были инициированы именно людьми тесно связанными с СМР. В частности, близкие к муфтию Равилю Гайнутдину информационные структуры фактически сразу начали вести пропаганду в поддержку ваххабитствующих имамов. В очередной раз руководство СМР продемонстрировало свои ориентации направленные на поддержку радикальной части исламского духовенства.
Среди основных Интернет-ресурсов, ведущих предвыборную пропаганду, оказались «Исламньюс» и «Ансар.ру». Конечно, пропагандой в классическом понимании это назвать сложно. Это были публикации с пространными намеками о том, что все происходящее в Татарстане - это очередная попытка «ущемить» самых «правильных» мусульман в России и т.д. В общем - это были стандартные и уже «приевшиеся» темы, которые при каждой возможности «обжевывались» в творчестве группы журналистов. Такие выводы делались проваххабитскими настроенными журналистами из-за нежелания большей части мусульманского духовенства видеть радикалов в руководстве ДУМ РТ и на постах имамов мечетей.
Публикации на «Ансар.ру» (а это сайт сопредседателя Совета муфтиев России, саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова) зачастую сопровождались простым хамством и прямыми оскорблениями в отношении представителей мусульманского духовенства Республики Татарстан, которые появлялись в комментариях. Подобные комментарии очень хорошо демонстрировали общий моральный облик публики, которая посещает подобные сайты. К примеру, вот как комментирует ситуацию с выборами муфтия некий «Татарин»: «Честно говоря, власти Русни поставят туда того человека, который будет лизать зад..цу властям. Кафиры хотят управлять мусульманами посредством муфтия. Я ни одному муфтию не доверяю совсем, они по Корану и Сунне не следуют, а следуют своим страстям и приказам кафиров». Это уже не просто невоспитанность, а проявления явного экстремизма. На экстремистский настрой читателей данного ресурса явно указывает регулярно появляющиеся в комментариях ссылки на самые настоящие экстремистские сайты. Указывать и делать им рекламу не хочется, но модераторы их не удаляют, видимо для большей просвещенности своих читателей.
Более сдержанным все-таки оставался «Исламньюс», пространно намекая, что выборы «непрозрачны и призрачны». Данный ресурс получал финансирование от российского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования – фактически государственной структуры, которая из бюджета страны финансирует большинство мусульманских организаций России, в том числе и вот такие мусульманские СМИ. Это не позволило сайту напрямую пойти на откровенную поддержку ваххабитствующих имамов Татарстана. Откровенно поддержать радикалов за счет денег российских налогоплательщиков - это уже слишком, поэтому приходилось сглаживать острые углы.
Весь творческий потенциал, направленный на поддержку радикальных ваххабитствующих кругов Татарстана, пришлось раскрывать группе журналистов сайта «Ансар.ру». Вообще данный сайт имеет запоминающуюся историю. Сейчас на него работает группа журналистов, которая когда-то трудилась на сайте «Ислам.ру». Через некоторое время стало понятно, что творческий коллектив – это в большинстве проваххабитски настроенные журналисты, и в начале этого года их попросили уйти с популярного домена. Коллектив полностью переместился на «Ансар.ру». Этот сайт, хоть зарегистрирован в России, но модерируется из Люксембурга, что наводит на определенные мысли.
Вообще западноевропейская прописка ресурса «Ансар.ру» весьма симптоматична. Любая европейская заводь, графство Люксембург здесь не исключение, насыщена всякого рода правозащитными организмами. Попав в такую среду, часто даже у нормального человека вдруг вырабатывается гипертрофированное чувство ущемленности. Сразу начинает казаться, что кто-то, кого-то, за что-то, но обязательно ущемляет. Везде мерещатся фобии, начинает сразу угнетать чувства отсутствия толерантности во всем окружающем мире. Ответы в викторине «кто? кого? и за что?» зависят, как правило, от очередных грантодателей и спонсоров. Они же дают адрес высокого европейского правозащитного кабинета, куда обязательно необходимо «накатать телегу» по поводу того, за какое конкретное неудобное место был кто-то «ущемлен». Информация об «ущемленном» попадает в очередные толстые правозащитные бюллетени, начинает муссироваться в СМИ, другими защитниками «ущемленных» и т.д. Таким образом, создается общественное мнение о «плохих ущемителях» и «хороших ущемленных». При этом самому «ущемленному», за исключением отдельных резонансных случаев, помочь конкретно никто не стремится. Этого не требуется, поскольку тогда ущемленные начнут исчезать и поводов закатывать правозащитные истерики будет меньше.
Такими «ущемленными», которым требовалась срочная помощь, для «Ансар.ру» оказались ваххабитствующие имамы Татарстана Габдулла Галлиуллин, Рамиль Юнусов, Наиль Сахибзянов и др. Был даже проведен интерактивный опрос на тему «кто достоин стать муфтием Татарстана?» на сайте tatmufti.ru, который создан весьма специфической в республике молодежной организацией «Сознание». Естественно, что в угоду коньюктурным интересам Совета муфтиев России самым достойным поста муфтия Татарстана был избран ваххабитстующий Наиль Сахибзянов (получил целых 40 %!). Далее стали «разоблачаться» те, кто препятствует этим «самым достойным». Грязь полилась на исполняющего обязанности муфтия Республики Татарстан Ильдуса Фаизова. Совершено надуманная история про юмористические анекдоты в татарстанской мусульманской газете «Умма» была преподнесена как оскорбление и ущемление чувств «самых настоящих» мусульман. Материал сопровождалась откровенным хамством в оставляемых комментариях. В общем, все в лучших жанрах черных пиар-технологий.
Долгое время ваххабитствующие круги пытались убедить татарстанскую общественность, что эти «ущемляемые» самые «правильные» верующие, которые ни какой связи с экстремистскими кругами не имеют. По их мнению, они были самые добрые, мирные и незаслуженно обиженные. Окончательно все иллюзии рассеялись, когда к ваххабитствующей пиар-кампании присоединились самые настоящие экстремистские сайты наподобие «Ummanews». Спонсоры сайта, по информации размещенной на самом ресурсе, предпочли остаться анонимными. Дорогостоящий дизайн «Ummanews.com» свидетельствует о том, что покровителями ресурса являются граждане одной из стран Персидского залива (обновляется же он из Вильнюса, что тоже характерно). Журналистский коллектив – это русскоязычные «студенты-интеллектуалы» ближневосточных ваххабитских религиозных заведений, о чем также красочно указывает общая тематика и стиль освещения событий. Западные нефтедоллары дают возможность содержать сайты, повествующие русскоязычному читателю о «кознях кяфиров и их приспешниках». Авторы ознакомят любого любопытствующего с идеями главных «борцов» за права мусульман всего мира - бывшего агента ЦРУ Усамы бен Ладена, северокавказского террориста Докку Умарова и т.д. Вообще «Ummanews» поведает о многом, от чего у любого нормального человека волосы встанут дыбом.
Наиболее экстравагантным шагом экстремистских пиар-технологов был слив 23 марта 2011 года «компромата» на исполняющего обязанности муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова. Компроматом, конечно, назвать это сложно. Это были отсканированные простые финансовые документы, какие-то обращения, содержание которых не давало конкретного понимания в каком таком «изрядном воровстве» обвинялся человек. Как удалось выяснить потом, эти документы оказались подделкой бывшей бухгалтерши казанской мечети «Булгар», имамом которой является Ильдус Фаизов. Вообще-то, с точки зрения вероучения, которого придерживаются авторы сайта «Ummanews», их содействие этой черной пиар-кампании было поступком, мягко говоря, сомнительного характера. Этим шагом представители «Ummanews» поддержали таких людей как Рамиль Юнусов, Наиль Сахибзянов, Габдулла Галиуллин и др. Они, в свою очередь, несмотря на ваххабитствующий нрав, являются, по крайней мере, формально, представителями официального духовенства. Все официальное мусульманское духовенство, согласно идеологии «Ummanews», служит «тагуту – сатане», что с точки зрения религии бенладенизма неприемлемо. К служителям «тагута» бенладенисты относят всех, в том числе, даже самых праведных мусульман, посмевших не согласиться с ними. Поэтому, чувствовалось, что «в товарищах согласье есть», и на какой стороне стоят эти «товарищи» тоже стало всем понятно. Связь татарстанских ваххабитов с настоящими экстремистами налицо. Это даже не скрывается самими авторами: «в редакцию UmmaNews поступили компрометирующие документы». Ограничивается ли эта связь идейным единством и пиар-поддержкой, либо данная взаимодействие носит более тесный характер - необходимо выяснять соответствующим органам Республики Татарстан и особенно обратить на это внимание федеральному центру.
Однако информационных поводов для творческой активности в поддержку ваххабитствующих и «ущемленных» не хватало. Здесь пригодились старые обиды на известную журналистку и эксперта Яну Амелину. Именно она была одним из главных инициаторов придания общественной огласке проблеме ваххабизма в Республике Татарстан. Правда, о которой смело говорила журналистка, оказалась слишком неудобной. Был применён уже довольно попользованный способ ваххабитствующей журналистики: Яна Амелина пополнила и так изрядно длинный ряд «исламофобов». Она стремительно перебралась на самую верхушку топ-рейтинга «исламофобов», который, по мнению ваххабитствующих, возглавлял сам «исламофоб № 1» Роман Силантьев. Грязь и нелепые обвинения, которые совершенно незаслуженно лились и льются на этих людей на страничках «Ансар.ру», «Исламньюс» и т.д., объяснялась только одним. Выражаясь на правозащитном жаргоне - это была самая настоящая клиническая правдофобия. Боязнь той правды, которая указывала на реально существующую проблему ваххабизма и радикализм в отдельных рядах исламских активистов России. Правда, как известно, глаза колет. А очень большая правда даже выкалывает.
Эти страхи приобретали весьма экстравагантный характер. В пылу ваххабитствующей пиар-кампании в конце марта было подано заявление неких четырех мусульманок из Татарстана (Р.Д. Шайдуллина, Г.Н. Тимершина, З.Т. Ситдикова и Г.М. Гильманова), в очередной раз «ущемленных» в своих религиозных чувствах, с требованием возбудить уголовное дело по поводу «православного экстремизма» Яны Амелиной. Порой казалось, что все происходящее можно объяснить только наступлением весны и заболеваниями из области современной психиатрии. Однако Следственный комитет Республики Татарстан, естественно, в возбуждении уголовного дела отказал. Но стоит отметить один факт: за спинами этих разгневанных мусульманок Татарстана стоял адвокат Рустем Валиуллин, известный всем в Урало-Поволжье как защитник религиозных экстремистов на судебных процессах в Татарстане и Башкортостане. Теперь всем сразу стало понятно, откуда корни растут у этого иска в отношении Яны Амелиной.
Апогеем ваххабитствующей пиар компании должен был стать митинг «ущемленных» и самых «правильных» мусульман Татарстана с требованием честных выборов муфтия, который прошел 1 апреля 2011 года в Казани. Однако первоапрельская акция тоже не удалась. Особо в глаза бросался диссонанс между оценками ваххабитствующей журналистики и реальностью. На «Ансар.ру» сразу заявили: в митинге участвовало около 500 человек и он прошел спокойно. Было плохо либо с арифметикой, либо в глазах у подсчитывающих двоилось, либо даже троилось. Собравшихся было около 120 человек, часть из которых к «ущемленным» не имели никакого отношения (журналисты, милиционеры, силовики в штатском). Были замечены маргинальные татарские национал-сепаратисты, также относящиеся к подвиду «ущемленных». Некоторые из митингующих держали в руках плакаты с призывами к честным выборам муфтия и смущенно прятали лица от журналистских объективов. Насчет спокойствия, тоже было не все так гладко. Некоторые личности - с соответствующими бородатыми внешностями из числа самых «правильных», «ущемленных» и «толерантных», попытались напасть на Раиса Сулейманова. Это тоже один из экспертов, который в своих публикациях рассказывает о том, кто есть кто в радикальном исламистском движении Республики Татарстан. В общем, правдофобия, переходящая в открытый экстремизм в форме применения физического насилия в отношении представителя СМИ, налицо.
На этом митинге хочется остановится специально, ибо он многое показывает. Организаторы растянули плакаты, на которых было написано: «И.о. муфтия надан» («надан» в переводе с татарского «тупой»), «Какой сейчас год: 2011 или 1937?», «Мы протестуем против попрания наших конституционных прав», «Муфтий – глава мусульман, а не чиновник», «Руководитель апарата призидента РТ Камалытдинов Ю.З. остановись! Останови беззаконие своих подчиненных!», «Ты сам циклоп!» (скорее всего, это ответ на слова и.о. муфтия РТ Ильдуса Фаизова в интервью ИА REGNUM, который сказал, что ваххабиты представляют Аллаха, у которого есть глаз) и др.
Открыл митинг экс-мухтасиб Тюлячинского района Татарстана Фидаиль Яруллин, который недавно ушел в отставку «по собственному желанию», чтением молитвы. Он известен тем, что до своего отъезда на учебу в Саудовскую Аравию любил говорить, что «там ислам истинный». Только непонятно, зачем этот тип вернулся из страны «истинного ислама». После него заговорил родственник бывшего муфтия, имам мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин .По его мнению, «государство вмешивается в права мусульман», что, однако, не помешало тому же Галиуллину призывать государство «отстранить от должности главу Новошешминского района Татарстана В.Козлова». Не забыл экс-муфтий и уже упоминавшихся экспертов Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раиса Сулейманова и Яну Амелину, а также заместителя и.о. муфтия республики Валиуллу Якупова, которых обвинил в том, что «они своими статьями и выступлениями специально раскалывают исламскую умму, делят ее на традиционных мусульман и ваххабитов».
Раис Сулейманов и Яна Амелина как корреспонденты записывали речи выступающих. В то время как Габдулла Галиуллин «клеймил» журналистов за их публикации, к ним подбежала Зухра Айсина, которая истерично закричала: «Вот это Раис Сулейманов и Яна Амелина», указывая на них сторонникам Фидаиля Яруллина и Габдуллы Галиуллина. Яруллин подошел к Сулейманову и предложил поговорить в сторонке. Последний предложил никуда не отходить, а говорить прямо здесь. Раиса Сулейманова окружили сторонники Яруллина характерного бородатого вида. Экс-мухтасиб Тюлячинского района РТ спросил: «А Вы за что?». Раис Сулейманов ответил: «Я за традиционный ислам». «А мы тоже за традиционный ислам», - сказал Яруллин, но тут же один из бородатых молодчиков плюнул в лицо Сулейманову. «Пусть меня забирает милиция, я никого не боюсь!», - бахвалился этот субъект. Эксперта тут же окружили остальные молодчики, которые вели себя откровенно агрессивно. «Вот это и есть Ваш «традиционный ислам»?!» - бросил в лицо Фидаилю Яруллину Раис Сулейманов.
«Верблюда», который откровенно гордился своим «героическим поступком» (видно, такое поведение является нормальным в рамках «традиционного ислама» в понимании организаторов митинга) отвел в сторону сотрудник МВД. К Раису Сулейманову и Яне Амелиной подошли другие сотрудники МВД, которые во избежание дальнейшей агрессии со стороны толпы попросили их уйти с митинга.
Похоже, что «борцы против вмешательства государства в дела мусульман», которые позиционируют себя как сторонники «традиционного ислама» в духе Фидаиля Яруллина и Габдуллы Галиуллина (плевание, видно, это часть «дагвата» - проповеди этой разновидности ислама), продемонстрировали одно: никакого диалога с такими быть не может, ибо к диалогу они вовсе не стремятся, а предпочитают агрессивные действия. Когда видишь такое поведение этой публики, понимаешь, как важно участие государства в делах мусульманской уммы, в которой присутствуют вот такие «верблюды».
И все же, подводя итог происходящему в Татарстане вокруг выборов муфтия, можно сделать оптимистичный вывод. Развернувшаяся информационная компания в защиту религиозных радикалов свидетельствует о том, что общественность и исламское духовенство Республики Татарстан на правильном пути. Все попытки найти очередных «ущемленных», кого-то «разоблачить», что-то там против кого-то «возбудить» только играют на руку здоровым и конструктивным силам в Татарстане. Сейчас главное - полностью пресечь экстремистские выходки и не дать даже малейшей возможности превратить Татарстан в инкубатор религиозного радикализма. Именно последнего, похоже, добиваются и определенные силы, излишне вольготно чувствующие себя прямо в столице нашей страны.