В последнее время российско-грузинские отношения, и без того находящиеся в глубоком тупике, обрели еще одну форму противостояния. Это противостояние можно было предугадать с абсолютной точностью - оно совершенно явно назревало в течении нескольких лет, но только сейчас подошло к своей наивысшей точке.
Речь идет о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В соответствии с Уставом этой организации, страна, желающая присоединиться к ней, кроме принятия на себя обязательств соблюдать основные принципы ВТО должна провести переговоры о вступлении со всеми участниками и, как это было до последнего момента, получить от них всех согласие.
Процесс вступления России в ВТО был долог, труден и неоднозначен. Он начался еще при Ельцине, шел очень тяжело, несколько раз со скандалом прерывался и наконец, по истечению 18 лет, привел к тому, что все страны-члены этой организации дали России свое согласие. Все, кроме одной – Грузии.
Позиция Грузии в этом вопросе полностью соответствует ее официальной политике по причинению Москве максимально возможных затруднений во всех сферах деятельности с целью вынудить ее пойти на уступки по Абхазии и Ю. Осетии. В качестве единственного условия предоставления своего разрешения на вступление России в ВТО Грузия ставит размещение грузинских таможенных постов на реке Псоу и у Рокского тоннеля. С экономической точки зрения эти условия если и не ничтожны, то, в любом случае, малозначимы, тем более что о полномочиях сотрудников КПП Тбилиси согласен разговаривать. С политической же стороны ситуация выглядит совершенно по иному. Выполнение грузинских условий будет по факту означать не мало, ни много - признание основополагающего тезиса Тбилиси в подходе к территориальным конфликтам – того, что «Абхазии и Южная Осетия – это Грузия».
Если в своем стремлении присоединиться к ВТО Москва пойдет на условия Тбилиси, это очень существенно усилит позиции Грузии, которая теперь сможет аппелировать к тому, что Россия фактически признает территориальную целостность этой страны, в границах, очерченных Грузией и с другой стороны, одновременно это серьезно ослабит позиции России и скомпрометирует ее перед Цхинвалом и Сухумом.
На всех переговорах по ВТО в качестве единственного условия предоставления своего согласия Грузия упорно выдвигает установку КПП на Псоу и Роке и точно также упорно Россия эти требования отвергает. Совершенно понятно, что сейчас и далее для России не существует вариантов, при которых она смогла бы пойти на выполнение грузинских условий. Получается тупик – ни одна из сторон не готова идти на уступки, да и возможностей компромисса здесь не просматривается. Именно такая – тупиковая – ситуация наблюдалась в этом вопросе в течении целого ряда лет, но однако сейчас в ней наметились перемены.
Эти перемены связаны с тем, что в отличии от прошлых времен, к концу 2010 года Россия закончила переговоры со всеми странами-членами ВТО и получила от них согласие. Список согласившихся государств включает даже США, Китай и некоторые европейские страны, с которыми дискуссия по ВТО шла крайне тяжело и ради получения согласия от которых Москве пришлось пойти на определенные уступки. Теперь, в условиях согласования позиций, уже эти страны в значительной степени заинтересованы в скорейшем принятии России в ВТО, что будет означать для них более выгодные условия сотрудничества с Москвой как на российской территории, так и на рынках других стран.
Эта смена акцентов меняет очень многое. Если раньше яростное нежелание Грузии пускать Россию в ВТО (а вернее, стремление с помощью процедуры вступления в эту организацию добиться решения собственных политических вопросов) не было принципиально важным поскольку кроме Грузии были и другие страны, согласие которых также не было получено, то теперь по факту Тбилиси оказывается в международной изоляции и остается один на один против всех остальных членов ВТО, уже выразивших свое согласие и желающих видеть Россию членом этой организации как можно быстрее. Более того, вне зависимости от высокопарной риторики о демократии и о территориальной целостности Грузии, совершенно понятно, что в практическом плане Запад, скорее, заинтересован получить выгодные условия сотрудничества с Россией, чем продолжать поддерживать режим, который в самих странах Запада начинают воспринимать все более и более неоднозначно.
С этим связано внезапно наметившееся изменение отношения некоторых стран, в частности, США, к позиции Грузии. Теперь американцы усиленно подчеркивают, что ВТО - это исключительно тема двусторонних российско-грузинских отношений и что они сами в нее вмешиваться не будут. Более того, по словам Заместителя начальника Аппарата правительства РФ Юрия Ушакова, сославшегося на слова, сказанные вице-президентом США Джо Байденом на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным в Москве 10 марта, Вашингтон порекомендовал Тбилиси не препятствовать присоединению России к ВТО.
На языке дипломатов подобные фразы означают очень многое, однако, не стоит ожидать, что отныне США начнут открыто и публично давить на Грузию, а сама Грузия резко изменит свою позицию. Это может привести к потере лица и поэтому в мире большой политики так дела не делают. Наверняка очень скоро будет найден и озвучен некий способ, который позволит Грузии проявить принципиальность и не снимать свои требования, но вместе с тем обеспечит и вступление России в ВТО.
Скорее всего, стороны прибегнут к отходу от принципа консенсуса и принятию России путем голосования. Дело в том, что в Уставе ВТО уже зафиксирована возможность принятия нового члена без обязательного согласия всех существующих сторон. Хотя эта возможность выглядит несколько размытой и неопределенной, она совершенно реальна и является следствием двойственного и противоречивого изложения самого Устава ВТО. Так, согласно Статьи 9 этого документа, принятие новых членов должно «основываться на консенсусе» - т.е. всеобщем согласии, но в Статье 12 говорится, что решение о принятии должно быть поддержано не менее чем 2/3 членов организации.
До последнего момента, новые члены ВТО оказывались в состоянии договориться со всеми существующими участниками этого соглашения и необходимости отхода от принципа консенсуса не возникало. Теперь же, когда противоречия между Россией и Грузией настолько принципиальны, а соблазн принять Россию в ВТО так велик, скорее всего, сторонам придется вспомнить решение Генерального совета ВТО от 1995 года, по которому преимущественный порядок вступления остается за правилом консенсуса, но в случае его отсутствия остается возможность принятия нового члена путем голосования.
О необходимости прибегнуть к этой возможности активно говорит российская сторона. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: "Если наши грузинские коллеги будут упорствовать в такой политизированной позиции, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие способы есть". Официальный Тбилиси подтверждает, что его слово не будет являться определяющим в этом вопросе, однако выражает сомнение в том, что члены ВТО смогут нарушить принцип консенсуса. «Я очень удивлюсь, если торговая организация захочет допустить такой прецедент... Это будет очень редким и странным исключением» - сказала недавно заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе,
Будет ли Москва настаивать на прекращении переговоров с Тбилиси по ВТО в виду их полной бесперспективности, смогут ли США и европейские страны осуществить давление на Грузию без потери ее лица, мы узнаем довольно скоро – в апреле, т.к. именно на этот месяц назначена очередная встреча делегаций России и Грузии по этому вопросу. Ясно одно, до лета 2011 года – срока на который и Москва, и Женева предварительно назначили вступление России во Всемирную Торговую Организацию – остается мало времени, а значит следует ожидать активизации позиций заинтересованных сторон и – кто знает? – возможно, окончательного решения вопроса.