Любой правитель вызывает огромный интерес у историков, политологов, журналистов, да и у простых людей, каждый из которых, конечно, смотрит по-разному на человека, олицетворяющего власть. Тем более, если у власти этот человек, находится много лет, как это можно сказать о Минтимере Шаймиеве, который во главе Татарстана находился с 1989 года (вначале как первый секретарь Татарского обкома КПСС, потом как председатель Верховного Совета республики, а затем уже как президент Татарстана). Фактически первым лицом Татарстана Минтимер Шаймиев был 21 год, да и сегодня будучи в должности Государственного Советника (аналогов этой должности в России и в мире не имеется) остается на вершине властной пирамиды, хотя уже и на вторых ролях. Неудивительно, что за историю постсоветского Татарстана книг, посвященных Минтимеру Шаймиеву и его правлению, вышла около десятка, если не больше. Понятно, что в зависимости от личного мнения и взглядов автора книги на главу республики и его отношения к его политике, а также и его приближенности к герою своей книги. И поэтому всю историографию работ о Шаймиеве можно условно разделить на книги, где хвалят Шаймиева, и те, что его критикуют. Помимо содержания книг обоих направлений их весьма любопытным отличием является качество типографской печати: книги, в которых Минтимера Шаймиева хвалят, обычно издаются в твердой обложке, на глянцевой бумаге, имеют много цветных фотоиллюстраций, хорошим тиражом и доступны для покупателей в книжных магазинах. Книги, в которых первого президента Татарстана критикуют, изданы более скромным тиражом, изданные за пределами республики, как правило, не на глянцевой бумаги и не всегда в открытой продаже, а некоторые вообще сложно где-либо купить в Татарстане.
Рассмотрим вкратце те книги, в которых Минтимера Шариповича хвалят. Первой такой книгой о Бабае стала работа Хасанова и Рафаэля Мустафина «Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев», которая была издана в 1995 году на русском языке, а через год переведена на татарский язык. Эта книга заложила традиции хвалебного шаймиевоведения: критики главы республики там нет, а он показан как мудрый правитель, любимый народом.
Через четыре года Равиль Бухараев издает в Англии книгу на английском языке «Минтимер Шаймиев и модель Татарстана», которая в 2001 году была переведена на русский язык и издана в России.
В 2002 году Рамиль Мингазов и Ильгам Киямов выпускают книгу «Президент М.Ш. Шаймиев: социально-психологический портрет», которая больше всего способствовала культу личности главы республики: читая эту книгу, создается ощущение, что авторы буквально обожают героя книги. Читать книгу любому человеку, который хоть чуть-чуть склонен к критическому мышлению, откровенно тошно. Ну нельзя же до такой степени хвалить человека!
В 2008 году супруга президента Татарстана Сакина-ханум Шаймиева издает книгу «В тени Минтимера». Про своего мужа она ничего плохого говорить, понятное дело, не стала, разве только описала случай, как Минтимер Шарипович наказал ремнем кого-то из своих сыновей, но и то потом будущий глава Татарстана сильно переживал из-за этого. Сама по себе книга больше интересна как исторический источник, откуда мы можем черпать информацию о личной жизни человека, который был во главе нашего региона.
Особняком в этом ряду стоит книга Валиуллы Якупова «Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане», изданная в 2006 году. Ее нельзя считать однозначно хвалебной (до книги Мингазова и Киямова ей явно далеко), но и жесткой критики там нет. Эту работу стоит признать умеренной в оценках места и роли первого президента республики в ревайвализации ислама в Татарстане.
Критическое шаймиевоведение начало свою историю с книги Льва Овруцкого «Шаймиев реальный и виртуальный», вышедшую в 2000 году. Работа представляет собой статьи разных лет автора о президенте Татарстана и особенностях его политики в регионе. Великолепный стиль изложения в сочетании с хорошим чувством юмора позволил Овруцкому смело описать те качества политического режима Шаймиева, который позволяют реально увидеть Бабая не как всегда мудрого политика, но как человека, который выстроил авторитарную модель правления в регионе. В то же время автор не отрицал и заслуг Шаймиева в истории татарского народа, сравнив Минтимера Шариповича с отцом-основателем Государства Израиль Давидом Бен-Гурионом: оба вернули одно очень важное качество своим народом – самоуважение. Сейчас, когда Минтимер Шаймиев находится в должности Госсоветника, очень многие аналитики почему-то сравнивают его нынешнее положение то с иранским аятоллой Хомейни, то с китайским лидером Дэн Сэопином после отставки, а то и с экс-премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю. Куда больше параллели и аналогии напрашиваются при сравнении Шаймиева с Давидом Бен-Гуриона: тот был у власти с 1948 по 1963 года (с перерывом на два года в 1953-1955 гг., отойдя на время от формального руководства страной, правда, вскоре вернувшись к прежней должности), но и после отставки оставался у кормила власти. Шаймиев с 2010 года – это как Бен-Гурион с 1963 года.
В 2005 году выходит книга политолога Мидхата Фарукшина «Лицо и маска: заметки о политическом лидерстве в Татарстане». Этот основательный фундаментальный труд, написанный академическим языком. К сожалению, книга, изданная в Новосибирске, автоматически после издания превратилась в библиографическую редкость. Весь тираж книги (1000 экз.) был выкуплен угодливыми чиновниками и уничтожен. Этой книги не найти ни в Национальной библиотеке Татарстана, ни в Научной библиотеке Казанского университета, где работает ее автор. Те несколько авторских экземпляров, которые были у профессора Фарукшина, тот подарил, как это полагается в научной среде, своим коллегам. Поговаривают, что и второе издание книги, выпущенной опять же за пределами Татарстана, было выкуплено угодливыми чиновниками и пущено под нож. Может стоит Мидхату Хабибовичу выпустить свою книгу третьим, четвертым, …, двадцатым тиражом, чтобы ее также покупали сразу оптом: как никак это выгодно и автору, и издателю. Сейчас книгу можно прочитать только в Интернете. Это одна из очень серьезных и научных работ о правлении Минтимера Шаймиева со всем прилагаемым при издании таких академических книг научно-справочным аппаратом (источники и литература).
В 2007 году бывший пресс-секретарь Шаймиева Ирек Муртазин выпускает первый том своей книги «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана». Она не отличается таким академизмом как книга Мидхата Фарукшина, но в ней изложено множество любопытных фактов из жизни президента республики, закулисных интригах политической жизни Татарстана и ту роль, которую сыграл Шаймиев в истории региона. Увидит ли свет второй том книги неизвестно, поскольку автор в настоящее время сидит в тюрьме, но если всё-таки он будет его издавать, то название работы можно подкорректировать и книгу назвать «Минтимер Шаймиев: последний избираемый президент Татарстана».
Наконец, в 2010 году Андрей Морозов выпускает книгу «Шаймиев без цензуры», в которой журналист решил собрать высказывания первого президента Татарстана разных лет, сравнив их между собой. Как нам кажется, получилось очень оригинально и любопытно: читатель увидит, что Минтимер Шарипович, к примеру, одно говорил в 1991 году, а через некоторое время уже другое, а потом и вообще совершенно противоположное первоначально сказанному. Андрей Морозов задается вопросом: так каким же словам Шаймиева верить, если он вскоре их меняет на 180 градусов? Получается, что у главы республики нет принципов, за исключением только одного – быть безпринципным. Читая книгу, особенно комментарии автора к словам Шаймиева (книга построена на цитатах первого президента Татарстана разных лет, к каждой из которых Морозов дает свой комментарий), создается ощущение, что Шаймиев – обыкновенный политический хамелеон, готовый менять свои взгляды в зависимости от расклада сил в стране. Всё это, конечно, имеет место быть, но автор дает понять читателю, что вообще-то должны быть моральные принципы, а то получается какая-то политическая проституция. На наш взгляд, Шаймиев – это классический пример макиавеллиста, и к нему стоит относиться именно так: изменение политической ситуации в России всегда приводило к изменению политических взглядов Минтимера Шаймиева. Не стоит демонизировать Бабая как лицемера: Шаймиев просто является политиком, а для политика изменения взглядов в зависимости от ситуации – естественно.
Среди замечаний по книге Морозова хотелось бы сказать отсутствие ссылок на те газеты, журналы и другие СМИ, откуда берутся слова Шаймиева. Перепроверять слова первого президента Татарстана никто не станет, поэтому читателям остается только верить на слова автору, что он не исказил слова героя своей книги. Конечно, ужасно, что книгу Андрея Морозова не продают в Татарстане, и ее можно приобрести только за пределами республики. Это не делает чести нашему региону, в котором получается, что критические работы по отношению к правителю не могут прочитать его подданные.
Таким образом, шаймиевоведение сегодня представлено двумя направлениями: хвалебным и критическим. Каким будет минниханововедение (сегодня президентом Татарстана является Рустам Минниханов), покажет время.