Путин вне игры

Президент РФ Дмитрий Медведев много говорит о необходимости развития реальной партийной конкуренции в стране. Собственно, этот тезис был одним из основополагающих в политическом дискурсе, представленном главой государства в уходящем 2010 году. Однако, несмотря на призывы президента России, на поддержку его «конкурентных» инициатив практически всеми партиями, реализация на практике модели честного электорального соперничества продвинулась мало.

Как показывают итоги всех последних единых дней голосования, «Единая Россия», где с большим успехом, где с меньшим, в целом остается всепобеждающей партией. Причем, чем более зримой и безнадежной становится идеологическая, программно-содержательная пустота единороссовского проекта, тем более впечатляющих результатов добивается партия власти. Следуя этой логике, можно предсказать уже сегодня результат ЕР на парламентских выборах 2011 года – не ниже 70 процентов и подтверждение статуса партии квалифицированного парламентского большинства, позволяющего обосновать и узаконить практически любые формы политического произвола в стране.

Другими словами, несмотря на все призывы Медведева к электоральной конкуренции партий, выборы в Госдуму РФ в следующем году пройдут по привычной де-факто безальтернативной схеме. Ситуацию в принципе не изменят неуклюжие законодательные президентские щепки-подпорки под сувенирную многопартийность актуальной российской политической системы. Все эти нормативные «щепки» разлетятся, как только административно-политическая машина ЕР начнет рубить свой электоральный лес.

Некоторые надежды либеральная общественность возлагала на третье послание президента РФ Федеральному Собранию. По слухам, Медведев должен был озвучить идею создания собственной политической партии, с которой затем и пойти на выборы в Госдуму. Логика в такого рода предположениях была – политическая система РФ, прошедшая обкату дуумвиратом (сублимированным образом двуглавого российского орла), очевидно, дрейфует к образу двухпартийной модели (по примеру англосаксонских демократий). И было бы логичным в рамках этого тренда рядом с партией Путина (ЕР) организовать партию Медведева. Однако Медведев в своем послании говорил обо всем, кроме возможности создания собственной партии.

Это молчание Медведева окончательно похоронило зыбкие надежды на подлинную межпартийную конкуренцию в новом электоральном цикле. Похоже, талантливые архитекторы кремлевской стратегии, режиссирующие схему дуумвирата, собираются пропустить парламентский «тост» 2011 года – по крайней мере, в качестве инструмента оформления новой российской двухпартийности. В принципе, это косвенно свидетельствует в пользу версии возвращения Путина в Кремль весной 2012 года.

Впрочем, несмотря на стремительное сужение коридора возможностей для парламентской игры в подлинную межпартийную конкуренцию (осталось меньше года до дня выборов нового состава депутатов Госдумы РФ и, следовательно, временной люфт, отпущенный потенциальным конкурентам ЕР на создание новой, параллельной «партии власти», исчерпан), все еще остаются иные, неюридические, меры воздействия на предвыборную ситуацию. Речь идет о реализации принципа «Если нельзя прибавить, то надо отнять».

Что делать, если нельзя «прибавить» к существующей партийной конфигурации новую (медведевскую) партию, сопоставимую по политическому весу с ЕР, чтобы на практике реализовать идеалы конкурентной демократии? Если нельзя разделить ЕР между Путиным и Медведевым (о чем автор писал некоторое время назад предлагая идею вступления действующего президента РФ в ряды единороссов и занятия им в партии власти положения, близкого к путинскому)? Правильно - поставить вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания Путина во главе ЕР.

Думаю, нет ни у кого сомнений в том, что Путин и есть «кащеево яйцо» «Единой России». Именно в Путине, в его харизме, его рейтинге доверия и кроется единственная и главная причина политического успеха ЕР. Уберите Путина из ЕР – и эта структура сдуется, как пробитый гвоздем мячик. Поставьте Путина во главе любой другой политической партии – и она станет чемпионом на парламентских выборах.

Именно путинское присутствие в ЕР является главным препятствием для реализации на практике принципов межпартийной конкуренции на выборах, которые безнадежно озвучивает весь последний год президент Медведев. Очевидно, что его призывы адресуются не тем слушателям.

Реализация возможности подлинной электоральной конкуренции на парламентских выборах 2011 года сегодня не в руках Медведева, а в руках Путина. Останется Путин ближайший год на посту беспартийного лидера ЕР – о честном межпартийном соперничестве можно забыть. Примет решение уйти перед выборами с поста вождя единороссов (по тем или иным причинам, например, по коллективной просьбе лидеров остальных политических партий) – и шанс на честное межпартийное соперничество появится.

Путин в положении вне игры на парламентских выборах – это сегодня единственный способ сделать выборы 2011 года честными. Если премьер-министр РФ откликнется на такую инициативу, то он сделает для развития конкурентной демократии в России гораздо больше, чем все трехлетние потуги на модернизацию, которые демонстрирует доверчивой либеральной общественности действующий президент. Впрочем, конечно, если Путина интересуют перспективы конкурентной демократии в России.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram