О Дальнем Востоке замолвите слово …
АПН публикует ответы Б.А. Виноградова на вопросы А. Перевощикова (московская организация общественного движения «Народный Собор»).
Вопрос. Борис Алексеевич, часто ли Вам приходится бывать на Дальнем Востоке? Когда Вы там были в последний раз?
Ответ. В последний раз был в декабре 2007 года. Как в песне поется: «но все когда-нибудь кончается…». Так и мой более чем двадцатилетний дальневосточный период жизни, наверное, уже завершился. Конечно, я периодически получаю приглашения на различные юбилейные мероприятия, но ездить лишь на юбилеи – признак старости. Для хорошего дела я бы поехал, т.к. чувствую себя еще в строю.
Вопрос. Какие проблемы стоят наиболее остро перед Дальним Востоком вообще и перед Амурской областью в частности? Какие пути решения Вы видите?
Ответ. О проблемах Дальнего Востока сказал Александр III в 1886 году: «Уже сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири (и Дальнего Востока) я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края». Слова российского императора актуальны до сих пор, хотя, несомненно, в царское и советское время Дальнему Востоку России уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас. Можно вспомнить хотя бы Транссиб и БАМ. Сейчас нужны не слова, а дела. Не только Дальнему Востоку – всей стране нужны крупные общенациональные проекты развития, а не только трубное строительство.
Вопрос. Велико ли влияние Китая на Дальнем Востоке? Китайская миграция оказывает позитивное или негативное влияние на регион? Насколько она многочисленна? Существует ли опасность вытеснения русского населения китайцами и перехода Дальнего Востока к Поднебесной? Известно, что в Китае распространено мнение о «несправедливости» владения Россией Приморьем и частью Приамурья – землями, отошедшими к нам при Муравьеве-Амурском. Насколько вероятна военная агрессия со стороны Китая для захвата этих земель?
Ответ. Китайское влияние на Дальнем Востоке доминирует во всех сферах жизни, сложились тесные, причем не только торгово-экономические связи. Этот российский регион уже гораздо больше связан с Китаем, чем с Россией. На китайских курортах не только летом, но и круглый год отдыхают дальневосточники, туда переезжают пенсионеры жить, покупая дешевые квартиры, Уже родились и выросли на Дальнем Востоке поколения русских людей, ни разу не побывавших в столице нашей родины, но изучившие Пекин и Харбин вдоль и поперек. Уже сейчас образуется немало смешанных семей, да и китайские семьи переезжают жить на русский Дальний Восток. Вытеснение китайцами русского населения не происходит, оно само уезжает с Дальнего Востока.
Во всем мире для любых мигрантов, особенно людей иной культуры, важно преодолеть психологический рубеж, когда они начинают чувствовать себя уже не гостями или временными трудовыми ресурсами, а полноправными хозяевами. Это хорошо заметно в Европе, подобная ситуация в значительной степени характеризует не только Дальний Восток России или нашу столицу. Это констатация факта, не более того, без ответа на вопрос: «Позитивно это или негативно»? Не хочу в рамках интервью рассуждать на столь серьезную тему, скажу лишь, что нечего на Китай, или на кого-то еще пенять. Мы сами ответственны за то, что происходит на Дальнем Востоке и в нашей стране.
Действительно, в Китае существует неофициальное мнение у некоторых людей о том, что граница России проходит севернее БАМа. Но дело не во мнении, а в фактах. Пограничные регионы – это сообщающиеся сосуды не только с физической, а и с политической точки зрения. Если в одном сосуде осталось менее 6 миллионов человек, а в пограничном сосуде через Амур проживает более 200 миллионов, то процесс необратим. Военной агрессии со стороны Китая не будет. Произойдет бесшумная, но целенаправленная интеграция российского Дальнего Востока с Китаем. Все произойдет естественным путем в течение ближайших пятидесяти лет. Китайский народ упорный и терпеливый, он знает, что длинная дорога начинается с первого шага. Этот шаг давно сделан, уже полпути пройдено…
Вопрос. Как Вы полагаете, что нужно сделать России, чтобы удержать Дальний Восток?
Ответ. Нужно новое переселение активных русских людей на Дальний Восток. Пока лишь нарастает обратный поток с Дальнего Востока. Конечно, можно и нужно его остановить и восполнить потери. Например, вместо того, чтобы проводить многотысячные шествия по Москве, молодежные движения типа «Наши», «МГЕР» и прочие могут поехать трудиться на Дальний Восток, как еще сравнительно недавно уезжали комсомольские отряды на БАМ. Необходимо не только развитие этой магистрали, но и строительство многих других объектов, в первую очередь, жилья. Китай уже построил свыше 6 тыс. км. высокоскоростных железных дорог и в ближайшие годы планирует довести их число до 14 тыс.км. со скоростью поездов до 500 км. в час с китайскими электровозами. Мы же довольствуемся немецким «Сапсаном», едущим между Москвой и Питером со скоростью 200 км. в час. При этом оставили доживать строителей БАМа, да и не только их, в ветхом жилье и вагончиках. Зато на весь мир занимаемся пиаром проектов типа «наносколково», обещая немыслимые горизонты. Словом, «полеты во сне и наяву»…
Работая на Дальнем Востоке, молодежные отряды послужат России, да и собственный карьерный рост пойдет лучше, если участвуешь в решении крупных и конкретных задач, а не в московских или питерских околополитических тусовках. В студенческие годы я проводил каждое лето в стройотрядах: Казахстан, Алтай, Север. Несколько лет работал в промышленности на Юге России и в Белоруссии. Всегда работал там, куда направляла страна, в том числе, и руководившая тогда партия. Будучи доктором наук, мне пришлось по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР в феврале 1988 года уехать на Дальний Восток из города-героя Ленинграда. Проработал там более 10 лет, создавая Амурский Госуниверситет, затем направили на работу в Москву. Скажу откровенно, что считаю дальневосточные годы лучшими в своей жизни. Работая в Москве, не порывал связи с Дальним Востоком, там же и был избран в Госдуму по одномандатному округу в 2003 году.
Поэтому надо говорить не только «об удержании Дальнего Востока», а о проблеме воспитания молодежи в духе ответственности перед страной, необходимости ее активного трудового участия в развитии страны, а не только об «успешности» молодых людей. Но пока не видно реальной воли у власти, активной трудовой мобильности молодежи, крупных, в том числе, партийных дел, мобилизирующих нацию. Не считать же таковым нашумевший проект едроссов: «Чистая вода». Сейчас много словесной шелухи и мало дел…
Очевидно, нет избыточных жизненных сил и у народа. Сильно подорваны они прошедшим веком. Да и нынешнее время «ювенальной юстиции» и прочих либеральных «новшеств» способствует активизации лишь «оборонного» потенциала людей. Но стране уже пора подниматься во весь рост, не только выигрышами мест проведения футбольных чемпионатов и зимних олимпиад. А этот подъем во многом зависит от молодежи.
Кстати, я считаю вброшенный нынче лозунг «успешности» весьма неопределенным. Если в нем содержится лишь материально-карьерная сторона, то я вовсе не считаю успешными нынешних олигархов и иных богачей, демонстрирующих напоказ свое богатство и «успешность». Успешен тот, кто верой и правдой служит народу и своей стране в любом качестве. Успешен квалифицированный рабочий, учитель и врач, успешен человек труда и защитник Родины. Успешен и предприниматель, который работает не только на свой карман, а заботится о работниках своего предприятия, поддерживает других людей, исполняет свой нравственный долг. Ведь у гроба карманов нет. Мы уже насмотрелись на «эффективных менеджеров и собственников», которые за короткое время довели страну до плачевного состояния.
Вопрос. В свое время много говорили о вывозе китайцами ценных пород древесины и вырубке дальневосточных лесов. Решена ли эта проблема или все осталось по-прежнему?
Ответ. Насколько мне известно, лесозаготовки проводятся, но в меньшем объеме и с первичной переработкой леса.
Вопрос. Приморье в этом году отметилось уже двумя громкими инцидентами – делом «Приморских партизан» и недавним случаем, когда приезжие из стран СНГ в день милиции забили до смерти сотрудника местного УВД. На Ваш взгляд, криминальная обстановка на Дальнем Востоке в целом отличается от обстановки в Центральной России?
Ответ. От станицы Кущевской Дальний Восток пока еще отличается в несколько лучшую сторону. Примерно одинаковые процессы криминальной спайки власти, бизнеса и уголовного мира в той или иной степени еще в 90-е годы охватили всю Россию. Острова коммунизма нигде нет.
Вопрос. Приморье смирилось с запретительными пошлинами на иномарки? Как теперь живут люди, занимавшиеся перегонкой машин?
Ответ. Те, у кого был небольшой автомобильный бизнес, переквалифицировались в «домохозяйки». Те, у кого был большой бизнес, перешли в «конструктора». Сначала пилят. Потом сваривают.
Вопрос. Что Вы думаете о коррупционном скандале вокруг ВСТО? Даст ли этот газопровод толчок к развитию региона или это будет просто труба в Китай?
Ответ. После строительства Бурейской ГЭС цены на электроэнергию для жителей Амурской области стали выше, чем для китайской стороны. По-моему, цены на товар из трубы тоже определены задолго до ее прокладки и надолго. Как реально при этом учтены российские, а также региональные интересы станет ясно, но не сейчас. Возможно, для этого потребуются другие разбирательства, в том числе, и по коррупционным делам.
Вопрос. Насколько на Ваш взгляд оправдана затея с проведением саммита АТЭС 2012 года на острове Русский и сопутствующим грандиозным строительством моста через Босфор Восточный? Не нужнее ли мост на Сахалин?
Ответ. Без комментариев.
Завершая свое интервью, благодарю за интересные вопросы и отмечу, что очень важную работу проводит межрегиональная общественная организация «Народный Собор», решая реальные вопросы патриотической работы, защиты традиционных национальных ценностей, семьи и детства и многие другие. В стране должно быть много подобных горизонтальных сетевых структур. Тогда сформируется в России активное гражданское общество, и нынешняя Общественная Палата отомрет сама по себе.