И грянул гром

Данная статья была написана в начале марта 2010 года, но в связи с техническими накладкам не была опубликована на АПН. О том, на какой стадии находится работа по внесению поправок в ЗОО на сегодняшний день я сообщу в следующей статье на эту тему.

3 февраля 2010 года, Президент России Дмитрий Медведев поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву в десятидневный срок разработать более жесткий регламент оборота травматического оружия, чтобы оно не становилось орудием преступлений.

По словам главы государства, необходимо внести изменения в закон об оружии. Он отметил, что в России другие виды оружия подлежат специальному регулированию, а этот вид "урегулирован очень слабо, хотя зачастую причиняет серьезные увечья или несет смерть".

Д.Медведев подчеркнул, что травматическое оружие продается в России, по сути, без всякого контроля: просто переписываются паспортные данные. "Что в дальнейшем происходит с этим пистолетом, где он применяется, с какими последствиями, никто не знает. Продается оружие кому угодно: лицам, которые имеют судимость, уже привлечены к уголовной ответственности, лицам, которые имеют психические отклонения".

Новость вызывает у меня два вопроса: почему идеальный обыватель для кремлян – это тот, который крадётся вдоль стенки, как крыса из сказки Киплинга, и в каком ларьке нынешний глава государства купил свой диплом?

Приобретение «травматического» оружие доступно гражданам РФ, дееспособным (не стоящим на учёте у психиатра и нарколога), не обладающим непогашенной судимостью, имеющим постоянное место жительства, сейф для хранения оружия и сдавшим экзамены на знание законодательства, регулирующего оборот, применение оружия на территории РФ и оказание первичной медпомощи. Травматическое оружие должно храниться в сейфе, и при купле-продаже регистрируется в районных лицензионно-разрешительных отделах МВД. Как об этом может не знать Медведев Д.А., имеющий диплом юриста и ранее преподававший право в Ленинграде?

Любое оружие по своей природе должно причинять повреждения и способно привести к летальному исходу. Даже такое нелетальное оружие, как усыпляющий газ, убило полторы сотни заложников «Дубровки». Сомневаюсь, что президент не понимает таких вещей. Оцениваться может лишь степень летальности, с которой у травматического оружия всё нормально: по статистике МВД количество погибших от травматического оружия составляет всего 20 человек, что гораздо меньше, чем количество погибших от преступных действий сотрудников МВД за это время.

Однако всё по порядку. Не секрет, что список гражданского оружия самообороны, доступного гражданам России, весьма и весьма короток. В него входят гладкоствольное огнестрельное длинноствольное оружие; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, газовое оружие, электрошоковые устройства отечественного производства.

Непосредственно для ношения разрешено: газовое оружие (газовые пистолеты и револьверы (как чисто газовые, так и газовые с возможностью стрельбы травматическими патронами), газовые баллончики и распылители), огнестрельное бесствольное оружие (травматическое оружие, сертифицированное как огнестрельное бесствольное) и отечественные электрошокеры и разрядники.

Неэффективность газовых баллончиков, пистолетов и распылителей общеизвестна. Основная причина прежде всего в низкой эффективности распыляемых ирриантов (раздражающие вещества содержащееся в аэрозоли), поскольку Минздрав заботиться о здоровье преступников больше, чем о здоровье законопослушных граждан. Воздействие на человека раздражающих веществ сугубо индивидуально: кто-то гарантированно выйдет из строя, а кто-то только чихнёт. На эффективность применения также существенно влияет температура окружающей среды, ветер, наличие на нападающем очков или контактных линз, адреналин и т.д. Кроме того, без наличия у обороняющегося индивидуальных средств защиты, принцип распыления поражающих веществ в воздухе глубоко порочен и не может гарантировать достаточную защиту самому самооборонщику.

Отечественные шокеры существенно ослаблены по мощности по сравнению с импортными аналогами, требуют применения по определённым участкам на теле человека и остановить крупного, разъярённого или тепло одетого нападающего просто не способны.

Наиболее эффективным для самообороны является травматическое оружие, стреляющее резиновыми шариками (весом от 0,7 до 2,15 грамм) или обрезиненными стальными пулями (весом 11,5 - 13,5 грамм). Принцип поражающего воздействия в обоих случаях разный: лёгкий эластичный поражающий элемент (на скорости 1,5-3 маха) прошивает одежду и кожу нападающего и передаёт оставшуюся энергию подкожным тканям, создавая шоковый эффект, с учётом сильного психологического эффекта от выстрела и кровотечения из раны, это позволяет с большой долей вероятности сорвать нападение уличных преступников; тяжёлая обрезиненная пуля на скорости около 100 метров в секунду не пробивая кожу, передаёт энергию внутренним органам повреждая их (обычно ломает кости). Шоковый эффект и физические повреждения внутренних органов также не позволяют преступнику продолжить нападение. Минусом тяжёлой пули является существенное снижение травматического воздействия за счёт тёплой одежды на нападающем и низкая точность из-за отсутствия ствола в пистолете. Несколько особняком стоят травматические патроны калибра 12/35 (для газовых пистолетов «хауда» и «терминатор») изготовленные на основе укороченных гильз 12 калибра и снаряжённые круглой резиновой пулей весом 6,2 грамма. Проникающая способность таких пуль заметно меньше, а отсутствие стального сердечника не позволяет нанести серьёзные травмы внутренним органам. Однако обрезоподобная внешность и достаточно высокая точность стрельбы может компенсировать эти недостатки.

Поскольку в законе об оружии нет такого понятия как «травматическое оружие», вся травматика сертифицируется как газовое оружие с возможностью стрельбы, либо как огнестрельное бесствольное.

Большинство травматического оружия сертифицировано как газовое оружие, что позволяет уйти от ограничений, предусмотренных ЗОО для гражданского огнестрельного оружия (емкость магазина не более 10 патронов, обязательное ношение в кобуре, без патрона в патроннике на предохранителе). Это позволяет обороняться от внезапных групповых нападений наиболее эффективно – можно носить пистолет в наружном кармане одежды или за поясом уже готовым к выстрелу и вести частый огонь по нападающим, не считая патроны (ёмкость магазинов многих травматических пистолетов составляет 15-20 патронов).

Сертификация травматического оружия как огнестрельного бесствольного вызывает неудобства его ношения, приведения в боеготовность и снижение точности попадания (в связи с фактическим отсутствием ствола, заменённого на направляющую втулку). Поэтому в качестве огнестрельного бесствольного оружия обычно регистрируют револьверы (у них нет патронника и предохранителя, кроме того, поражающий элемент в основном разгоняется в каморах барабана) и системы с электронной инициацией заряда («оса», «стражник», «эгида», «кордон», «шаман»). Единственным травматическим пистолетом, сертифицированным как огнестрельное бесствольное оружие, является пистолет «Лидер» на основе ТТ, из-за отсутствия ствола отличающийся крайне низкой мощностью и отвратительной кучностью.

Всё вышеизложенное привело к тому, что развитие травматического оружия пошёл в основном по пути усовершенствования газового оружия с возможностью стрельбы резиновыми пулями. Если первые образцы, появившиеся в 2004 году (револьвер «safegom», ИЖ-79Т «макарыч», револьвер Р-1 «наганыч»), обладали энергией поражающего элемента на дульном срезе 25-35 Дж (при очень нестабильной навеске патрона фирмы «Техкрим»), малой ёмкостью магазина и существенно уступали той же «осе» с её мощностью 85-120 Дж, то с приходом на российский рынок травматического оружия более-менее качественных зарубежных моделей («Strimmer», «Т10», «Tanfoglio INNA», «WASP R», «Форт»), либо собираемых по лицензии (пистолеты «Хорхе» и «Гроза» - по сути тот же «Форт», револьверы «Гроза») из импортных деталей, а также началом продаж травматических патронов фирм АКБС и КСПЗ, существенно выросла мощность на дульном срезе (фактически до 120-150 Дж на момент написания статьи), что позволило наносить нападающим повреждения, с высокой долей вероятности приводящие к отказу от нападения (хотя и такой мощности всё равно не хватает). Ради справедливости стоит сказать, что из отечественных моделей на рынке присутствуют достаточно неплохой (после доводки) травматический пистолет АПС-М и револьвер «Ратник» (производства АКБС), отдельным любителям может понравиться пистолет «Есаул» на основе пистолета-пулемёта «Клин» (опять же после доводки и не позднее 2008 года выпуска).

В сложившихся условиях Ижевский механический завод, ранее бывший монополистом на российском рынке травматического оружия, стал стремительно терять позиции. Этому послужило нежелание повышать мощность травматики и постоянное снижение качества производимых моделей. Выброшенная на прилавки травматика «МР-81», «Р-1» переделанная из боевых моделей («ТТ» и «Наган») оказалась с весьма скверными техническими характеристиками, как и модели, ранее производимые только под газовые патроны («МР-78», «МР-79»). Вывод под рынок травматического пистолета «МР-80» под патрон .45 Rabber, призванный восстановить потерянное лидерство, обернулся пшиком: при стоимости большей, чем у лучших импортных моделей (цена доходила до 30 000 рублей), пистолет показал крайне слабое останавливающее действие по цели, неустранимые подутия ствола (из-за невозможности установить втулку на ствол) и малую ёмкость магазина. Сам патрон .45 Rabber прозводства Техкрим «порадовал» потребителей нестабильностью навески. Ещё ранее Ижмех пытался заинтересовать потребителей двуствольным пистолетом МР-341 «Хауда» (в народе прозванным «обрезычем»), по сути, травматическим обрезом ружья Иж-43. Из-за своих габаритов, малой зарядности и высокой стоимости (в магазинах цена доходила до 21 000 рублей), продажи «Хауды» оказались минимальными.

Убедившись, что законным образом лидирующие позиции не вернёшь, в 2009 году Ижмех занялся выдавливанием конкурентов с рынка, через лобби в правоохранительных органах и ГД.

В начале лета 2009 года в оружейные магазины было разослано информационное письмо МВД, предлагающее ограничить продажу мощных травматических патронов фирм АКБС и КСПЗ для определённых моделей травматического оружия с негласным предложением отказаться от продажи патронов этих фирм. Многие магазины, чтобы не ссориться с МВД, отказались от продаж патронов указанных фирм.

Кроме того, ещё в феврале 2009 года лобби Ижмеха – депутаты ГД РФ (все выходцы из Удмуртии) А.А. Андреев, Ю.Д. Маслюков (КПРФ) и М.Ю. Питкевич (ЛДПР) внесли в Думу законопроект, помимо всего прочего, предполагающий запретить на территории РФ продажи импортного травматического оружия, а также ввести в ЗОО термин «огнестрельное травматическое оружие».

Естественным союзником Ижмеха является МВД. Несмотря на то, что в 2009 году на территории г. Москвы (где живёт 10% населения России) по данным МВД зарегистрировано всего 27 случаев неправомерного применения травматического оружия, правоохранители, как всегда, требуют ужесточения допуска граждан к оружию самообороны, рассчитывая попутно заработать на этом денежку в виде обязательных платных курсов по обучению владению оружием самообороны.

Вместо снижения стоимости травматических патронов (цена на которые доходит до 35-40 рублей за штуку), создания сети недорогих тиров в каждом районе города (для эффективной самообороны нужны прежде всего постоянные тренировки), гражданам предлагается увеличение оснований для отказа в получении лицензий со стороны ЛРО МВД, а также грандиозная профанация за их же деньги со сбором-разбором ММГ МП и тремя «прощальными» выстрелами под руководством прапорщика МВД.

К «жаренной» теме подключились и журналисты, сумевшие записать в жертвы травматики даже Политковскую. Недавнее убийство водителя снегоуборочной машины, совершённое сотрудником милиции из нелегального «ствола», также подаётся как одно из оснований для введения ужесточений.

Крики кликуш и стяжателей нарастают, и отдельные разумные голоса уже не слышны.

Заявление президента является, по сути, ударом грома, от которого придёт в действие уже давно намечавшаяся лавина ужесточений и запретов.

Резюмирую: государству РФ не нужны граждане с прямой спиной, способные постоять за себя, ему нужно только быдло готовое вывернуть карманы перед гопотой или милиционером – лишь бы не убили. Процесс деградации продолжается.

Таким образом, в ближайшее время гражданам России следует ожидать:

1. резкого ограничения выдачи лицензий (под надуманными предлогами);

2. проверок по условиям хранения оружия (наверняка будет план по аннулированию лицензий);

3. приравнивания травматического оружия по условиям ношения к огнестрельному;

4. снижения мощности травматических патронов;

5. ужесточены кримтребования к травматическому оружию в сторону повышения «зубастости», снижения толщины стволов и увеличения доли «силумина» в конструкции;

6. введения обязательного обучения использованию оружия самообороны;

7. возможно, на каждый купленный ствол будет оформляться отдельная лицензия (как это принято для длинноствольного оружия);

8. возможно, будет запрещено к обороту (или как минимум ограничено к ввозу) импортное травматическое оружие (запрет легко обходится – путём сборки оружия из импортных комплектов на территории РФ, как то делает сейчас «Техноармс», но при этом новый рост цен на оружие самообороны обеспечен);

9. однозначно поднимутся цены на травматическое оружие;

10. наверняка будет заморожено развитие оружия под перспективный травматический патрон калибра 10х28;

11. вероятно, будут организованы гильзотеки для травматики;

12. наступит очередной виток «закручивания гаек» против владельцев травматического оружия, применивших его для самообороны (по принципу «вас ещё не убили, а вы уже стали стрелять - налицо превышение пределов необходимой обороны»);

13. травматическое оружие станет уделом богатых, способных заплатить немалые деньги за обучение, документы, откаты и само оружие, простым гражданам для самообороны оставят газовый баллончик.

На данный момент, для владельцев лицензии актуальным является покупка хороших импортных пистолетов типа (Т10, WASP R или «Strimmer» - все модели пистолетов желательно брать последних серий) либо «Гроза» со стволом МК4 (без зубов), а также приобретение в качестве бэкапа револьвера (револьвер «ратник» от АКБС, линейка револьверов «гроза» от Техноармс, возможно окажется перспективным револьвер LOM 13 от РИО). Неплохо подойдут (после некоторой доработки) пистолеты «Хорхе».

Желающим получить лицензию на травматику стоит сделать это как можно быстрее, потом (вероятно со второй половины 2011 года) это будет стоить дороже.

В случае приравнивания травматики к огнестрельному оружию и создания гильзотеки, оружием первого выстрела станет револьвер, который позволит наиболее быстро открыть огонь и в случае необходимости унести стрелянные гильзы с собой. В качестве бэкапа будет использоваться пистолет, снаряжённый 10 патронами и запасным магазином набитым до отказа. В широкое обращение войдут карманные кобуры и сумки-кобуры.

Всех кого интересует самооборона и оружие самообороны, советую стать участником форума http://talks.guns.ru – крупнейшего оружейного форума России.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram