Система управления любым объектом, включая экономику и здравоохранение, в частности, должна реализовывать определенные функции, обеспечивающие решение управляемым объектом заданных задач. Нынешние функции министерств и ведомств, которые сводятся в основном к написанию всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, в этой части мало изменились с советских времён. Но тогда эти бумаги были наполнены каким-то практически значимым содержимым и обязательно выполнялись, так как министерства и ведомства в Советском Союзе представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании. Они управляли подчинёнными предприятиями и являлись хозяйствующими субъектами, действовавшими в рамках общегосударственного плана. Все холдинги в виде «дочек» входили в громадную госкорпорацию – «материнскую компанию», правлением которой являлся Совет министров СССР, а советом директоров – политбюро ЦК КПСС.
Перечисленные элементы структуры государственного управления являлись взаимосвязанными составными частями комплексного органа регулирования всей страной и ее экономикой. Но для устойчивости и эффективности управления объектами, согласно канонам теории систем, помимо органа регулирования - звена прямой связи система управления должна содержать также независимое звено обратной связи – орган контроля. Посредством звена (совокупности звеньев) обратной связи получают оперативную информацию о реакции на команды и текущем поведении объекта, что позволяет динамично отслеживать и корректировать его состояние и дальнейшее поведение, исходя из целей и задач управления.
Наглядным примером управляемого объекта является автомобиль. Водитель, являясь частью системы управления автомашины, непрерывно, в основном через свои органы зрения, получает информацию о состоянии на дороге и следит за показаниями приборов. На основе этих сведений его мозг формирует сигналы для регулирования дальнейшим движением транспортного средства. При этом органы зрения водителя являются звеном обратной связи - контроля. Но если вдруг водитель окажется лишен возможности следить за дорогой – лобовое стекло покроется грязью или кто-то его закроет тряпкой, либо ночью откажут фары, то аварии не избежать.
Для обеспечения устойчивости, безопасности и развития страны, помимо правового и административного регулирования необходимых для этого экономических условий и нормативов хозяйственной деятельности, должны также регулироваться те сферы деятельности, которые непосредственно влияют на соблюдение гарантируемых Конституцией прав граждан, включая охрану их здоровья, и интересов государства и общества. Эти права и интересы должны являться критериями выбора предметов правового регулирования и самого регулирования, которые необходимо положить в основу соответствующих законодательных актов. А конкретные требования к объектам нормативно-правового регулирования должны регламентироваться соответствующими подзаконными актами – государственными стандартами, обязательными для применения на всей территории страны и гармонизированными с международными. Причем, предметы регулирования данного управляемого объекта и предметы контроля должны быть идентичными, иначе поведение объекта будет непредсказуемым.
Следует отметить еще одно обстоятельство, влияющее на устойчивость поведения управляемого объекта: его звенья обратной связи – органы контроля должны быть максимально независимы от соответствующих регулирующих звеньев. В этом отношении водитель автомашины, впрочем, как и любого управляемого транспортного средства, весьма ненадежен для управления, так как его органы регулирования и контроля взаимозависимы. Нынешняя система управления государством и его экономикой напоминает человека-водителя, так как все органы государственного контроля подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, что исключает их самостоятельность и объективность при контроле состояния объекта. Этим объясняются, в частности, многочисленные техногенные катастрофы, госзакупки некачественных вакцин против гепатита B и многие другие напасти.
Поэтому, чтобы обеспечить требуемую эффективность и устойчивость управления страной и экономикой необходимо все звенья обратной связи - федеральные органы контроля (надзора) вывести из регулирующего звена – правительства и подчинить президенту страны, как гаранту соблюдения Конституции. При формировании их списка надо исходить из указанных выше критериев выбора предметов правового регулирования и самого регулирования. Этими критериями, как отмечалось, являются, в частности, гарантируемые Конституцией права и свободы граждан, а также интересы государства и общества. Следует отметить, что сегодня выбор предметов нормативно-правового регулирования во многом случаен, и далеко не всегда предметы регулирования и контроля идентичны. Это порождает хаос в экономическом законодательстве, способствует дерегулированию экономики, сворачиванию товарного производства, росту массовых пищевых отравлений и заболеваний, и возникновению других негативных явлений.
В соответствии со сказанным, подчинить президенту страны представляется необходимым и Счетную палату, осуществляющую контроль за использованием бюджетных средств и государственного имущества. При этом отпадет надобность в существовании Росимущества, регулирующие функции которого можно будет передать соответствующему департаменту Минэкономразвития. Отпадет также надобность и в Минпромторге, функции управления которого в сфере промышленного производства сведены почти к нулю. Так что чиновников целесообразно сокращать, что намечено, не персонально, а целыми министерствами и ведомствами.
Координировать деятельность федеральных органов государственного контроля (надзора) могло бы Контрольное управление Президента РФ. Их переподчинение станет начальным этапом модернизации управления экономикой, и позволит контролировать последующее реформирование исполнительной власти.