Министр внутренних дел Латвии Линда Мурниеце считает: если человек стал политиком, он должен считаться с тем, что для немалой части общества он автоматически превратился в «свинью и скота».
«Если ты стал политиком, считайся с тем, что это не понравится никому! Кроме твоих друзей... Считайся с тем, что тебя можно будет унизить, оболгать, исказить твои слова — и ты сможешь узнать о себе много нового. Самые немыслимые вещи, которые ты даже не можешь представить себе» - сказала Мурниеце.
Ну что ж, возможно, это действительно так и госпожа Мурниеце права. Спорить с министром, да еще к тому же с женщиной, не следует. Давайте посмотрим, из чего и из кого складываются политические силы Латвийского государства.
На фланге латышских национальных партий долгие годы позиции удерживает объединение ТБ/ДННЛ, которое было представлено во всех Сеймах, начиная с 1995 года и практически во всех правительствах. Все так называемые изменения в стране были инициированы и проведены в жизнь политиками именно этой когорты и приближенными к ним партиями, и госпожа Мурниеце не исключение.
Недавно старожилы латвийской политики взбудоражили общественное мнение, объявив о начале сбора подписей за полный переход финансируемого государством образования на латышский язык. Зачем это надо? Кому выгодно? С какими еще установками тевземцы идут на выборы? И как оценивают нынешнюю экономическую ситуацию в стране?
Думается, что в связи с этим авторитет Латвии в цивилизованной Европе упадет еще ниже. Уезжать из Латвии станут еще больше — если нет возможности учиться на родном языке, то лучше учиться в других странах Евросоюза. Многие уедут в Россию. Сейчас за гражданством этой страны стоят очереди. И эти очереди станут еще больше. Кто в силу личных обстоятельств не хочет ехать в Россию, отправляются в Англию, Германию, Ирландию в другие страны еврозоны. Латвия в конечном счете превратится в пустыню.
Не хочется думать, что народ Латвии может поддержать эту инициативу тевземцев и партию «Все — Латвии», которая присоединилась к сбору подписей.
К тому же, если будет собрано необходимое количество подписей для референдума, на его проведение придется потратить большие деньги из госбюджета — около 2,5 миллиона латов. Эти деньги уйдут в песок. Хотя деньги для этих мероприятий правительство по указке своих политических бонз берет в долг у европейских банков, ведь собственных денег в Латвии нет ни на что.
Как отмечает ССЛ (Союз самоуправлений Латвии), из-за нехватки бюджетных средств самоуправления не смогут выполнять свои функции, в том числе, обеспечивать работу школ и детских садов, оказывать социальные услуги и помощь. По словам главы Союза самоуправлений, Андриса Яунслейниса, на 29 января Государственная касса перевела самоуправлениям 23,52 млн. латов, то есть 69,55 % от ранее запланированного дохода (33,83 млн. латов). Домбровскис обещал компенсировать самоуправлениям невыполнение плана поступлений по подоходному налогу с населения, указав, что до гарантированного прогноза в 92 % компенсация будет обеспечена, так как предусмотрен механизм на тот случай, если невыполнение плана ПНН превышает 8 %. Это будет несложно с учетом образовавшегося в госбюджете в январе излишка, добавил премьер.
Домбровскис отметил также, что в январе налоги платятся в основном по старым ставкам и реальную картину можно будет видеть в феврале-марте. Союз самоуправлений Латвии (ССЛ) направил премьер-министру Валдису Домбровскису письмо, в котором отмечается, что в январе не удалось собрать запланированный объем подоходного налога с населения. И поэтому Союз самоуправлений просит правительство в срочном порядке решить вопрос о предоставлении компенсации.
И это в то время, когда ситуация в стране резко ухудшилась по сравнению с ситуацией прошлых лет и уже однажды выплеснулась — бунтом 13 января 2009 года.
В своем интервью депутат от партии ЗаПчел, от партии невласти Яков Плинер сказал корреспонденту газеты Час: «Если я сегодня позову людей на улицы, они пойдут. Причем протестовать будут не только против инициативы тевземцев: они пойдут протестовать против экономической и социальной ситуации в стране. Мало никому не покажется... Мне бы не хотелось брать на себя такую ответственность. В Латвии, если я не ошибаюсь, 59 вузов и колледжей — как государственных, так и частных. К сожалению, качество нашего высшего образования страдает от того, что уровень среднего образования крайне низок. Мы неконкурентоспособны в Европе. Исключение составляют лишь наши медики и представители ряда технических профессий. У нас очень мало иностранных студентов. Наш закон позволяет обучать иностранных студентов на государственном языке и языках ЕС. На великом и могучем русском языке, который в Латвии считается иностранным, учить нельзя». А в это время президент страны Валдис Затлерс, участвовавший в работе Всемирного экономического форума в Давосе, говорит, что образ Латвии в международной среде сейчас даже лучше, чем внутри страны. «То, что удалось достичь за эти пять дней — это улучшить международный образ Латвии, и сейчас наш образ лучше в международной среде, чем здесь, внутри Латвии. Общество в Латвии все еще не поверило, что проделана очень большая работа по преодолению кризиса».
Замечательная формулировка. Люди, выживающие в Латвии, не верят, что проделанная работа принесла положительные результаты, а в Давосе все, сказанное президентом, воспринято как победа над разрухой. Может быть, слова и дела расходятся?
Но зато господин президент Валдис Затлерс в Давосе договорился о возможности финансирования партий из госбюджета, а значит, из кредитов, полученных опять-таки от европейских банков, погашать которые будут налогоплательщики латвийского государства — если выживут. Но надо, конечно, понимать, что не все партии допущены к средствам, а лишь правящие партии. И получается, что налогоплательщики, будь то граждане или лица без гражданства, не имеющие права получать образование на родном языке, должны оплатить принятие противоречащего здравому смыслу закона собственными деньгами. Размер государственного финансирования партий составит 50 сантимов за каждый полученный голос. Финансирование будет предоставляться сроком на четыре года и выплачиваться четыре раза в год. И, надо полагать, число голосов этих при определенных манипуляциях увеличится в разы.
Может быть, Затлерс говорит про улучшение именно в этом направлении, в дополнительном финансировании партий, приведших к экономическому провалу целую страну, которая некогда была одной из самых развитых республик в большой стране.
Где работали заводы, фабрики, порты (много портов!). Республика, производившая на своих предприятиях автомобили, радиоаппаратуру, сложнейшее высокотехнологическое оборудование, мебель, трикотаж, парфюмерию, поезда, трамваи, продукты из мяса, молока, рыбы и еще много того, что выпало из памяти, которую нынешнее руководство постоянно уничтожает всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Но при плохой игре всегда можно иметь хорошую «мину».
Достаточно иметь мононациональное правительство, руководимое беспринципным партийным руководством, имеющим только одну цель — всячески подавлять любое инакомыслие. Даже если оно выражено в самом безобидном формате.
Недавно в сети был размещен список нескольких десятков авто, их регистрационных номеров, имен владельцев, персонального кода/регистрационного удостоверения владельца и даже адреса, названый списком оккупантов.
В связи с чем возникает несколько вопросов.
Для какой цели существует список «автопарка оккупантов»? Если для того, чтобы националисты могли более адресно брызгать слюной и источать флюиды ненависти — это одно, законом это не запрещено. Если список выполняет функцию креста на воротах жертв погромов и чисток — это уже совсем другое. Тогда, по сути, его можно квалифицировать как плохо скрытый призыв к насилию. Кто предоставил юным счетоводам информацию? Ведь Дирекция безопасности дорожного движения или полиция не имеют права налево и направо раздавать персональные данные автоводителей, которые защищаются законами Латвийской республики. Наконец, не появится ли в Интернете симметричный ответ в виде списка тех, кто использует националистическую символику? Интересно, что в списке начинающих доносчиков нет-нет, но мелькают латышские имена и фамилии. Например, девушка Ивета угодила в компанию оккупантов из-за регистрационного номера, закрепленного на пластмассовой подложке с надписью «СССР».
Есть конечно и другое объяснение происходящему. По принципу «чем хуже, тем лучше». Чем больше граждане и жители республики тратят времени на изучение деятельности националистов, тем больше возможностей и времени у людей, разоривших страну и доведших страну до банкротства, спрятать украденные деньги.
Вот, например, политический лидер «жирных лет» — Народная партия, помимо хитрой игры в оппозицию внутри власти, похоже, пыталась еще и скрытно подсуетиться на предмет будущих осенних выборов. В недрах курируемого НП министерства юстиции разработаны изменения в уголовном законе, которые предусматривали ни много ни мало отказ от такого вида наказания, как... конфискация имущества и денежных средств у преступников! Вот такой вариант для разбора ситуации, которую уже открыто называют «украденное государство» — и если дело зайдет гораздо дальше, чем то, что называется «политической ответственностью», у нынешнего руководства будет вероятность сохранить украденное.
Ромен Роллан сказал, что «жалость к палачам становится жестокостью по отношению к жертвам». Поэтому я убежден в том, что настало время предъявить партиям власти обвинительный лист.
Уровень жизни простых латвийцев продолжает катастрофически падать. Обнищание, безработица и массовая эмиграция приобрели характер эпидемии. Виной тому — антинародное законодательство от партий, входящих в правящую правительственную коалицию.
Народ должен знать в лицо всех тех, кто довел страну до бедственного положения. Это Народная партия, «Новое время», Союз зеленых и крестьян, «Гражданский союз», ТБ/ДННЛ. Большой разницы в размытой идеологии и методах «работы» у этих партий нет.
И, несмотря на возню внутри самой правящей коалиции, несмотря на то, что кое-кто пытается рядиться в одежды неких «внутренних оппозиционеров», эти партии по всем антинародным решениям всегда голосовали единым фронтом. Стоит особенно подчеркнуть, что нередко принятие этих законопроектов и бюджетных поправок в Сейме сопровождалось бурными аплодисментами правящих политиков и откровенными издевательствами по отношению к оппозиционным парламентариям.
Хотелось бы обратить внимание на отдельные, граничащие с преступлением, решения, которые были приняты в последнее время — к счастью, часть из них уже отменена при помощи Конституционного суда.
Катастрофическое снижение зарплат педагогов, полицейских, пожарных, медиков и других работников бюджетной сферы;
отказ от поддержки молодых семей (сокращение размера родительских пособий — «мамочкиных зарплат»);
повышение НДС до 21 %, увеличение других налогов и введение новых, что больно ударило по всем латвийцам;
сокращение объема оплачиваемых государством медицинских услуг и закрытие больниц с последующим увольнением персонала закрытых больниц;
решение о неиндексации пенсий;
снижение пенсий для неработающих и работающих пенсионеров (соответственно — на 10 % и 70 %) и даже для инвалидов(!);
проекты решений о повышении пенсионного возраста в 2014-2016 годах, отказ из-за не понимания ситуации от рассмотрения других вариантов решения проблемы;
отказ от радикального сокращения гигантского и неэффективного бюрократического аппарата;
утверждение министров, явно не соответствующих занимаемой должности;
нецелесообразное использование средств налогоплательщиков на сомнительные, непродуманные проекты;
продление мандата на присутствие латвийских военнослужащих в горячих точках, мандата на участие в чужих войнах.
Этот прискорбный перечень можно было бы еще долго продолжать и дополнять.
Но при всем этом господин президент сетует на то, что жители Латвии еще якобы не до конца разобрались в том, что жизнь в республике продолжает улучшаться, хотя уровень безработицы в стране превышает 22 %.
Трудно представить, что господин Затлерс рассказывал в Давосе, если там о Латвии, видимо, ничего не знают.