После фактического отказа Юлии Тимошенко и ее союзников от судебного иска, поданного ею и ее сторонниками в Высший административный суд Украины в связи с «фальсификацией голосования» на прошедших президентских выборах стало ясно, что выборы наконец-то завершились, не вызвав очередной революции. Лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович, победивший, согласно данным ЦИК Украины, на воскресных президентских выборах на Украине, продолжает собирать поздравления от глав государств и правительств.
Примечательно, что Запад безоговорочно признал Януковича победителем. И почти в каждой телеграмме от западных лидеров подчеркивалось, что выборы на Украине прошли демократично и свободно, как бы намекая, что это завоевание необходимо сохранить. Президент США Барак Обама позвонил Януковичу лично.
Таким образом, шансы Юлии Тимошенко оспорить результаты президентских выборов практически равны нулю, а все ее инициативы и обвинения призваны лишь смягчить горечь положения и приобрести побольше дивидендов в торге за власть. Стало очевидно, что продолжения «оранжевой революции» не будет, а харизматической диктатуры «единственного мужчины в украинской политике» — Юлии Тимошенко — не будет. «Оранжевый проект» ушел в небытие, чему весьма активно поспособствовали его непосредственные вдохновители и «знаковые» фигуры.
Между тем, новому президенту Украины и его «команде» с самого начала их деятельности придется приступить к решению накопившихся за долгий период проблем. Надо отдать должное Януковичу, ибо он демонстрирует удивительную для некоторых его критиков компетентность и адекватность в вопросах власти и текущего управления, давая ясно понять, что не был и не будет «политической марионеткой». Как следует из сообщений СМИ, «...Янукович заявил, что новое правительство Украины должно немедленно провести полный аудит экономического и финансового состояния страны. Кроме того, по мнению избранного президента, необходимо в кратчайшие сроки определить масштаб проблем, унаследованных от уходящего Виктора Ющенко, и внести на рассмотрение парламента бюджет на 2010 год. При этом, как заявил руководитель избирательной кампании Виктора Януковича Николай Азаров, нынешнее правительство Украины имеет недостаточно средств на казначейском счету для обеспечения жизнедеятельности страны. На расчетном счете казначейства около 1 млрд. гривен — это примерно 125 млн. долларов и еще около 35 млн. в американской валюте. Это при бюджетных долгах февраля в 312,5 млн. долларов. По словам Николая Азарова, в сложившейся ситуации необходима слаженная работа по выведению страны из кризиса. Также Янукович намерен заниматься решением проблем социальной поддержки граждан, восстановить доверие к институтам власти со стороны граждан и иностранных партнеров. Приоритетом для Украины будут отношения с Россией и другими странами СНГ, заявил Виктор Янукович. А вот спешить с кардинальными политическими реформами вновь избранный президент Украины не намерен. Сейчас явно не до этого. Единственное, что можно отметить — это прекращение существования в Верховной Раде прежней партийной коалиции и начало консультаций по созданию новой. Она необходима как раз для принятия в первую очередь срочных решений по выводу страны из экономического кризиса...».
Виктору Януковичу и его соратникам из «Партии регионов» помимо решения текущих политических задач (формирование новой коалиции в Верховной Раде, подготовка к новым парламентским выборам, решение кадровых вопросов) неизбежно придется решать вопрос о консолидации (хотя бы временной) Украины. Ибо слабость украинского государства и очевидные «болезни» его экономики настолько масштабны, что без принятия украинским обществом и властью минимально согласованных «правил» игры невозможно восстановить элементарную управляемость и приступить к решению наболевших социальных вопросов. «Донецкие», которых многие в Украине рассматривали как обособленную в политическом и маргинальную в «национальном отношении» «бизнес-группу» регионально-олигархического характера, превращаются в центрального актора украинской политики. Как следствие, именно донецким предстоит сегодня предложить собственный политический проект и вариант идеологии. Этот проект будет формироваться в специфических условиях. Ибо прежние проекты – «национально-либеральный» (прозападный и одновременно националистический) проект Виктора Ющенко и «национально-демократический» (специфическая смесь европейских лозунгов, национализма и социального популизма) Юлии Тимошенко потерпели неудачу. Альтернативный «российский проект для Украины» на сегодня отсутствует, что требует от «команды Януковича» собственного политического проекта, обосновывающего существование украинского государства в его нынешнем виде. Этот проект едва ли будет «идеократическим», хотя и интегрирует в себя некоторые «идеологемы», сформулированные его предшественниками (хотя и в смягченном варианте). Он не будет ни «прозападным» (несмотря на обилие «проевропейской риторики»), ни пророссийским (хотя «потепление» отношения к Москве и налаживание с ней прагматических взаимоотношений, прежде всего в экономической сфере, неизбежно), ни тем более «проамериканским» (ибо «мировой гегемон» сегодня больше озабочен другими проблемами).
В существующих условиях «проект Януковича» будет минимально идеологизированным (ибо «донецким» необходимо поддерживать баланс, не затрагивая линии «культурно-цивилизационного раскола»), прагматическим (опирающимся на глубинный здравый смысл, присущий украинцам как нации, которые отказались оплачивать как «национально-гуманитарные» прожекты Ющенко, так и гипертрофированные амбиции «королевы Майдана» Тимошенко), «поливалентным» (способным интегрировать в себя разнообразные идеи, не придавая им характера политической догмы). Он не предполагает сдвига Украины на Запад или на Восток, но ее сосредоточение на самой себе с целью завершения процесса создания национального государства.
По сути, это консервативный по своему смыслу проект, который предполагает возвращение реальных национальных интересов вместо националистических утопий, трудовой этики вместо социального популизма, реальной государственной власти вместо игрищ и комбинаций олигархических кланов, социальной защиты вместо пустопорожних социальных обещаний — то есть возвращение многого из того, что было столь категорично отвергнуто «Майданом».
Именно такая «консервативно-прагматическая» консолидация является единственно приемлемым вариантом украинской политической стратегии. На иные, более масштабные и идеологизированные проекты, у Украины просто нет ресурсов — политических, экономических, демографических, морально-психологических. В итоге «донецкие», являвшиеся с момента обретения независимости лидерами украинского бизнеса, обрели исторический шанс стать медиаторами украинской политики, когда для достижения успеха им придется отказаться от «корпоративно-закрытых» стратегий и в рамках украинского публичного пространства, что очевидно потребует новых лиц и политических технологий. Окончательный же успех «команды Януковича» будет зависеть как от умения «регионалов» идти на компромиссы, так и от их собственно управленческого профессионализма. Как представляется, именно на прагматичной и просвещенно-париотической основе они попытаются консолидировать украинскую политическую элиту и крупный бизнес. И можно не без оснований предположить, что для выполнения этих задач «мало политизированные» технократы-управленцы Азаров и Бойко выглядят предпочтительнее «политкомиссара» Турчинова или «гуманитариев-культуртрегеров» Мовчана и Яворивского. Исторические, идеологические и геополитические проблемы будут отложены «на потом» ради «национального единства», что оставит немного политического пространства для демагогов и популистов любого толка.
Собственно, курс «идейного наставника» Януковича экс-президента Леонида Кучмы принципиально опирался на те же самые принципы (и не случайно, что именно Кучма поддержал Януковича перед вторым туром выборов). Характерно, что подобными стратегическими установками руководствуется один из наиболее перспективных политиков современной Украины — ярко выступивший на последних выборах Сергей Тигипко, что дает стране известный шанс на политическую преемственность и стабильность после периода политических бурь и потрясений.
Как представляется, в условиях исчерпанности идей Майдана, глобального экономического кризиса и «занятости» основных глобальных игроков Украина, пройдя пять лет назад через своеобразную «точку бифуркации», смогла выйти на аттрактор устойчивого развития, что дает ей известный шанс состояться как национальному государству.