Поезд 055 Москва-Хмельницкий — один из самых быстрых поездов, едущих в Киев. Двигаясь практически без остановок, за исключением связанных с пересечением границы, он за одну ночь доставляет пассажиров из Москвы в Киев.
Перед посадкой всем выдают бланки иммиграционных карт. Все надписи в картах на украинском языке, рядом с купе проводников висит распечатанный в типографии «образец заполнения», в графе «мета прибуття» — «цель приезда» в «образец» вписан адрес «Полтава, ул. Ивана Мазепы д.12 кв.3».
Соседи по купе, женщина, гражданка Украины и супружеская пара россиян-пенсионеров, едущих с Ямала на крестины внука. Они едва не опоздали на поезд, из-за сбоя в метро на пути с Ярославского вокзала на Киевский; по пути с Ямала они сделали остановку, чтобы заехать в город Сергиев Посад и купить в монастыре Сергия Радонежского серебряные ложки для использования в обряде крещения их внука, нареченным в честь этого святого.
Разговоры, естественно, о выборах.
Пенсионеры-россияне рассказывал что их сын-киевлянин, глубоко верующий человек, к политике равнодушен и на выборы не ходит, но во время бывшей «оранжевой революции» пытаясь перейти Майдан Незалежности (Площадь независимости), он чуть не был избит толпой агрессивной пьяной молодежи непонятной политической принадлежности.
Женщина-украинка, так же на выборы идти не собиралась. Она говорила, что «жаль Тягнибок во второй тур не вышел. Лучше уж кто угодно, чем эти двое воров (Янукович и Тимошенко). А кого выберут, какая разница? Хлеба они нам все равно не принесут».
* * *
4 февраля 2010 года.
Утренний Киев встретил снегопадом и ветром. Город засыпало мокрым снегом, который практически не убирался.
На станции метро «Вокзальна» встречал вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Между движущимися лентами эскалаторов стояли небольшие светящиеся рекламные щиты. С некоторых из них смотрел больной раком крови шестилетилетний мальчик, на лечение которого предлагалось пожертвовать денег, с большинства же бодро улыбался Виктор Янукович.
Утренний Майдан Незалежности был завален слоем мокрого липкого снега, который все продолжал и продолжал лететь с неба. Редкие дворники лопатами расчищали тротуары.
Время раннее, магазины и кафе закрыты.
От нечего делать изучаю площадь. Везде синяя предвыборная реклама Януковича. Его лик смотрит отовсюду: с больших и малых плакатов, с флагов и щитов. Все сделано по одному образцу: на синем фоне портрет Януковича, рядом лозунг «Украина для людей».
После долгого изучения Майдана замечаю, наконец, плакат Юлии Тимошенко: закрепленный на фонарном столбе плакат с ее черно-белым портретом и желтой надписью «Обери новiй шлях Украини» — «Выбери новый путь Украины».
Впоследствии мне встречался только этот плакат «фонарного» образца.
* * *
Наконец на Майдане Незалежности открывается «Макдональдс» и появляется возможности выпить горячего кофе.
На всех столах разложен свежий выпуск русскоязычной «Комсомольской правды на Украине». На первой странице фотография сурка в университетской четырехугольной шапочке и надпись: «Сурок Тимка предсказал раннюю весну». Изучаю газету: в ней 10 материалов связанных с выборами.
Допив кофе и дочитав, двигаюсь пешком на «Липску 10» в предвыборный штаб кандидата Януковича. Там меня отправляют в пресс-центр этого кандидата который находится в отеле «Инерконтиненталь» на Михайловской площади, рядом с Министерством иностранных дел Украины.
Добираюсь туда, аккредитуюсь, и жду начала пресс-конференции первого заместителя председателя парламента Александра Лавриновича. В 11.30 начинается пресс-конференция, выступление Лавриновича и вопросы журналистов только на украинском языке.
Речь шла о принятых накануне, 3 февраля, изменениях в закон о выборах президента. Суть изменений заключалась в том, что если раньше, чтобы признать выборы состоявшимися надо было получить под итоговым протоколом подписи 2/3 членов избирательной комиссии, то теперь, после внесения изменений, требовалось простое большинство.
Поскольку избирательные комиссии состояли поровну из доверенных лиц обеих кандидатов, то, просто отказавшись выполнять свои обязанности, представители какого-либо кандидата могли парализовать работу комиссии и признать выборы на участке несостоявшимися.
Теоретическая возможность саботирования работы отдельных комиссий могла поставить под угрозу и судьбу всего выборного процесса. Новый закон эту возможность прекращал. По словам Лавриновича, принятие 3 февраля на внеочередной сессии Верховной Рады измений к закону вызвало резкий протест Юлии Тимошенко, но окончательное решение о принятии оставалось за президентом Ющенко.
Лавринович, в частности, сказал:
Мы не позволим ни сорвать выборы, ни исказить волеизъявление граждан. Не позволим давление на избирательные комиссии. Их работу не удастся парализовать ни срывами кворума, как это делается в Донецкой области и в Крыму, ни любыми другими действиями. Мы решили этот вопрос законодательно и обеспечим честное проведение избирательной компании.
* * *
После пресс-конференции Александра Лавриновича, от своих украинских коллег довелось услышать, что вариант новой «оранжевой революции» не исключается.
Позиции Юлии Тимошенко перед выборами весьма слабы и попытка повторить 2004 год — вывести людей на новую «оранжевую революцию» вполне может состояться:
Уже заготовлены и палатки, и генераторы и горилка. Нет только денег. Спонсоры проекта тех времен денег не дают, своих у Юли нет, дураки идущие «за идею» перевелись. В Польше есть фирма готовая предоставить обученных статистов для акций протеста. Цена — 5000 евро за голову. Но денег нет.
Выйдя из «Интерконенталя», отправляюсь на улицу Туровскую 13 в предвыборный штаб Юлии Тимошенко.
Там меня внутрь не пустили, но вежливый молодой человек на тротуаре записал данные и сказал, что пресс-центр кандидата Тимошенко начнет работу за сутки до выборов, тогда я смогу получить прямо там аккредитационные документы. Еще я получил листовку с текстом: «5 февраля, Софийская площадь. Молитва за Украину. С участием Юлии Тимошенко».
* * *
На следующий день, 5 февраля в 17.30 прихожу на Софийскую площадь.
Перед собором установлена сцена, по бокам которой транспаранты с надписью «Молитва за Украину». Под сценой группы людей собранные вокруг плакатов с названиями районов Киева. Из репродукторов транслируется торжественное церковное пение.
Людей немного, в основном это явно заранее организованная студенческая молодежь. «Старшие по командам» раздают украинские флаги и складные флагштоки, молодежь деловито их собирает и закрепляет полотнища. Тут же стоят упаковки со множеством красных стеклянных фонарей-лампад со свечам внутри, их раздают уже всем желающим.
В центре площади покрытый снегом бронзовый Богдан Хмельницкий на вздыбленном коне с поднятой булавой, рядом с ним большой гранитный камень с надписью, что «На цьому мiсцi в 2005 роцi Виктор Ющенко був обран гетьманом украiнського козацтва».
Через площадь проходит большая группа церковнослужителей. Похоже, с самим патриархом самопровозглашенной Украинской Православной Церкви.
Потихоньку прибывает народ, но все равно площадь заполнена едва на треть.
В 18. 00 начинаемся мероприятие. Громкий голос объявляет имена представителей разных конфессий и они выходят на сцену. В порядке первенства: патриарх самопровозглашенной УПЦ, митрополит «Автокефальной Православной церкви» митрополит униат, католик, армянский священник и так далее… Последними были главы баптистов и пятидесятников.
После всех священнослужителей в белой шубе выходит кандидат в президенты Юлия Тимошенко и произносит речь. Говорит на украинском, основной тезис — надо обрести новый путь для Украины и защитить ее от «вражьих сил».
После Юлии Владимировны певица спела величавую народную песню, затем стали читать проповеди священнослужители. Площадь перед сценой к этому времени была заполнена людьми уже наполовину, реял лес желто-голубых флагов, светилось множество красных фонариков.
Первым прочел проповедь представитель УПЦ КП, за ним начал говорить митрополит автокефальной церкви… но вдруг все потонуло в грохоте бодрой поп-музыки.
Это в
Покидаю «Молитву» и сквозь милицейский коридор иду туда.
* * *
Михайловская площадь была заполнена минимум в два раза большим количеством людей. Если на Софийской была торжественно-скорбная атмосфера, то на Михайловской царило веселье.
Гремела музыка, толпа плясала и подпевала. Состояла толпа , в основном из молодежи, по всем признакам так же целенаправленно организованной. Танцующих разделяли на правильные группы цепи из спортивного вида молодых людей в пластиковых голубых накидках и черных вязаных шапочках с синим предвыборным логотипом.
На толпой так же реял лес знамен, но в основном, на три четверти, синих с надписью «Янукович наш президент» и лишь на четверть — государственных желто-голубых. Среди песен многие были с русским текстом.
Только там впервые прозвучала русская речь. В 19.15 после особо бурно-зажигательной песни на сцену вышел сам Виктор Янукович. Свою речь он произнес бодро и на русском. Общий смысл был таков: «Черный, он же оранжевый, период истории Украины кончится 7 февраля. Начинается новая жизнь. А все те, кто разворовывал и продавал Украину отправятся на (пауза) политическую пенсию». Толпа ревела и улюлюкала.
За Виктором Януковичем выступали, так же на русском, представители Донбасса, Одессы Харькова. В Харькове, по их словам 5000 человек беспрерывно митингуют в поддержку Януковича. Затем снова загремели бодрые песни с русскими и украинскими словами.
Когда я покидал митинг концерт в поддержку Януковича и пройдя через уже опустевшую Софийскую площадь , то у метро «Золотые ворота» услышал разговор двух пожилых киевлянок:
— Ты на выборы когда пойдешь, за кого голосовать будешь?
— Еще не знаю. Но сначала посмотрю на погоду, если будет такой снег и холод, то вообще никуда не пойду.