Во времена «горячей фазы» абхазского конфликта мало кто мог ожидать, что грузины когда-нибудь будут переживать за судьбу националистических адыгских движений Особенно если вспомнить, какую роль в обороне Абхазии сыграли в свое время подразделения, сформированные полностью из представителей адыгских народов (кабардинцев и черкесов — ближайших родственников абхазов) которые, кстати, запомнились грузинским гвардейцам лучше, чем распиаренные позже чеченцы.
Тем не менее, даже такое малозаметное событие, как отмена митинга на несколько сот человек, который в начале декабря хотели провести в Нальчике националистические адыгские организации, грузинское издание «Клуб экспертов» горестно называет «крахом националистического движения» в Кабардино-Балкарии. Отказ от проведения митингов по земельным вопросам издание рассматривает как свидетельство «срыва консолидации адыгов (т.е. черкесов) против колонизатора России».
Характерно, что накануне этого митинга по земельным проблемам в КБР тот же «Клуб экспертов» весьма негативно отзывался об организаторах данного мероприятия. Политолог Гоча Гуниава вспомнил-таки о том, что некоторые из националистических лидеров — организаторов митинга участвовали в грузино-абхазской войне на стороне Абхазии. Грузинский эксперт утверждал, что своими митингами они провоцируют противостояние «не только среди народов Северного Кавказа, но и Грузии против Кавказа». В этом Гуниава видел интересы российских спецслужб (как же без «руки Москвы»). Однако когда стало ясно, что дискуссия по земельным вопросам в КБР не вышла на улицы и в ближайшее время, видимо, будет вестись в рамках парламентской согласительной комиссии, был опубликован новый, на этот раз анонимный комментарий «Клуба экспертов». В нем говорилось о «сожалении о том, что сегодня нет национальной силы, которая может организовать и возглавить адыгский народ». Позднее это же издание посетовало на «срыв» митинга, обвинив в этом власти Кабардино-Балкарии.
Чем-то напоминает сталинские кампании против «право-левых уклонистов». И так нехорошо, и этак неудобно, но главное — результат. В этом смысле интересно свидетельство журналиста и эксперта по кавказскому региону Дмитрия Старостина: «В ноябре 2007 года я встречался с главой комитета по международным делам парламента Грузии Константином Габашивли. Он представляет одну из самых элитных и приближенных к Саакашвили грузинских семей, его сын тогда был министром культуры. В разговоре со мной Габашвили сказал: «Если Россия признает Абхазию и Южную Осетию, со стороны Грузии будут ответные действия». «Что, Ичкерию задним числом признаете?» — в шутку спросил я. «Не только Ичкерию, можно сделать и многое другое» — ответил глава парламентского комитета. Тогда я счел это бравадой. Однако впоследствии, когда стало известно о планах по созданию кавказского телеканала под эгидой департамента конституционной безопасности МВД Грузии, стало понятно, что эти угрозы небеспочвенны. План действий Грузии на Северном Кавказе мог быть сформирован задолго до августа
Насколько слова «Грузия» и «планирование» смотрятся рядом органично это, конечно, вопрос отдельный. Однако кто реальный хозяин в Грузии всем хорошо известно. И что без звонка из вашингтонского обкома Саакашвили чашку чая не соберется с духом выпить, не то что телеканал открыть. Да и на какие деньги его открывать, собственно… Как говорил, обращаясь к соотечественникам, известный грузинский вор в законе, большой деятель искусств и видный политик Иоселиани «демократия — это вам не лобио кушать». В смысле, тут, понимаешь, дисциплина нужна.
А пока планы по запуску телеканала уже вызвали ажиотаж среди националистических северокавказских движений от Адыгеи до Дагестана. Там тоже среди лидеров этих движений наивных детей нет — все знают, по чьему свистку в Грузии могут вдруг резко озаботиться борьбой с «северным колонизатором». И какие бюджеты к этому прилагаются.