Все уверения процерковно настроенных общественных деятелей, клерикальных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и православию в частности, все заигрывания власти с церковью, создающие иллюзию повсеместного «возврата страны в лоно традиционной религии» - показывают свою несостоятельность, как только тем или иным образом сталкиваются с жизнью, и как только выявляется реальное положение дел.
Вводимое в школах изучение на выбор то ли одной из традиционных религий, то ли основ религии как такового явления, то ли светской этики принималось под воздействием именно таких уверений и нарастающим давлением клерикалов. При этом одним из их доводов были социологические данные о том, что порядка 75 % граждан относит себя к числу православных.
На деле было ясно, что это отождествление отнесение, которое действительно имело место – относится не к собственно религиозной оставляющей, а составляющей социокультурной, с признанию свое связи с традицией русской культуры, а не религии.
И как только перед респондентами был поставлен вопрос о выборе в рамках предложенных для изучения альтернатив – сразу оказалось, что ситуация далеко не столь однозначна.
По последним данным ВЦИОМа оказалось, что выбрать для изучения «одну из традиционных религий» хотело бы подавляющее меньшинство населения России – 21 %.
Правда, по своей привычке, переходящей в обычай, ВЦИОМ постарался несколько закамуфлировать реальные итоги опроса, первым выводом своего исследования объявив утверждение о том, что за последние 8 лет число сторонников преподавания «в школе основ религии, Закона Божьего» выросло с 48 % в 2001 году до 53 % в 2009 – и, соответственно, составило большинство граждан страны. Как менялось отношение к этому вопросу между этими годами – он, разумеется, умолчал.
Однако уже в данном, казалось бы, недвусмысленном утверждении – кроется обычное лукавство. Вопрос ставился так: «Вы были бы за или против, чтобы в школе детям преподавали основы религии, Закон Божий?» - и некорректность содержится уже именно в нем. Потому что «Основы религии» - само по себе может быть вполне светским общеобразовательным предметом, изучающим общие психологические, философские и исторические основы изучения религии, как явления духовной жизни. А «Закон божий» - конкретный религиозны предмет. Разница между ними такая же, между такими предметами, как «Политические идеологии современного мира» - и «Научным коммунизмом» или «Историей КПСС».
Люди отвечали, что не плохо было бы для общего образования изучать, что из себя представляют религии, как явление, а их заносили в сторонников вполне определенной мировой религии, поскольку «Закон божий» - именно христианский учебный предмет.
Правда и здесь интересно, как соотносится готовность изучать «основы религии, Закон Божий» «взятые вместе» среди разных возрастных категорий. Хотя по населению в целом, положительно на вопрос ответили действительно 53 %, оказывается, что большинство из них представляют старшие возрастные группы: в группе свыше 60 лет таких 65 %, в группе 45-59 лет – уже 56 %. Далее проявляется та же тенденция: в группе 35-44 года таких 52 %, 25-34 года – 47 %, 18-24 года – 42 %. Чем люди моложе – тем меньше они тяготеют к религиозной теме. Религиозная ориентация, охватившая часть населения после кризиса социализма и коммунистической идеологии – медленно но последовательно отступает.
Чем оказывается младше группа, тем большим становится число отрицательных ответов на этот вопрос.
Картина становится еще более четкой, как только вопрос переходит в плоскость конкретного выбора между вариантами изучаемых дисциплин.
Когда вопрос ставится конкретно: «С 1 сентября 2009 года в рамках новой образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание» в российских школах вводится преподавание нового гуманитарного предмета, который родители смогут выбрать для своих детей. Какой из курсов выбрали бы Вы для своего ребенка?» - оказывается, как и говорилось, что изучение истории и основ «одной их 4-х традиционных религий России (православие, ислам, иудаизм или буддизм)» выбирают лишь 21 %.
Соотношение относящих себя к православию и иным религиям, как показывают соответствующие опросы, составляет в стране примерно 8/2. То есть - изучение основ православия в школе для своих детей готовы выбрать порядка 17 % граждан.
«Историю и основы всех основных мировых религий» - вполне светский, общеобразовательный предмет выбирает уже заметно большее число – 27 %.
«Основы светской этики» избирает 19 % - чуть меньше, чем хотело бы избрать ту или иную конкретную религию, но уже больше, чем выбрали бы православие.
Ни один из перечисленных предметов не хотели бы избрать для изучения своими детьми 13 % и 19 % затруднились с ответом.
Мираж религиозного тяготения редеет с каждой новой конкретизацией.
Показателен и расклад по возрастным группам. В группе60 лет и выше – ту или иную «традиционную» религию для изучения избирает 25 % граждан. Чем младше, тем эта цифра становится меньше: в группе 45-59 лет она составляет 23 %, 35-44 % - резко падает до 15 5, в более меньших – чуть подрастает – до 18 %.
Аналогично с историей и основами «всех основных мировых религий». В группе 60 лет и старше ее готовы избрать 26 %, 45-59 лет – 27 %, 35-44 года – 33 %, 25-34 года – 24 %, 18-24 – тоже 24 %.
Схожая ситуация и у тех, кто избирает светскую этику: в старшей группе от 60 лет таких 11 %, 45-59 лет – 19 %, 35-44 года – 21 %, 25-34 года – 25 %, 18-24 – 21 %.
Если пока абстрагироваться от давших иные ответы (ни один из перечисленных, другое, затрудняюсь), мы получаем следующую таблицу:
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
60 и старше | ||
религиозные дисциплины: История и основы одной их 4-х традиционных религий России (православие, ислам, иудаизм или буддизм) |
21 |
18 |
18 |
15 |
23 |
25 |
Светские дисциплины: История и основы всех основных мировых религий или Основы светской этики |
46 |
45 |
49 |
54 |
46 |
37 |
Мираж, навеянный утверждениями клерикалов – редеет.
И дает основания надеяться, что так или иначе станет очевидным для политического класса то, что, похоже, пусть и подспудно, но все более ясно понимает общество:
Если и верно, что нельзя запрещать верить в того или иного бога тому, кто хочет в него верить – из этого вовсе не вытекает, что нужно заставлять верить и приобщать к той или иной религии того, кто сам не изъявляет такого желания.