Грузинская церковь. Павл, становящийся Савлом

Интересные вещи происходят в Абхазии. Абхазская церковь заявила о юридическом отделении от Грузинской православной церкви (ГПЦ). Сразу несколько высокопоставленных грузинских духовных лиц выступили с резко негативными оценками этого. Говорили, что это несерьезно, что это раскольничество, что грузинская церковь никогда не признает выход абхазской церкви, что никто из 15 поместных православных церквей мира не признает её и т. д. В частности, Илия II, Патриарх Грузии, заявил: «Никто не может объявлять независимость от главной церкви».

Какие все-таки интересные перипетии судьбы у Грузии! Патриарх забыл, что всего каких-то 90 лет назад существовала церковь, которая самовольно объявила о независимости от главной церкви. И это была... сама грузинская церковь! В 1917 году, воспользовавшись смутой и неразберихой, Грузия объявила о своей независимости от Российской Империи и тут же напала на территорию России, захватив не принадлежавшую ей с 15-16 веков Абхазию и часть российской причерноморской территории — Адлер, Сочи, Туапсе, Хадыженск и т. д. Удивительно, но грузинская церковь делает то же самое — представители грузинского духовенства на штыках своих войск входят в Абхазию, выгоняют оттуда русских священников и объявляют, что отныне каноническая территория Абхазии будет принадлежать Грузинской церкви.

Не желая портить отношения с Российской Православной церковью (РПЦ), Грузинскую церковь никто не признает. До 1943 года, т. е. в течении 26 лет автокефалия Грузинской церкви не была признана никем! И только в 1943 году её признает одна православная церковь — Российская! Сразу после этого другие православные церкви начинают следовать примеру россиян и последним, уже в 1990 году, автокефалию Грузинской церкви признал Патриарх Константинопольский.

Теперь же, когда из Грузинской церкви выходит церковь Абхазская, грузинские духовные мужи занимают диаметрально противоположную позицию! Не дадим! Выйдя из состава Русской церкви 92 года назад и воспользовавшись её по сути подаренным признанием, они категорически запрещают другой церкви выходить теперь уже из себя. Кульбит истории! Не гонитель христиан Савл, превращающийся после встречи с Христом в апостола Павла, а наоборот, прости Господи что скажешь — грузинский апостол Павл, становящийся гонителем христиан Савлом!

На эту тему занимательно спорить с самими грузинами: «Как так — говорят они — Как РПЦ могла подарить автокефалию Грузинской церкви, если она — ГПЦ — получила эту автокефалию еще в V веке? А ваши абхазы — это просто раскольники и новоявленная церковь!» Их позиция проста — Грузинская православная церковь была самостоятельна и независима, затем русские силой и обманным путем захватили Грузию, упразднили независимость грузинской церкви и в 1917 году ГПЦ лишь вернула себе то, что принадлежало ей по праву всегда.

Так ли это? И да — и нет. Не вдаваясь в вопросы отмены автокефалии Грузинской церкви — ибо это предмет самостоятельного и большого исследования, связанного не только и не столько с Грузией и Кавказом, сколько с самой русской церковью, принципом соборности т. д., скажу, что это крайне односторонняя позиция, позволяющая грузинской стороне эффектно и удобно впрыскивать в народ свою сыворотку правды.

Обретение независимости ГПЦ в V веке — явление, конечно, хорошее, однако никакого отношения к Абхазии не имеющее. Уже с VII века в Абхазии устанавливается автокефальное епископство, находившееся под юрисдикцией Константинопольской патриархии. Как Вам это насчет «новоявленной церкви»? И такая ситуация продолжается на протяжении минимум 5 веков. После этого при развитии и расширении грузинского государства религиозные вопросы в Абхазском княжестве действительно подпадают под влияние картвельских царей. По сути, тогда происходит то, за что сейчас Грузия распинает Россию в отношении себя — грузины фактически по праву сильного ликвидируют автономию абхазского епископства, распространяют на Абхазию свое влияние и... следим за движением рук... и уже в наше время начинают считать именно этот факт справедливой точкой отсчета принадлежности Абхазской церкви!

Главенство ГПЦ в Абхазии заканчивается к 16 веку, когда грузинское государство полностью разваливается, а сами грузины в Абхазии исчезают как нация… кого-то выдавливают из Абхазии, кто-то ассимилируется и его потомки сейчас ощущают себя адыгами и абхазами, кого-то продают в рабство.  Начиная с этого момента, Абхазия не имеет уже ничего общего ни с картвелами, ни с их церковными иерархами. Уже с 16 века на территории Абхазии основной религией становится ислам с сильными элементами язычества. Это было время, когда турецкие путешественники, замечая на вершинах полуразрушенные церкви и кресты, спрашивали абхазов: «Вы же мусульмане, почему вы это не уничтожите?» — «Не будем, — отвечали им абхазы — Это вера отцов наших.»

В следующий же раз Абхазская церковь подпадает под влияние ГПЦ уже в 1918 году. То есть, в 1918 году на Соборе Патриарх Тихон, которому до «новомученничества» остается менее 7 лет, не признает власти ГПЦ над Абхазией и затем в течении долгих 26 лет религиозного окормления советских трудящихся на этой территории не происходит практически вообще, а в 1943 году РПЦ действительно признает каноническую власть ГПЦ на всей территории Грузинской ССР, куда входили и Абхазия с Ю. Осетией.

В 1991 и 1992 годах духовенство, находящееся на территории Абхазии показывает себя не властителями душ и не отцами всей многонациональной паствы Абхазии, кем они должны были быть, исходя из своего духовного статуса, а, как это ни печально, всего лишь грузинами, которые, облачившись в рясы, решительно встали на сторону грузинских властей. Присланное из Тбилиси духовенство однозначно и активно поддержало войну в Абхазии и совсем неудивительно, что после проигрыша этой войны, оно с грузинами и сбежало. Вот и все! Вот такая история!

А что же Русская церковь? Она в этом вопросе поддерживает грузин. И причина здесь не в чьих-то симпатиях или антипатиях. В вопросе Абхазии ставкой является... судьба Украины. Дело в том, что если сейчас Украинская православная церковь (УПЦ) является частью РПЦ, то признай Москва автокефалию сухумской церкви, Украинская православная церковь под нажимом нынешнего, до корней волос антироссийски настроенного руководства Неньки, сразу заявит об отделении и можно быть на 1000% уверенными, что по крайней мере Грузия это отделение признает еще до того как оно будет официально объявлено! Поэтому иерархи РПЦ и вынуждены искать нелинейные ответы, типа фактического окормления абхазской паствы при официальном признании Абхазии канонической территории Грузии, что в точности повторяет путь, которым российская светская власть на этих территориях шла в течении 16 лет.

Конечно же, никакую Абхазскую или Осетинскую церковь грузины сейчас не признают. Это ясно как Божий день. РПЦ тоже будет тянуть до последнего, дожидаясь либо решения вопроса с Украиной, либо какой-нибудь очередной дикой выходки грузинского руководства, очередной супер-гадости, после которой отступление назад опять станет невозможным. Дай Бог, по примеру Иерусалима хотя бы создадут в Сухуме и Цхинвале русскую духовную Миссию, как советовал о. Андрей Кураев.

Дело не в том... В отношениях между Россией, Грузией, Абхазией и Осетией существует определенная тема, которую еще серьезно никто не затрагивал, но которая реальна, которую так или иначе нужно рассматривать и реакция ГПЦ на попытки Абхазской церкви выйти из нее это только подтверждают. Это — роль Грузинской православной церкви и лично Католикоса всех грузин Ильи II в конфликтах в мятежных регионах Грузии, в смертях и мучениях многих и многих тысяч людей.

У нас в обществе бытует стойкая иллюзия по отношению к Грузинской Православной Церкви как к объекту духовному. Духовное там, несомненно, тоже есть, но вместе с тем, во многих вопросах ГПЦ выступает в бОльшей степени как субъект политический и то, что она делает является чистой политикой со всеми её плюсами и минусами. В огромной, если не в подавляющей степени с этим связано отношение к ней осетин и абхазов и недавнее заявление Абхазской Православной Церкви об официальном выходе из состава ГПЦ.

Если во всех конфессиях так или иначе признается, что лица духовные обязаны окормлять и духовно защищать ВСЮ свою паству вне зависимости от её национальной принадлежности, то в Абхазском и Юго-Осетинском конфликте грузинские священники полностью отошли от этого правила и показали себя лишь грузинами, полностью наплевав на судьбы своих прихожан других национальностей. Причем, это относится ко всем грузинским священникам. Это правило, из которого нет исключений — по крайней мере у меня нет примеров обратного. Вся грузинская церковь с завидным единодушием отошла от позиций непредвзятости, от позиций служения Царю Небесному, (помните: «Не мне, не мне, но имени Твоему!») и заменила основополагающий христианский принцип «Не убий!» на принципы территориальной целостности Грузии в границах 1921 года.

Когда церковь говорит народу не о Боге, а о незыблемости границ — это крайне печально. И крайне пагубно. Здесь я немного утрирую, но, впрочем, не сильно. О Боге ГПЦ тоже говорит, но о ком больше — о Боге или о самих грузинах — неизвестно. Давайте сравним два обращения и посмотрим кто, о чем и как говорит народу.

Вот начало обращения Патриарха Алексия II 22 февраля 1991 года к враждующим сторонам разгоревшегося, тогда еще того — первого — Юго-Осетинского конфликта: «Во мне и в вас течет одна кровь — Кровь Христова, даруемая нам Господом в Таинстве Причащения. Лишь административные и управленческие структуры обособляют Русскую и Грузинскую Церкви, но они, конечно, более чем сестры — они едины в целостности единого организма Вселенской Церкви Христовой. Творцом нам вручена земля...» Через 5 дней грузинский Патриарх Илия II отвечает ему про эту землю: «Так называемая Южная Осетия именуется по-грузински Шида-Картли (Внутренняя Грузия). Не вызывает сомнения, что это исконная грузинская территория...»

Далее российский Патриарх пишет: «Один скончавшийся несколько лет назад московский священник на вопрос, что нельзя есть Постом, напутствовал: «Людей не ешь...» — Алексий спрашивает своего грузинского коллегу: «Как же можно войти в Пост, приблизиться к Чаше Христовой, творя или оправдывая насилие?! А оно сегодня — в Южной Осетии и на улицах Цхинвали». То, что ему отвечает Илия II просто поразительно, оно необычайно точно показывает на чьей стороне стоит Католикос Грузии и страдания исключительно какой нации он видит! «Вся трагедия и состоит в том, — пишет Католикос Илия II, — что на грузинской земле проливается именно грузинская кровь, грузины вынуждены обороняться от тех людей, которых Грузия спасла, приняла как беженцев и которые вместо благодарности претендуют на нашу территорию и угрожают отторгнуть ее от Грузии».

Рассудите — у кого более христианская позиция? Кто выступает здесь с позиций человеколюбия, гуманизма и христианских ценностей? Кто рассуждает о Боге, а кто о своей нации? Кто говорит о равенстве всех наций пред Божьим царством а кто о главенстве только своей и в царстве земном? Мне кажется, ответ очевиден. И тот же самый подход прослеживается практически во всем и на протяжении многих лет — грузинское духовенство совершенно однозначно позиционирует себя исключительно и только с национальных позиций, бесспорным образом ставя интересы своей нации даже выше интересов духовных!

На самом деле, здесь, конечно же, можно говорить о двух процессах — с одной стороны, такая позиция — это именно то, что от своей церкви хочет видеть грузинский народ — «Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад!». Это бесспорно. Грузины хотели получать одобрение горнего мира в том, что творилось в тогда еще мятежных регионах тогда еще слегка целостной Грузии и такое одобрение неизменно получали. Но это не всё!

С другой стороны, давайте посмотрим правде в глаза и скажем то, что видно невооруженным глазом: в развязывании войны в Абхазии и Южной Осетии роль церкви, имеющей большой вес в грузинском обществе и роль лично Патриарха Грузии Илии II — очень велики. Наверное, это не политкорректные, неприятные многим людям слова и оправдывать меня в этом может только то, что это... чистая правда. Причиной того печального положения, в котором оказались грузины, причиной потери Грузией 20% её советской территории, во многом является то, что грузинская церковь в этом конфликте выступала с активных национал-реваншистских позиций, в то время как самим Господом ей предназначено занимать позиции другие — общечеловеческие и общепримиряющие!

Начало этому было положено еще во времена президента Звиада Гамсахурдия, когда тот же Патриарх Илья постоянно находился с президентом, во всем его поддерживал и ни разу ни высказался по поводу теории Гамсахурдия «Грузия — для грузин» — ни разу его не одернул. Значит поддерживал! Митрополиты ГПЦ принимали активное участие в агрессивных антиабхазских политических акциях звиадовцев в Сухуми, причем нередко эти акции проходили под эгидой церкви и непосредственно во дворе Сухумского кафедрального собора! Духовенство Абхазской епархии, присланное из Грузии, горячо приветствовало ввод грузинских войск в августе 1992 года, благословляло грузин на войну с такими же своими мирянами-абхазами и через год, после оглушительного поражения грузинской армии — убежало с ними.

Как это оценить? Как это сказалось на ходе абхазского конфликта? Как оценить то, что не кто-то, а именно Католикос Илия II является автором получившего широкое хождение в современной Грузии термина «Цхинвальский регион», подчеркивающий, якобы, фиктивность Южной Осетии? Как оценить его благословение, данное Михаилу Саакашвили после его клятвы в Гелати, когда тот сказал, что «любым образом» объединит Грузию с Абхазией и Южной Осетией? Как оценить то, что Патриарх Илия II давал благословение грузинским войскам, шедшим на операцию по зачистке Цхинвала и заговорил о мире только когда эти войска были разбиты, бросили оружие, позорно бежали и нуждались в любой поддержке?

Что это? Миролюбие? Это гуманистические христианские принципы? Это — «Не убий»? Мне несколько не по себе потому, что получается, что я сейчас сомневаюсь в христианстве христианского патриарха... Ну так развейте мои сомнения! Как оценить призыв Илии II поставить памятник всем грузинам, погибшим в межнациональных конфликтах? Повторяю — Грузинам. В России немало плохого и несправедливого, но, наверное, мы с Вами — счастливые люди. Хотя бы потому, что нам даже в страшном сне не может представиться как российский Патриарх призывает поставить памятник всем Русским (только русским!), принимавшим участие во Второй Мировой Войне. А в Грузии — это реальность!

Что было бы, если бы в 1992 году, бывший несколько лет митрополитом Абхазским, Илия II, как в 11918 году Патриарх Тихон заявил обеим сторонам конфликта: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское»? Что было бы если бы бывший в 1992 году митрополитом Абхазии отец Давид (Чкадуа) не приветствовал на площади в Сухуме входящие грузинские танки и не призывал бы грузин к войне с абхазами, а заявил том, что Христос не поддерживает войну и противостояние между членами одной и той же церкви идет вразрез с христианскими канонами?

Была бы тогда война? Отсоединились бы тогда Южная Осетия и Абхазия? Я не знаю. Но уже сейчас понятно то, что в том, что произошло есть и вина грузинского духовенства. Мала она или велика — не мне судить. Важно другое — поставьте себя на место абхазов и осетин? Хотели бы Вы принадлежать к церкви, которая защищает традиционно, активно и враждебно настроенный к вам народ? К церкви, которая не примиряет людей, а выставляет вас пришельцами и чужаками на своей же земле? Можно ли их винить за то, что они просто не хотят быть ведомыми священниками, которые благословляли грузинскую армию на их убийство, а потом убегали вслед за ней? Можно ли их винить за то, что они не хотят, чтобы в их духовном было чье-то национальное?

И если кто-то на эти вопросы ответит — «да», то давайте вспомним еще одну фразу из Библии: «Не сторож я брату своему!».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram