Вся эта история началась в пятницу, 31 июля. В своем почтовом ящике я неожиданно обнаружил письмо от заместителя председателя Москомнаследия А.А.Емельянова. Это был ответ на наше письмо от 26 марта 2009 года. Письмо было послано нами в Москомнаследие по горячим следам сноса здания нашего храма. Я очень удивился письму Емельянова. Ведь по закону о работе с письмами и заявлениями граждан я должен был получить ответ от Москомнаследия не позднее, чем 26 апреля. А тут неожиданный ответ с задержкой в целый квартал.
«Ох, не к добру все это! - подумал я, раскрывая конверт, - наверное, будут копать. Чтобы гараж строить. А бумаженция эта, как пить дать, нужна, чтобы ею размахивать при строительстве этого самого гаража». - «Да ладно тебе каркать! - ответил я сам себе. – А вдруг там что-нибудь хорошее написано?». И открыл письмо. Но предчувствия меня не обманули.
В письме А.А.Емельянов сообщает мне:
1. Что они совещались 28 декабря 2005г. (!!!) и "отметили недостаточность имеющихся сведений для принятия обоснованного решения относительно исторической принадлежности данного здания к Православной Церкви". Спасибо, а мы и не знали :)) С этого заключения экспертной комиссии Москомнаследия вся наша волокита и началась.
2. Что "в связи с предполагавшимся новым строительством на месте указанного сооружения в ноябре 2008 г. Москомнаследием был организован выезд на место". Спасибо большое еще раз. А раньше вы нам не могли это сообщить? И пригласить представителей нашей общины на "выезд" ваших специалистов?
3. Что "при визуальном осмотре здания оказалось, что оно не имело никаких признаков церковного сооружения, даже перестроенного". Это утверждение доказывается следующими тремя рассуждениями:
а) "Здание имело Т-образную форму, главный вход был ориентирован на восток, что не соответствует православным канонам". Вам не стыдно, господа? Я, конечно, понимаю, что трындеть - не мешки ворочать! Но все же. Вы совсем не в курсе противоположной версии о том, что помянутый "главный вход" вовсе не главный? И что часть здания, "ориентированная на восток", является перестроенной апсидой? И что (блин-блин-блин!) "ориентация апсиды на восток" в точности соответствует православным канонам?
б) "В месте пересечения двух объемов постройки на двускатной кровле была расположена оштукатуренная кубообразная техническая надстройка". То есть, вы, господа, не в курсе того, что другие специалисты считают эту "кубообразную техническую надстройку" огрызком храмового купольного основания? И что есть свидетели, которые помнят, как на этой "кубообразной надстройке" были остатки луковицеобразного купола?
в) "Торцовые фасады завершались пологими треугольными фронтонами с оформлением карнизов сложным архитектурным профилем в стиле 1940-1950-х гг. В центре каждого фронтона располагалось круглое окно, что также соответствует архитектурной стилистике того времени". То есть, вы, господа, (блин-блин-блин!) никогда не видели в Москве и Московской области храмов, у которых "торцовые фасады завершаются пологими треугольными фронтонами"? Это круто. Но все равно, спасибо, что атрибутировали объект сороковыми годами, а не шестидесятыми, как ваши коллеги-чиновники из другого ведомства. Тоже очень уважаемого :)))
4. "Строительных материалов первой четверти 20 века, а также объектов, обладающих признаками объектов археологического наследия (остатки сооружений, культурный слой, погребения) не выявлено". Интересно, а что, ваши специалисты обладают способностями смотреть сквозь стены? Как это они "при визуальном осмотре здания" ухитрились "не выявить" этих самых "объектов"? Мы вот их отчетливо "выявили" при сносе. Посредством этого самого "визуального осмотра". И кирпичи старинные были отчетливо видны, и план церковного здания. Более того. Часть этих кирпичей до сих пор закопана в руинах. Что же касается остальных "объектов", то, на мой взгляд, было бы крайне небезинтересно исследовать на предмет их "выявления" подвал, который, кстати, тоже отчетливо "выявился" при сносе. Фотографии имеются.
Прочтя этот замечательный текст, я подумал только одно. Интересно, как скоро они начнут копать? Ответа пришлось ждать совсем недолго. В первый же рабочий день после получения мною письма, в понедельник, мне позвонила знакомая дама с нашего двора и говорит, что на месте, где раньше стоял храм, собрались рабочие и что-то там копают. А на вопрос: "Что это вы тут делаете?" - отвечают: - "Придаем территории товарный вид. Потому что завтра будет аукцион по ее продаже".
Естественно ни про какой аукцион нам никто не сообщил. Не было также никаких официальных объявлений ни на сайте нашей Управы, ни на доске объявлений возле нее. Но один хороший знакомый, сочувствующий нашей общине и имеющий к Управе некоторое отношение, в ответ на мой прямой вопрос сказал мне: «Есть у них там на примете один человечек. И предлагает он им, догадайся с трех раз - что?». - «Гараж, вестимо», - догадался я. «Правильно! Умный мальчик», - ответил мне мой хороший знакомый.
И тут у меня в голове начали крепнуть подозрения. «Не слишком ли много совпадений?», - подумал я.
1. Присылают это самое письмо из Москомнаследия.
2. Устраивают этот самый засекреченный ото всех аукцион.
3. И делают это все, хорошо зная, что мы еще 10 июня направили Святейшему Патриарху прошение о благословении нас на создание по усмотрению Святейшего православной общины либо ответвления действующей православной общины. Возникает подозрение, что наши оппоненты очень торопились. А не то, не дай Бог, вдруг мы получим положительный ответ?
4. И при этом, все это делается во время визита Святейшего на Украину, когда все люди, которые могут со стороны Патриархии вмешаться в ситуацию, либо сопровождают Святейшего, либо находятся в отпуске.
Но это ведь еще не все. Этим странные совпадения не исчерпываются. Ведь сверх того, наличествует еще и
5. В это же самое время производится попытка сноса храма Святого Апостола Фомы на Кантемировской. Конечно, в самом по себе вымогательстве взяток органами природоохранного надзора у храмовой общины при согласовании проекта строительства храма нет ничего нового. Но вот попытка снести уже действующий православный храм "по экологическим соображениям", а на самом деле в качестве мести за то, что община отказывается платить городским чиновникам от экологии взятки, это происходит впервые не только в Москве, но и в России в целом. Не слишком ли много совпадений, однако?
А окончательно мои подозрения укрепились, когда я обнаружил, что приблизительно в это же самое время
6. Известный православный журналист Борис Клин, отступив от своей доброй традиции посвящать свои статьи в уважаемой газете "Известия" апологетике Главы Издательского совета РПЦ МП Митрополита Калужского и Боровского Климента, посвятил свою очередную православную журналистскую статью обвинению Патриарха Кирилла в том, что он под видом строительства храмов шаговой доступности собирается заняться махинациями с московской недвижимостью и землей в особо крупных размерах.
Так что мои подозрения сводятся к тому, что все эти совпадения вовсе даже не случайны. А являются они формой ответа московского чиновничества на известную совместную инициативу Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы Ю.М.Лужкова о строительстве в спальный районах Москвы полутора тысяч православных храмов шаговой доступности.
Да собственно, известный православный журналист и не скрывает причин своих инвектив в адрес Патриарха. Именно проект строительства этих тысячи пятисот храмов и вызывает его обвинения. Кстати, по этому поводу один очень близкий к Святейшему и влиятельный человек сказал мне буквально следующее: «Подумайте сами. Человек годами выстраивал себе репутацию. И теперь в один раз готов разбить ее в прах. Ведь с ним теперь никто из серьезных людей в Патриархии просто дела иметь не будет. Значит, это не просто какой-то разовый заказ, пусть и очень крупный. Это – перепозиционирование. И значит, человек чувствует за собой очень серьезную поддержку».
«Да, - ответил я, - вряд ли без очень серьезной поддержки люди рискнули бы разносить по ЖЖ сплетню о том, как одному очень духовному старцу явился во сне покойный Патриарх Алексий II и сказал: «Не переживай ты так из-за этого Кирилла. К осени его уже не будет».
Впрочем, - закончил я, - мне лично все равно, какая у них там поддержка. Меня лично сложившаяся ситуация настраивает на вполне оптимистический лад. Потому что иметь общих врагов со Святейшим Патриархом Кириллом не только большая честь, но и большая радость. Поскольку иметь Святейшего Патриарха Кирилла в объективных союзниках - это значит иметь весьма серьезные основания для оптимистического взгляда на будущее.
Другое дело, - сказал я, - что мне не совсем понятно, как в сложившейся ситуации действовать». «А ты не забыл, - ответил мне мой собеседник, - что скоро по всей Москве пройдут публичные слушания по обсуждению Генплана Москвы? Вот на них-то и надо поддержать патриаршью инициативу по строительству 1500 храмов шаговой доступности. Кстати, кое-кто уже и стандартный пакет документов под слушанья заготовил. А тебе-то и того проще! Ты ж давно уже занимаешься храмом на Новаторов».
Идея показалась мне очень разумной и, разжившись у влиятельного лица обещанным пакетом документов, я пошел 12 августа на Слушания.
На основании бывшей у нас шпаргалки мы подготовили к слушаниям текст следующего содержания:
По вопросу обсуждения
Проекта Генерального плана г.Москвы
по району Обручевский ЮЗАО
Замечания и предложения
В нашем районе Обручевский проживает более чем 90 тысяч человек, но в нашем районе есть только две церкви. Мы, являясь верующими православными людьми, хотим иметь в нашем районе достаточно храмов и церквей, расположенных в «шаговой доступности», из расчета как минимум один на 10 тысяч человек. Храм не только помогает нам прийти к Богу и жить в Боге, но и исполняет весьма важную социальную функцию, которую сейчас никакие структуры не исполняют в той мере ответственности и любви как это должно.
В проекте Генерального плана г.Москвы такое количество храмов в нашем районе не предусмотрено.
Мы хотим, чтобы в нашем районе были построено как минимум еще один храм, расположенный во дворе дома № 36 (между корпусами 1,2, 3 и 5) по ул. Новаторов. На этом месте находилось здание, которое по свидетельству старожилов района было православным храмом Преображения Господня, построенным во время Первой мировой войны и закрытом для богослужения в конце 20х годов. Несмотря на более чем 5 тысяч подписей православных жителей нашего района, требующих вернуть здание Русской Православной Церкви для совершения в нем богослужений, это здание было снесено в феврале 2009 года. Более того, даже памятные кресты, регулярно устанавливаемые на месте бывшего храма, крадутся неизвестными лицами. Мы считаем, что было бы справедливым построить православный храм шаговой доступности на месте снесенного. Место во дворе дома № 36 по улице Новаторов очень удобно для подъезда и подхода верующих, в том числе инвалидов, престарелых и многодетных семей. Оно расположено посредине многолюдного двора, образованного высотными зданиями. Во дворе расположен также центр социального обслуживания нашего района. Просим внести соответствующие поправки в Генеральный план.
С уважением, (подпись, дата)
Район у нас, судя по всему, все-таки тихий. Кроме нашей небольшой группы активистов, борющихся за храм на улице Новаторов, не было никаких других представителей православной общественности. Не было и никого из «Яблока» и созданного «Яблоком» Штаба общественного контроля (ШОК). Зато не было и никаких ужасов, о которых сообщали из других районов. В зал пускали всех желающих, и, боле того, должен высказать благодарность сотрудникам Обручевской Управы за то, что они, хорошо зная, что прописан я на Пречистенке, а на Новаторов проживаю фактически, тем не менее, зарегистрировали меня как участника Слушаний и предоставили мне слово.
Народу было в зале немного, всего несколько десятков. В президиуме сидело пять человек – нынешний Глава Обручевской Управы Олег Александрович Волков, его предшественница на этом посту, а ныне вице-префект ЮЗАО Инна Федоровна Абашина, один из депутатов муниципального собрания и два представителя Москомархитектуры. Глава муниципального образования предпочел сесть в первом ряду зала, а зав. отделом строительства Управы и вовсе примостился на приставном стульчике в конце зала ближе к выходу.
Во время моего выступления Инна Федоровна с искренним сочувствием поглядывала на Олега Александровича. Она еще не забыла историю нашего противостояния в 2001-2002 году, когда я успел сильно попортить нервы Управе. Тогда, при сносе пятиэтажек, поскольку наша пятиэтажка была очень длинной, и после ее сноса должно было высвободиться очень большое количество земли для застройки, жадные инвесторы, при полной поддержке Управы, пытались по-быстрому выселить всех из района ближе к окружной, наплевав на широковещательные обещания Лужкова по поводу волнового переселения. Уж как они нам угрожали! Сколько врали. Но, ничего. Живем, как видите, на Новаторов. Так что Инна Федоровна, судя по всему, хорошо понимала, в каком сложном положении находится Олег Александрович.
В ходе ответов президиума на мое выступление выявилось немало интересного. Во-первых, Игорь Владимирович Егоров из Москомархитектуры сообщил нам, что в нашем микрорайоне согласно Генплану условно разрешено строительство «объектов культурно-воспитательного назначения». То есть, в том числе, и «храмовых комплексов». Во-вторых, Олег Александрович сообщил нам совсем уж интересную новость. Оказывается, в их соглашении с о.Романом Марковым о выделении землеотвода в промзоне Обручевского района под строительство храмового комплекса в ответ на отказ православной общины от спорного здания во дворе дома 36, был предусмотрен еще один землеотвод.
А именно. Землеотвод под строительство православной часовни в память о снесенном через три года храме Преображения Господня. То есть, я имею в виду, что землеотвод под часовню памяти снесенного храма выделялся за три года до того, как храм был реально снесен.
Но землеотвод этот почему-то планируется не на месте снесенного храма, а через несколько дворов – «рядом с домом 34 корпус 7 по улице Новаторов, в прогулочной зоне». Поясню, что имеется в виду. Кроме нашего любимого всеми жителями района Воронцовского парка у нас на улице Новаторов имеется еще одна зеленая зона между домами. По сути, это небольшой бульвар. Он возник за счет того, что при строительстве пятиэтажек на рубеже 50 – 60х годов строители сохранили незастроенным довольно большое пространство между домами, на котором остался в целости и сохранности старый колхозный сад. К этому саду добавились деревья, которые посадили тогда еще молодые первые поселенцы наших пятиэтажек – сотрудники институтов Академии наук. За 50 лет эти деревья сильно разрослись и между домами вырос большой и уютный бульвар с аллейками, скамеечками и детскими площадками. Это одно из любимых мест отдыха жителей нашего района, стремительно застраивающегося высотными домами.
И я совершенно не понимаю, зачем откровенно стравливать православных верующих с остальными жителями района, строя часовню на месте, которое придется отвоевывать на месте нашего любимого бульварчика, когда есть место во дворе дома № 36, там, где стоял снесенный храм, против сноса которого в свое время было собрано более 5 тысяч подписей жителей района, и за восстановление которого на историческом месте выступает большинство жителей нашего двора.
Тем более, что идея памятного храма-часовни на месте снесенного спорного здания принадлежит нашему благочинному протоиерею Анатолию Коже, и даже наш префект Алексей Валентинович Челышев, насколько я понял не высказал принципиальных возражений, когда о.Анатолий сообщил ему об этом предложении.
Другое дело, что надо дождаться решения Святейшим Патриархом вопроса об общине. Потому что без действующей православной общины или ответвления действующей православной общины мы не можем ни вести переговоры с властями, ни собирать благотворительные пожертвования на восстановление храма. А если вопрос об общине будет решен положительно, и, после этого, если районные и окружные власти не будут возражать, то Клуб православных меценатов готов возвести храм-часовню в нашем дворе практически за неделю.
Так, собственно, и рекомендовал нам действовать нынешний духовник Святейшего Патриарха Кирилла схиигумен Илий (Ноздрин). Он так нам и сказал при встрече в патриаршьем подворье в Переделкино: «Я уверен, что снесенное здание было в прошлом храмом, и его необходимо восстановить. Другое дело, что благословлять я вас могу только в духовных вопросах. А в вопросах административных вы должны действовать в установленном порядке. Вам нужно обратить к Святейшему Патриарху с прошением о благословлении православной общины, а после регистрации православной общины, община должна обратиться к местным властям о выделении землеотвода».
Так мы, следуя советам старца, и поступили. А непонятное решение о выделении землеотвода под часовню не на месте снесенного здания, а на участке, который необходимо будет отрезать от нашего любимого бульварчика, я могу объяснить только одним. Судя по всему, упорно ходящие по нашему двору слухи о том, что один из наших соседей по двору является чрезвычайно влиятельным лицом, причем нехристианского вероисповедания, и что это лицо чрезвычайно негативно относится к идее строительства православного храма у него во дворе, могут оказаться верными.
Так или иначе, но в частной беседе с Олегом Александровичем, которую мы имели после слушаний, он уверял меня, что вопросы о землеотводах на сегодняшний день не входят в компетенцию районной Управы. Более того, он, сколько я понял, не вполне уверен, что эти вопросы компетентна решать земельная комиссия при префектуре. Вполне возможно, что эти вопросы можно решить только в Москомземе.
Ну, да ладно. Будем решать эти вопросы по инстанциям. Сначала напишем в Управу, в случае отказа обратимся в префектуру ЮЗАО, а там и в Москомзем.
Когда я задал во время слушаний вопрос о таинственном аукционе, лицо Олега Александровича, несмотря на всю его профессиональную невозмутимость, явно и сильно изменилось. Но, отдадим должное его выдержке, он нам ответил. И ответил, надо сказать, очень вежливо. Он сказал, что вообще этот вопрос в повестку слушаний не входит, но он все же ответит. По его словам, на аукционе решались исключительно вопросы благоустройства двора. Очень хочется ему верить. Хотя непонятно, почему вопросы благоустройства двора решаются на аукционе, а не на рабочем совещании в Управе?
Заведующий отделом строительства Управы в частной беседе в ответ на тот же вопрос сказал, что мы можем не волноваться. Никакого гаража не предусматривается, и вообще не предусматривается никакого коммерческого использования территории . Как я уже говорил, очень хочется верить. Если на месте бывшего храма посеют травку, поставят пару скамеечек и детскую песочницу, мы, естественно, возражать не будем. В крайнем случае, при восстановлении храма чуть-чуть сдвинем скамеечку и песочницу.
Однако, некоммерческих использований территории можно придумать довольно много. Можно, например, заасфальтировать площадку и устроить на ней бесплатную автостоянку. Или поставить с рядом уже существующей спортивной площадкой-коробкой еще одну. Лишь бы храма не было. И, самое главное, я не могу понять, при чем же тут аукцион? Если использование некоммерческое, а чистое благоустройство двора.
АК пока, в оставшуюся неделю после слушаний будем посылать письменные предложения по Генплану. О строительстве храма шаговой доступности во дворе дома № 36. С большим количеством подписей. По почте. Чтобы не могли отвертеться.