Мне кажется, что перезагрузка в отношениях России и США, о которой говорилось на встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран Лаврова и Клинтон, действительно, состоится. Весь вопрос в том, сможем ли мы внутри этой перезагрузки сохранить собственные национальные интересы. Но то, что она будет, это очевидно - ясно, что продолжать серьезную конфронтацию ни у кого нет ни желания, ни сил, и смысла в этом тоже нет.
Если Россия будет активной, настойчивой, она сможет сделать главное – преодолеть то сопротивление, которое существует в самой Америке со стороны желающих бесконечного распространения НАТО на Восток. Это должно быть основной задачей – не разоруженческие инициативы, не даже такой существенный момент, как перезаключение договора о сокращении наступательных вооружений, а кардинальное решение проблемы европейской безопасности, то есть проблемы военных блоков и проблемы взаимоотношений между ними и Россией.
Конфигурация безопасности должна приобрести жесткие границы, и желательно, чтобы основные вооруженные силы, которые существуют в западной части Европы, а именно Россия и НАТО, не соприкасались непосредственно. Нужна некая разделительная территория между этими вооруженными блоками, в том числе, для того, чтобы избежать широкомасштабного конфликта.
Если бы Россия четко поставила перед собой такую задачу, можно было пойти на определенные уступки – в первую очередь, по Афганистану, в меньшей степени по Ирану. Но это должно быть именно заключение широкомасштабного договора по европейской безопасности – об этом говорит Медведев, и это составляет его важнейшую инициативу.
Плюс к этому существуют какие-то вопросы экономического характера, но они не могут носить приоритетного характера, поскольку для России они не являются такой важной составляющей, как безопасность в Европе и в Азии.
Что касается остальных вопросов, то тут вряд ли возможен серьезный прогресс. Россия не признает Косово – я не вижу, зачем это могло бы быть нужно. И, конечно, Соединенные Штаты не признают Южную Осетию и Абхазию. Здесь возможностей для компромисса не существует.
Однако даже сам отход от взаимно агрессивной риторики, который де-факто состоялся, и некое желание строить отношения заново, в том числе и договариваясь, это позитивный знак. Россия в состоянии понять озабоченность Соединенных Штатов, касающуюся ядерного оружия и поддержки нормальных режимов в Ираке и Афганистане.
Россия должна, конечно, объявить о том, что новая администрация США не несет ответственности за преступления старой администрации. Конечно, это определенное лукавство – мы понимаем, что Хиллари Клинтон несет непосредственную ответственность за войну в Ираке, но на дипломатическом языке можно сказать, что мы закрываем на это глаза, и оказать определенную помощь США в Ираке на дипломатическом уровне. Но мы должны быть гарантированы от дальнейшего продвижения НАТО к нашим рубежам, поскольку если это произойдет, опасность войны будет очень значительной.
Кроме того, необходимо договариваться, что делать в случае возможного государственного коллапса в таких странах, как Украина. Каким образом избежать положения, когда какая-то сторона – Америка, Европа или Россия - вынуждена действовать здесь на свой страх и риск, провоцируя другие стороны на ответные шаги. Как обеспечить безопасность трубопроводов, идущих в Европу, как обеспечить энергетическую безопасность Европы, и так далее – очень важно договориться о совместных действиях в такой ситуации. Очень важно, чтобы этот пункт был включен российской стороной в повестку дня, чтобы, несмотря ни на какие имеющиеся у Америки обязательства по отношению к «новым демократическим государствам», американцы понимали, что без согласований с Россией эти вопросы решить нельзя.