О результатах выборов 1 марта, прошедших в ряде регионов России сказано уже немало. Пожалуй, все наблюдатели (за исключением тех, кто сидит на зарплате в околокремлевских структурах) сошлись на том, что эти выборы стали поражением «Единой России». Будучи в целом согласным с этой оценкой, мне тем не менее, хотелось бы обратить внимание на другой, с моей точки зрения — самый важный итог этих выборов.
А заключается он в следующем: на выборах, в первую очередь — муниципальных, начинают побеждать независимые кандидаты, не представляющие какую-либо общефедеральную политическую силу. При этом в их личной политической биографии в прошлом может быть членство где угодно — хоть Яблоке хоть в КПРФ и даже в «Единой России».
Примеры? Пожалуйста. Выборы мэров Смоленска и Мурманска, победивший на выборах мэра подмосковного Жуковского И.Новиков (которому еще предстоит доказать свою победу в юридических тяжбах), солидный процент блока «Декабрь» на выборах в горсовет Тольятти, неплохой результат еще вчера «нулевого» кандидата Чириковой на выборах мэра Химок. Наконец, второй после «Единой России» результат на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге — именно у независимых.
Дело в том, что недоверие к оппозиции у избирателей ничуть не меньше недоверия к власти. И очень наивны расчеты наших оппозиционеров получить какие-то проценты от осыпающегося рейтинга ЕР. Если куда эти проценты и будут сыпаться — так это в корзинку независимых, третьей силы. Если же этой третей силы в избирательных бюллетенях нет, то граждане в массе своей просто не приходят на выборы. В итоге — ужасающе низкая явка с высоким результатом «Единой России», полученным за счет административной мобилизации «медведями» своего электората.
С какими лозунгами идут завоевать симпатии избирателей независимые кандидаты? Большинство их касается сугубо местных проблем. Как очень точно охарактеризовал суть программы независимых кандидатов на этих выборах, политолог Александр Кынев — «Мы не партия, мы здесь живем». Учитывая падающую популярность «единороссов» и травоядный конформизм российской оппозиции «допущенной к урнам», можно смело предположить, что популярность независимых кандидатов будет расти.