До недавнего времени в России существовала политическая партия «Яблоко». Причем партия респектабельная, во многом интересная. Трижды получавшая представительство в Государственной Думе.
Потом она как-то перестала понимать ожидания своих избирателей. Рейтинг ее стал падать, имидж потускнел, партия начала умирать, заодно утраивать внутрипартийные репрессии против в тех, кто пытался ее как-то оживать.
Жива она сегодня как политическая партия или и нет – сказать сложно. «В-себе» - то есть как некая группа лиц, собирающихся на свои собрания и живущая по своим правилам – жива. «Для-себя» - то есть как субъект политической жизни, в чем то участвующий, на что-то влияющий и обладающий реальной политической ролью – похоже, что умерла. Что вообще-то плохо, потому что живых реальных партий гражданского общества и с ней было мало.Во всяком, случае, на двух подряд парламентских выборах она в Государственную Думу не попала – что, по нормам некоторых стран с развитой демократией, является основанием для роспуска партии и лишения ее регистрации.На последних выборах в региональные парламенты она была не замечена.
Зато, за неимением возможностей вести электоральную кампанию, эта структура, похоже, попыталась привлечь к себе внимание общества – и призвала к официальному осуждению «большевизма и сталинизма» - с чуть ли не установлением уголовной ответственности за публичное оправдание последних.Вообще, вряд ли стоило ждать, чтобы «Яблоко» скажем, призвало перенести тело Сталина обратно в Мавзолей, объявить большевиков святыми и ввести в обязательном порядке в школах изучение «Краткого курса истории ВКП(б)». Ну, другое у него политическое амплуа, другие идеологические установки и взгляды на историю. На которые, оно, в общем-то, имеет право. Но не разделять некую ценность и оспаривать ее, и призывать к ее публичному осуждению и преследованию за ее исповедование – это разные вещи.
Просто встает вопрос: а в чем смысл инициативы? Что это значит?
То, что «Яблоко» в условиях своей клинической политической смерти хотело как-то напомнить о себе, привлечь внимание, и, если не удалось попасть на выборы – то хоть как-то заставить говорить про себя хоть по какому-либо поводу – это понятно. «Яблоко» призвало к осуждению большевизма. Если оно хотело доказать, что не является революционной и большевистской организацией – то это было излишне. Вот когда Зюганов призовет к тому же – это общество заинтересует. Большевизм – это не некие отдельные хорошие или плохие деятели партии большевиков. Большевизм – это огромное политическое течение, поддержанное миллионами людей на протяжении многих лет. С ним можно соглашаться или не соглашаться – вопрос не в этом. Большевизм – это, в частности, определенная сторона в Гражданской войне.
Призывая осудить большевиков, «Яблоко» среди прочего призывает осудить данную сторону. То есть «красных» и Советскую Власть. Опять таки, его дело, как к ним относится.Но если оно осуждает «красных» с кем оно себя соотносит? С кем себя идентифицирует в параметрах того разделения, которое существовало в 1917-22 гг.? С «белыми»? С Красновым, Колчаком, Деникиным, Корниловым, Семеновым? Хочет – имеет право. Есть политические силы, правда, предельно маргинальные (но и «Яблоко» - не партийный гигант) которые так и говорят. Правда, эти силы само «Яблоко, обычно предельно ненавидят.Но пусть «Яблоко» тогда скажет честно: «Мы – партия Деникина и Колчака, партия их последователей и наследников».
Не говорит. Догадываются, какова была бы судьба ее активистов, окажись они реально действующими под властью что одного, что другого.Правда, возможно и иное. Судя по некоторым фактам, лидеры «Яблока» глубоко переживают о судьбе несостоявшегося Учредительного собрания. Остатки которого как раз и были перебиты адмиралом Колчаком.
Тогда есть некая ясность. «Третья сила». Против красных и против белых. С красным знаменем и с белыми офицерами во главе. Были такие. В большинстве своем принадлежали к партии эсеров. Значит ли это, что «Яблоко» - это эсеры? То есть – певцы тактики индивидуального террора, «черного передела» и «русской самобытности»?
Вот что интересно. Если спросить лидеров «Яблока»: «Вы за учредительное собрание?», - Скорее всего, ответят, что да. А если спросить: «Вы за эсеров и индивидуальный террор?», - скорее, ответят: «нет».Из чего следует, что представители данной партии скорее всего просто были слабо обучены в школе по истории.
И все-таки, если большевики осуждены, за кого те, кто зовет их осудить? Белые и эсеры отпали. Может быть, «Яблоко» - партия анархистов махновцев? Пусть признаются. Есть еще вариант – по цвету своего тотема: «зеленые». Все совпадает. Тогда пусть таки прямо и скажут – что были бы в годы Гражданской войны обыкновенными бандитами.
Правда, они могут не согласиться, и заявить, что на самом деле их место в те времена – в партии кадетов. Тогда, среди прочего, пусть признаются, во-первых, что их идеал – конституционная монархия – и скорее шлют призывы кому-либо из постромановых занять русский престол. А во-вторых – что были бы в 1917 году за войну «до победного конца». А сегодня – в случае своей победы на выборах пообещают немедленно объявить войну Турции и как минимум потребовать у нее вернуть России Константинополь.Если нет, тогда с какой стати не обладая элементарной исторической грамотностью, они претендуют на то, чтобы судить ту или иную сторону в Гражданской войне? С одной стороны не зная и не понимая, что эта сторона тогда собой представляла, а с другой – будучи не способны сами сказать, с какой из этих сторон они готовы были бы отождествить себя?
Конечно. они могли бы заявить, что осуждают Гражданскую войну как таковую – и не примкнули бы в те годы ни к одной из сторон.
Но, во-первых, не говоря об определенной безнравственности этой позиции, - ведь они же этого не говорят. Они одну сторону осуждают, призывают официально осудить – и другую нет, значит – призывают осудить «красных» и оправдать «белых». Пусть так и скажет: «Мы – колчаковцы». Так ведь не скажут.
Во-вторых, если осуждаешь одну Гражданскую войну как явление – не зови к другой, пусть даже и холодной – в холодной всегда есть потенциал «горячей».
А когда они зовут публично осудить «большевизм и сталинизм»– они зовут к продолжению и возобновлению той самой Гражданской войны. Причем они зовут в этом отношении к войне, которую хотят вести против большинства современного российского общества.Потому что цифры известны – положительное отношение к Октябрьской революции и Ленину характерно примерно для 60 % граждан, к Сталину – для 40-50% при отрицательном – ок. 30 % (среди последних есть еще и поклонники большевиков), в случае построения тех событий сегодня большевиков по данным последних лет, так или иначе поддержали бы 30-40 % населения, вели борьбу с ними – ок. 7 %. Остальные предпочли бы переждать.
Лидеры «Яблока» предлагают, официально осудить две трети населения России от имени 7 % ее населения? Но даже эти 7 % - не ее сторонники. У самого «Яблока» сегодня, как известно, после последних ее нелепостей – менее 1 % поддержки.
Предположим даже, что все наоборот. Предположим, что за основу мы возьмем данные других опросов. Так, «Эхо Москвы» провело в последние дни два опроса. Один на тему: «Кто для Вас Сталин? Великий исторический деятель или кровавый палач?» (как будто, кстати, одно исключает другое). Другой: «Сталинская система для России хорошая или плохая?».
В обоих случаях за «просталинскую позицию» высказалось до четверти опрошенных, за «антисталинскую» - до трех четвертей.
Понятно, что отношение в обществе – близко к противоположному. Понятно, что такой результат в данной голосовании определен адресной аудиторией вещания «Эхо Москвы». Но вот допустим, что даже во всем обществе было бы четверть тех, кто за большевиков и Сталина, а три четверти – против. «Яблоко» было бы готово на осуждение, вплоть до уголовного преследования четверти населения страны? Это, кстати, во много раз больше, чем осудил сам Сталин… Далеко товарищу Сталину до граждан из партии «Яблоко». Чувствуется у последних «зеленая хватка».На деле же – сторонников «большевиков и Сталина» в обществе как раз большинство. В известной трактовке «большевики» это как раз те, за кем большинство.
Если «Яблоко» берется их всех подавить и осудить, пусть бросит вызов. Например, в ясный воскресный день выходит на одной из площадей московская организация «Яблоко» и МГО КП РФ с другими кранными организациями. Можно даже, в качества форы – только московский АКМ. И стенка на стенку. Божий суд.
Что-то подсказывает, что «Яблоко» на такое не решится.
А значит, само оно понимает, что никого осудить не в силах. То есть хочет, чтобы осудил кто-то другой. Ведь и говорит: официально осудить. То есть осудить должна российская власть. Которую, кстати, как будто не любит «Яблоко», и которая тоже не слишком жалует последнее. То есть, есть либерально-демократическое оппозиционное «Яблоко» и есть авторитарная российская власть.
И эти либералы говорят этим авторитаристам: «Не делом занимаетесь. Не тех сажаете. Сажать надо других. Если с нами будете полюбезнее, мыв укажем, кого: большевиков и сталинистов».То есть, что это значит? Это значит, что лидеры «Яблока», стремясь заслужить общественное внимание о благоволение власти, взяли, и написали донос на другую оппозиционную силу. В надежде приобрести благоволение власти – поскольку знает, что там есть разные группы, разные течения и разные взгляды по этому вопросу.
Еще раз. Руководители «Партии «Яблоко»», призвавшие к официальному осуждению «большевизма» написали не «исполненное нравственного негодования» обращение душевно раненных борцов за справедливость к гражданам страны. Они написали примитивный политический донос в тайную полицию авторитарного режима. Призыв к борьбе с «врагами народа».
Они не предложили дискуссию на некую спорную тему – в частности потому, что вели ее уже более полутора десятилетий. Также потому, что давно ее проиграли в глазах общества. А, проиграв – позвали на помощь власть, призвав уже ее осудить своих оппонентов. Донос – первое и главное, что напоминает их призыв.
Но если что-либо он напоминает и еще – то хрестоматийную сцену из «1984» Оруэлла, когда главный герой, в ужасе перед пыткой кричит: «не меня! Не меня – ее, ее!» - всю вину за совершенное ими якобы преступление возлагая на свою возлюбленную. Много лет говорившая о своей нравственной, либеральной и демократической позиции, партия «Яблоко» с одной стороны оказалась группой людей, в нынешнем своем виде тяготеющих к откровенному политическому стукачеству.
А с другой – показала, что в своей иррациональной неприязни к коммунистам и их прошлому готова звать на помощь любые силы – от Колчака до Семенова, от Пиночета до Гитлера, от гестапо до охранки – для того чтобы они помогли ей утолить ее зоологическую ненависть к политическим оппонентам.
Где уж здесь Вольтеру с его: «Мне ненавистны Ваши взгляды, но я готов отдать жизнь за то, чтобы Вы имели право их исповедовать».
Мы-то думали, что это немногочисленные, но искренние в своей позиции, честные и наивные либералы, а оказалось что перед нами всего лишь группа политических доносчиков, давно ангажированныхконтрразведкой Верховного правителя.