Святейший Патриарх Кирилл сделал первые публичные заявления. Его выступление в Кремле на приеме в честь избрания, на котором он говорил о Симфонии государства и Церкви, слышали все. А вот на речь, произнесенную в Храме Христа Спасителя, после интронизации, обратили гораздо меньше внимания. И, как мне кажется, зря. Ведь в этой речи содержится достаточно развернутая программа нового патриаршества, выраженная, как это свойственно стилю Святейшего, в форме месседжей.
Попробую привести здесь в порядке следования наиболее важные цитаты и прокомментировать их.
«Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.»
Итак, мы слышим заявление от Патриарха всей Церкви, стоящего выше всех партий и направлений, собирающего на общее служение самых разных людей, использующего на общее благо их таланты и профессиональные умения.
«Патриарх - хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского - дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха - не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола "надлежит быть" (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь", - эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.»
Эта цитата говорит, на мой взгляд, о том, что в сфере догмата, канона и обряда будет соблюдаться твердый консерватизм, но все церковные партии получат право голоса, которым они смогут пользоваться при условии не перехода определенных границ.
«Патриарх - защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве "исторической Руси". Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.»
Эта цитата говорит о том, что Святейший Кирилл воспринимает себя Патриархом «Большой России», именно об этом говорит употребленный им термин «пространство исторической Руси», и что нам, следовательно, стоит ожидать весьма активной церковной политики на украинском и белорусском направлениях. Да и много чего еще, неожиданного и желанного слышится в словах «пространство исторической Руси» и «единая православная цивилизация Святой Руси»
«Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научиться сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.
Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое сам Бог передает людям через свое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем "человеческим фактором".
Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.
Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах. В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа».
Здесь, по-моему, - центральная мысль интронизационной речи. Консерватизм в главном, не отменяет, а, наоборот, предполагает, модернизм в сфере внешней речи Церкви, в основу миссионерской деятельности в самом широком смысле кладется поиск современных форм выражения. И это означает присутствие Церкви в сферах внешней жизни – науке, искусстве, образовании, здравоохранении, социальной и политической деятельности.
«Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первоиерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквями-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.»
Эта мысль очень интересна. Международные и межцерковные формы общеправославной политики могут оказаться очень неожиданными и, я бы сказал, неожиданно сильными
«Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям - как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество - все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры».
Итак, нас ожидает православная молодежная политика. Какие формы примут современные российские ИМКА и ИВКА судить, конечно, рано, но совершенно очевидно, что все это никак не ограничится работой нынешних молодежных отделов и сотрудничеством с Православным Корпусом движения «Наши».
«Наш христианский долг - заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.»
Эта, вынесенный в конец, нарочито короткий абзац, является, на мой взгляд, самым многообещающим. Именно в нем конкретизируется мысль о современных формах проповеди и миссионерской работы. По-моему, здесь речь идет отнюдь не только о формах благотворительности. И уж точно становится ясным, что все никак не ограничится «строительством храмов и монастырей!
И если голос Церкви действительно станет «в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости», то наша страна и наш народ с Божией помощью, смогут наконец преодолеет последствия продолжающейся уже почти двадцать лет национальной катастрофы. Дай то Бог!