Поместный Собор сказал своё слово — 16-м Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл.
Несмотря на старания ряда СМИ изобразить картину «предрешённости» такого исхода голосования, до последнего момента не было до конца ясно, кто именно займёт патриарший Престол в Москве. На Архиерейском соборе, прошедшем двумя днями ранее, митрополит Кирилл вопреки ожиданиям не получил большинства (т.е. более 50%) голосов. Высказывались и предположения касательно фигуры митрополита Филарета (в итоге взявшего самоотвод), обсуждалась возможность выдвижения ещё одного кандидата непосредственно Собором (в качестве такого вероятного кандидата называли митрополита Владимира).
Но теперь Собор сказал своё слово. И долг каждого православного христианина - признать это решение, а не пускаться в рассуждения на тему «какой патриарх лучше», «какой патриарх нужен» или «справедлива ли система выборов».
Свой путь Патриарх Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев) начинал в Северной столице, где окончил Ленинградскую Духовную Академию и уже в 1970 г. стал личным секретарем митрополита Никодима. К этому же времени относится его знакомство с будущим Патриархом Алексием II.
В 1976 г. он хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
В дальнейшем - уже как заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы - он много ездил за рубеж, представлял Русскую Православную церковь на ряде международных конференций и конгрессов, сопровождал Патрирха Пимена в официальных визитах. Сегодня это даёт повод противникам Кирилла обвинять его в экуменизме и «соглашениях с католиками», а некоторые и вовсе договариваются до «готовящейся встречи с папой Римским в Москве». Между тем, владыка не раз заявлял о необходимости соблюдения чистоты Русской Православной церкви, о том, что для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является только Православная Церковь.
Жёсткую позицию он занял и в конфликте на Западной Украине, связанном с распространением греко-католичества. В то же время он всегда выступает за диалог с католиками и другими инославными церквами.
Чрезвычайно важен в сегодняшних условиях богатый управленческий опыт нареченного Патриарха Кирилла. В 1984 г. он стал архиепископом Смоленским и Вяземским, а в 1989 г. пришёл в высшие сферы управления Церкви: сначала его титул был изменён на «архиепископ Смоленский и Калиниградский», затем он был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности. В 1991 г. архиепископ Кирилл возведён в сан митрополита.
Уделял он внимание и благотворительности: с 1990 года владыка Кирилл является председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, а также членом Синодальной библейской комиссии.
Владыка Кирилл не будет «чистым листом» не только для верующих, но и для общества в целом, его основные позиции хорошо известны, велика и его просветительская роль.
Одним из важнейших качеств нареченного Патриарха Московского и всея Руси является его публичность, умение «подать» Православие светской публике и достойно представлять его на людях: митрополит Кирилл в течении многих лет был знаком телезрителям по своей программе «Слово пастыря» на Первом канале (к слову, имеющем самую большую аудиторию в России), отражал мнение Московской Патриархии в ряде ток-шоу, выступал в документальных фильмах и программах. Телетриумфом стало участие митрополита Кирилла в масштабном проекте «Имя Россия» и его представление святого благоверного князя Александра Невского, причём начинал владыка в качестве митрополита, а заканчивал уже будучи Местоблюстителем Патриаршего Престола.
Итогом проекта стала победа кандидатуры князя Александра Невского в голосовании, в чём немалая заслуга принадлежит именно митрополиту Кириллу. Одновременно с этим телезрители смогли лучше узнать самого владыку, познакомиться с его точкой зрения на многие пункты русской истории.
Огромное общественное значение митрополита Кирилла выражалось также в его участии в различных конференциях, конгрессах, съездах и других формах общественных слушаний. В этом аспекте наиболее весома его деятельность в рамках Всемирного Русского Народного Собора: в 1993 г. он стал его сопредседателем, а с 1995 г. — заместителем Главы. Во многих своих выступлениях на Соборе он подчёркивал непреходящее значение духовных ценностей, их значимость для православных христиан.
В начале этого года стали широко известны его слова о нынешнем мировом финансовом кризисе как «Суде Божьем», суде над «стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций».
В дни своего местоблюстительства Митрополит Кирилл оказался под двойным огнём «слева» и «справа»: либералы обвиняли его в «реакционности» и излишней строгости, предрекали ужесточение церковной политики в отношении иноверных и инославных, укрепление курса на «клерикализацию» российского общества. Консерваторы же, наоборот, считали его излишним либералом и его политику на посту главу ОВЦС находили слишком мягкой.
Однако многие из аналитиков не понимали и не понимают, что в отношении столь крупной церковной фигуры просто не могут быть использованы политические штампы. Церковь — не партия, не ЦК, чтобы иметь «генеральную линию», и не Государственная Дума, чтобы делить своих членов в соответствии с общественно-политическими взглядами — Вера Христова стоит выше них.
Что же касается мнимой «реакционности» владыки Кирилла, то стоит вспомнить его слова, сказанные в 2007 г. в выступлении на XI Всемирном Русском Народном Соборе: «Модернизация — это ещё и нравственный императив для нашего общества, потому что без модернизации будут продолжать попираться не просто человеческие законы, но Божии заповеди».
Новый патриарх одобряет достижения современной науки, высоко оценивает научно-технический прогресс, основанный на духовно-нравственных ценностях. Однако в отношении церковных преобразований митрополит всегда проявлял твёрдость: никаких реформ в канонах Русской Православной церкви не будет — в частности, он отвергал возможность перехода РПЦ с Юлианского на Григорианский календарь. Жёсток он и в отношении раскольников: так, он резко осудил мятежного епископа Диомида. Однако тех, кто, не уходя в раскол, высказывает критику или выступает с предложениями, новый Патриарх готов слушать. Ныне это крайне необходимо, если помнить, что его победа на Поместном соборе не была «разгромной» (169 голосов получил митрополит Климент — это немало, если учитывать что, например, Патриарха Алексия I в 1970 г. выбрали с гораздо большим преимуществом).
Выборами Патриарха Московского и всея Руси Поместный Собор не закончится. Более того, начнётся самая значительная его часть: избрав Предстоятеля, делегаты перейдут к обсуждению наиболее животрепещущих и требующих разрешения вопросов церковной жизни.
Учитывая, что Поместный собор, которому в соответствии с Уставом РПЦ принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения, не созывался с 1990 г., от дальнейших его заседаний можно ожидать серьёзных заявлений и постановлений.
В частности, необходимо рассмотреть вопрос об Украинской Православной церкви и её статусе. Ждёт разрешения и конфликт с Константинопольским Патриархатом касательно Православной церкви в Эстонии и её подчинения. Будут рассмотрены и вопросы внутрицерковного управления. И от того, как пройдёт обсуждение этих тем на Соборе под руководством уже избранного 16-го Патриарха, от того, как он проявит себя при принятии соответствующих решений, во многом зависит всё дальнейшее его патриаршество.
Не будем забывать и о том, что православные христиане, в отличие от католиков, не исповедуют догмата о «непогрешимости» своего главы — Патриарх такой же человек, как и все мы.
И не случайно нареченный Патриарх Кирилл в своём обращении к Поместному собору просил прощения за все свои слабости, просил молитв архиереев Русской Православной церкви.
Помолимся о нем и все мы, православные христиане.