Прежде всего, необходимо признать: в настоящий момент серьезной альтернативы названному кандидату нет. Что касается представителей старшего никодимовского поколения – Филарета (Вахромеева) и Владимира (Котлярова), то им, откровенно говоря, пора бы подумать о схиме, а не о патриаршем куколе. В общем, о душе подумать (что всегда актуально, особенно при наличии бурной экуменической молодости). Это вариант возможный, но в любом случае – переходный. Митрополит Климент, занимающий вполне перспективную для возможного претендента должность управделами МП, в качестве конкурента Кириллу выглядит, мягко сказать, странно. Откровенно говоря, иначе как некоторым недомыслием я не могу назвать «глубокие» рассуждения «экспертов», которые сравнивают Климента с покойным Патриархом Пименом. Мол, Климент – это современный Пимен (Извеков). Зачем же так оскорблять почившего Первоиерарха, бывшего, во всяком случае, не самым плохим архиереем РПЦ МП? Владыка Климент – это не современный Пимен, это, по своему интеллектуальному и духовному уровню, карикатура на Пимена. В первую очередь, потому, что покойный Патриарх Пимен если понимал, что он что-то не может, то за это не брался. Лоббирование Кремлем кандидатуры Климента было бы проявлением политического идиотизма, ярко иллюстрирующим крах системы. Так что этот вариант также, сам по себе, мало реален.
В силу этих причин, выбор относительно того, будет Кирилл (Гундяев) Патриархом или нет, принимать будет он сам, а не какой-либо другой человек. И, казалось бы, глупо было б предположить, что он вдруг скажет «нет». Ведь, если не лукавить, то надо прямо признать: около двадцати лет митрополит Кирилл делает все для того, чтобы заполучить Патриаршество. Под его началом ОВЦС превратился в гигантское «суперминистерство», которое контролирует не только зарубежные приходы и контакты со всякими разными конфессиями, но и практически все вопросы взаимоотношений с государством и внешним социумом. Выход в зарубежье дает возможность (схему потихоньку начал обкатывать еще Никодим, но во всей полноте ее реализовал именно Кирилл) даже для некоторого политического маневра – за счет того, что общественное мнение за границей играет для сложившегося в РФ режима куда большую роль, чем думы «своих» граждан. Значение ОВЦС совершенно справедливо сравнивают со значением Патриаршей Канцелярии – с той лишь разницей, что политическая и экономическая база ОВЦС, пожалуй, явно выигрывает.
Однако здесь митрополит Кирилл, похоже, обыграл сам себя. И дальнейшая ситуация может развиваться по схеме: «…и примешь ты смерть от коня своего». Сегодня ОВЦС является мощнейшим центром, который стянул в себя все основные политические, экономические и интеллектуальные ресурсы МП. Кто этим центром заведует, тот на деле все или почти все и решает. А, став Патриархом, Кирилл ОВЦС вынужден будет оставить. И не просто оставить, а передать кому-то другому. И этот «кто-то» и будет играть ту роль, которую раньше играл сам Кирилл. Он же, получивший патриарший куколь, тихо ненавидимый многими клириками и мирянами, отрезанный от своего главного источника сил, превратится в фигуру важную, но полностью управляемую и неопасную. И произойдет это, напомню, в ситуации развертывания вышеописанных мрачных перспектив.
Первая мысль, которая возникает в этой ситуации: Кирилл, став Патриархом, раздробит ОВЦС на несколько структур, дабы избавить себя от возможной опасности. Но вот вопрос: а захочет ли сам ОВЦС дробиться? Не секрет, что большинству (если не всем) его нынешним сотрудникам очень даже нравится быть «суперминистерством». Не секрет также и то, что в ОВЦС далеко не все настроены прокирилловски. Кроме того, понятно, что кое-кому очень бы хотелось играть после ухода Кирилла в МП ту роль, которую до недавнего времени играл он.
Поэтому патриаршая интронизация Кирилла с высокой долей вероятности может обернуться его нейтрализацией через повышение. Метод, опробованный сами знаете кем и где. И, кстати, метод очень надежный.