Теперь, когда пресса полна самыми разнообразными инсинуациями по поводу только что завершившейся «пятидневной» российско-грузинской (а, в сущности — российско-американской) войны, есть большой соблазн впасть, как и многие, в так называемый анализ результатов конфликта.
На мой взгляд, делать это всерьёз пока рано.
Технически — да, Россия войну очевидно выиграла, но думать, что на этом всё заканчивается, не стоит. Всё только начинается. Впереди целая серия дипломатических игр, в которых «русский медведь» легко может запутаться. Это вообще в его традиции — даже столь успешные на общем фоне ходы, как «ялтинский раздел Европы» оказались, в итоге, с большими загогулинами, и это нам аукнулось впоследствии.
С другой стороны, приятно осознавать, что реальность всё же берёт своё, и даже в современном мире одним только «эффективным менеджментом» ничего не добьёшься. Хорошо вооружённый и обученный псих всё равно остаётся психом, и рассчитывать на его рациональное поведение было бы глупо.
С чем американцы и столкнулись в Грузии. Как можно понять, Саакашвили они сдали — именно за непредсказуемость. «Не надо нам буйных…»
Однако всё это — материал для будущего историка, а мне хотелось бы поговорить немного о другом.
Как обычно, информационная кампания, которой обставлялись военные действия, была поставлена из рук вон плохо. И если бы война затянулась на несколько недель, мы бы эту кампанию с треском проиграли.
В общем, всё свелось к следующему.
Получить какую-либо целостную картину хода военных действий из наших СМИ (включая Интернет-медиа) было невозможно. Выглядело всё как некий кривой компромисс между шапкозакидательством и паникёрством (т.е. либо «наши танки идут на Тбилиси», либо «Кокойты и 58-я армия полностью капитулировали»).
По счастью, на сей раз симпатии общества совпали с устремлениями руководства страны. 3/4 населения были полностью на стороне, как сказали бы в 90-е, «федералов» — небывалое достижение со времён, наверное первых лет «перестройки»; почти четверть соблюдала позитивный нейтралитет, и лишь небольшая группа скунсов известного образа мыслей продолжала вонять, хотя достаточно активно.
На Западе же Саакашвили на всё это время прямо-таки прописался в телевизоре, и, понятное дело, американо-европейское общественное мнение создано именно им и его советниками. Нам ещё предстоит всё это расхлёбывать…
Тем не менее, по окончании основной фазы войны на поверхность вдруг всплыла неожиданная идея — «русские напоказ не воюют!»
Причём всплыла сразу в нескольких местах, наиболее же характерным её выражением я считаю статью с тем же названием колумниста «Известий» А. Реута (13.08.08).
Суть настроений вот в чём — информационные кампании в связи с возможными конфликтами вообще готовить не надо.
Почему? Да ПОТОМУ. Потому что это докажет наше сугубое миролюбие. Мол, мы просто отражаем агрессию.
Тут вспоминается Лев Толстой с его знаменитым высказыванием про «дубину народной войны», которую русский человек хватает, когда его особо достали неприятели, и уж тогда «гвоздит» ею направо и налево, пока не перегвоздит всех проклятых басурман.
Оно, конечно, выглядит красиво, но уж очень безнадёжно.
Я прекрасно понимаю, почему такие настроения охватывают наших журналистов, в том числе далеко не худших.
Всё просто и объяснимо. Их самих выстраивать информационные кампании никто не приглашает и не пригласит, по известным причинам (бюджет маловат). То, что делают с информацией «силовики» собственными руками, напоминает ходячий ужас из смоленских болот, но уж тут ничего не попишешь — так оно в историю и вписывается.
В том-то и беда, что все разговоры о «модернизации» страны, создании «эффективной» власти и т.д. и т.п. так и останутся разговорами, пока мы не осознаем — суть пресловутой модернизации не в построении какого-то там «строя», вообще не в «получении конечного продукта», а в освоении самого подхода к деятельности.
Русские обычно проявляют неплохие способности к стратегическому мышлению и перспективному глобальному проектированию, а также умеют нестандартно решать проблемы. Это признают западные наблюдатели. Увы, мне часто вспоминается Манилов, который ведь тоже был прекрасный стратег и проектант. Мост с лавками — идея в самом деле красивая и неожиданная. Но когда представляешь, как стал бы её реализовывать Манилов, начинаешь понимать, что он завяз бы в частностях и мелочах. Как строить мост? Из чего? Откуда завозить материалы? Как привлечь купцов? Ну и так далее, и тому подобное….
Все эти проблемы русскому человеку решать скучно. Он ведь уже предложил решение, а остальное — это частности и гнусь.
Поэтому наши люди легко могут себе позволить высказывания вроде «давайте долбанём по городу Н», но представить, во что такие действия могут реально развернуться, почему-то не способны.
В этом наше отличие от Запада.
Тот же Лев Толстой любил издеваться над немецкой манерой проектировать: «ди ерсте колонне марширт» навсегда вошло в арсенал русских шуток по поводу «западных недоумков».
А однако ж в вопросе сопровождения современной войны и «ди ерсте», и «ди цвайте колонне» должны хорошо знать свои цели и пути.
И информационная кампания должна планироваться заранее — причём, желательно, сразу в нескольких вариантах. И все её участники должны знать, где им быть и что делать, если вдруг начнётся.
Причём планироваться должно всё, по максимуму, вплоть до закупок канцтоваров. Спонтанности и рыночным отношениям на войне места, увы, нет.
Нам, однако, продолжают предлагать метод дубины, которой отчаянно «гвоздят», а потом вновь лезут на печку.
Знаете, что это означает?
А вот что. Никакой такой «перестройки» и «реформ», несмотря на все жертвы, у нас так и не произошло. Уровень общего технологического мышления остаётся на уровне, в лучшем случае, конца XIX в. (а то как бы и не начала).
И опять получается, что выиграть серьёзную кампанию в России может только случайно дорвавшийся до рычагов управления «организационный гений» (впрочем, так было всегда).
Что, конечно, в нынешних условиях практически невозможно. «Организационного гения» быстро перекупит оператор мобильной связи или какая-нибудь сеть супермаркетов. Там он и закончит свою трудовую жизнь, так и не вырвавшись на более серьёзные пространства.
А страна и дальше будет «гвоздить» при случае.
И потом удивляться, как это вредные западные недоумки доказывают в судах, что и дубина была краденая, и медведь ненастоящий, с замашками на геноцид, да и вообще всей этой гвоздильной победе грош цена.
Зато мы честные, открытые и не хотим войны.
Это война периодически хочет нас.
И ничего тут не сделаешь, похоже. «Спи, богатырь, спи».