Золотые дожди и свинцовые грозы

Ну что ж. Как обычно, прогуляемся по просторам Кавказа. С востока на запад.

Восточный Кавказ. Дагестан. Как мы и ожидали, начали всплывать скверные подробности операции в Хасавюрте на прошлой неделе. Якобы заказал её Рамзан Кадыров против главы Кизлярского райна Дагестана Сайгида Муртузалиева.

Если это так, то плохи дела у теперешней дагестанской власти.

Возможно, Сайгидпаша и превысил в своем Северном Дагестане допустимую меру уподобления Рамзану Ахматовичу: фонд поддержки, инвестиции, ну и всё остальное. Но нельзя же было прям вот так подкапывать основную силовую опору действующей власти республики! Ведь её оппоненты в истэблишменте Дагестана вооружены куда лучше — несколькими командами киллеров, сидящими наготове, президент Алиев никак не располагает.

Не располагал ими и поддерживавший его Муртузалиев. Даже и до прошедшей операции.

Тут мудрость федерального Центра угадывается с трудом. То ли мы ещё не знаем, а в ближайшее время кто-то умрёт или уйдёт в отставку, то ли действительно как говорят некоторые аварцы «Центр продал всё лезгину».

В последнее поверить, кажется невозможно. Слишком уже было бы ново. Всё равно если главой Мурманской области стал бы азербайджанец. Азербайджанцев в области много, живут они там давно, да и при деньгах, но во главе их было бы ставить странно.

А тем временем прописавшийся в древнейшем городе Российской Федерации Дербенте известный московский предприниматель лезгинского происхождения Сулейман Керимов заплатил налог в два миллиарда пятьсот сорок три миллиона рублей. Кто не понял — это больше шести процентов бюджета Республики Дагестан. Республиканский бюджет получит где-то полтора миллиарда из этих денег.

Чечня. Чеченский избирком назначил выборы в республиканский парламент, состоятся они 12 октября.

Предыдущий парламент досрочно самораспустился, только и успев принять бюджет. Теперь выборы состоятся исключительно по партийным спискам. Некоторые старые депутаты, получив заслуженные награды, вынуждены будут уйти на заслуженный отдых. Предсказуемости у якобы совершенно непредсказуемого народа ещё добавится.

Всю неделю обсасывалось совещание у президента Чечни по поводу незаконно эксплуатируемых Минобороны России земель. Чуть ли не грозный президент выгоняет из республики военных.

На самом деле, если посмотреть на бумажно-официальную сторону дела это рядовое событие любой губернской жизни. Но местному президенту для поддержания образа Царя Зверей приходится приглашать на такие совещания заведомо не являющихся больших начальников и обсуждать результаты публично. Тем более, и армия в республике пользуется особой репутацией.

Вообще, Чечня радовала медийными событиями.

Приехавший в Грозный во главе парламентской делегации абхазский спикер, что называется «отжог». Произнёс он, что у чеченского и абхазского народов «судьбы очень схожи, поэтому мы понимаем, чего стоило чеченскому руководству и народу достигнуть сегодняшних результатов».

Опровержений (или заявлений о том, что имелся в виду позапрошлый век) не последовало. Так что, если сходство судеб продлится, то, похоже, Абхазию ждёт скорая реинтеграция в федеральное пространство.

В соседней с Чечнёй Ингушетии основной темой обсуждения (даже и в ознакомительном визите полпреда) была всех доставшая гражданская война.

Неформальный парламент — «Мяхк-кхел» (депутаты от всех, кроме двух, ингушских кланов) обратился к жителям республики с призывом прекратить братоубийственную войну. Террористы призыв прекратить братоубийство поняли по-своему — зашли на стекольный завод и убили двух гастарбайтеров.

Прокурор республики провёл совещание всех силовиков, где выяснилось, что ингушские милиционеры плохо готовы к самообороне: их погибло четырнадцать человек, только в этом году. Обещали принять меры. Кроме бронежилетов каждому, впрочем, ничего конкретного не обещали. И то непонятно когда.

В Северной Осетии, в качестве первого визита на подведомственную территорию побывал полпред Президента В.Устинов.

Почему все крупные начальники начинают свое знакомство с регионом (хотя Устинов то, казалось бы, давно и хорошо знаком) именно с Осетии, всегда было загадкой. Наверное, существует какой-то неофициальный порядок значимости регионов.

Кстати, о страшном. В республике бушует эпидемия свинской чумы. В пяти районах: Пригородном, Алагирском, Правобережном, Дигорском и Ирафском мрут свиньи. Особенно много в Пригородном (под уничтожение пойдут восемнадцать тысяч). Почему-то это никак не интерпретируют несогласные с принадлежностью этого района журналисты — видимо, ситуация с последовательным визитом полпреда в две республики в своей закулисной части настолько серьёзная, что до обсуждения таких тем не доходят руки.

Западный Кавказ. Из рук президента Кабардино-Балкарии Дима Билан получил знак народного артиста республики и подарочный кинжал. Произошло это на концерте в Нальчике.

Будем надеяться, что Арсен Баширович потом не заберёт знак и кинжал обратно, как это сделали Усть-Джегутинские депутаты в Карачаево-Черкессии, сначало назвавшие улицу в честь певца, а потом переголосовавшие обратно.

Президент Каноков провёл совещание, посвящённое борьбе с терроризмом. Случилось оно сразу же за обращением религиозных лидеров республики в котором говорилось, что терроризм и экстремизм — это плохо. Видимо, такое обращение президент счёл недостаточным, потому, что на совещании в основном обсуждалась боевая деятельность МВД.

Кабардинский ОМОН и ОМСН довольно-таки регулярно работают в горных сёлах. Делается это, правда, не в виде долгосрочных осад и перестрелок, а в форме мгновенных налётов на БТРах или вертолёте, что до недавнего времени выгодно отличало стиль работы республиканского МВД от принятого на Восточном Кавказе. Однако на совещании работа милиционеров была подвергнута разгромной критике, — и можно опасаться, что не дай Всевышний, начнуться осады.

Кавминводы радовали судебной жизнью.

Заседание кавказского арбитражного суда в Пятигорске в очередной раз подтвердило, что электросети столицы Дагестана действительно должны за электричество! Зимой город замерзал из-за того, что оптовый и розничный продавцы электроэнергии выясняли и обосновывали друг другу данный вопрос. Доходило до вооруженных захватов подстанций.

В суд передано дело террористов, которые взорвали «Икарус» на автовокзале Невинномысска в декабре прошлого года, тогда три человека погибли. Двое подозреваемых, названные в прессе по фамилиям (и, соответственно, по национальности) сидят в СИЗО, остальных (пока что «не имеющих национальности») ищут.

Почему-то в материалах дела следствие напирает, на то, что преступники хотели получить денежное вознаграждение. То ли это желание отяготить вину злодеев корыстностью, то ли снова возрождается идея (во всём мире себя не оправдавшая) о социальных корнях экстремизма. Хотя даже советская криминология (которой полагалось быть материалистической) пусть робко, но признавала, что корни преступности в преступной идеологии, а уже сильно потом в социальном неравенстве. Заметных попыток бороться с идеологией, или хотя бы идеологически обосновать своё право на борьбу ни со стороны гражданского общества, ни со стороны власти, покамест, к сожалению не просматривается.

Карачаево-Черкессия продолжала замирать в ожидании: остаётся буквально несколько дней до того момента, когда должно прозвучать имя нового (или нового-старого) главы республики.

Тем временем в кафе Карачаевска под вечер зашли некие «бородатые», застрелили трёх гаишников (двух русских и черкеса), забрали оружие и ушли.

Что это было? Попытка «Кавказского имарата» открыть новый фронт боевых действий, пользуясь дезориентацией республики в ожидании назначения? Или кто-то воспользовался ситуацией для сведения счётов.

Как это всегда бывает на современной кавказской гражданской войне, подробности откроются в самое ближайшее время.

Очень не хотелось бы, чтобы это был рецидив того состояния республики, которое нынешний полпред в Южном округе однажды снял ещё, будучи главой прокуратуры. Тогда террористы стояли в шаге от операции по захвату столицы Карачаево-Черкессии.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram