Медвежья эра. Картлийский кризис

Не успела «медвежья эра» ещё толком и начаться, как на самом её старте опять набухла старая проблема — невероятные до эксцентричности отношения с Грузией.

Постсоветская Россия с самого начала нынешнего десятилетия ведёт с ней не то холодную войну, не то странную шахматную партию.

Причём выглядит это со стороны настолько конспирологически, что возникает здравая, хоть и наглая мысль — надо жить долго-долго, дожить до открытия секретных архивов, прорваться туда и понять наконец, «что же это было, Ватсон?».

Пока что ничего особо внятного сказать нельзя.

Самый распространённый в СМИ результат политологического анализа сводится к тому, что американцы хотят наложить лапы на каспийскую нефть и прочие ресурсы, тянут нефтепроводы, а для этого им нужен абсолютный союзник в лице, скажем, грузинского народа. А также армянского и азербайджанского. А также других народов Закавказья, которые за небольшую плату будут охранять трубу. Прямо вот так, в стиле «этно», в черкесках и с кинжалами.

Оспаривать этот подход глупо, потому что так всё оно, в общем-то, и есть.

Другое дело, что не всё в этом мире сводится к нефти и её производным, и сие обстоятельство тоже надо учитывать.

С точки зрения обывателя, на грузинском фронте разворачивается нечто. Картина уже очень близка к истории 1992 г., времён «Героического Похода Богатырей Картли На Сухум», в результате которого великого полководца Шеварднадзе по просьбе другого великого полководца, ныне покойника, Ельцина, пришлось в срочном порядке вывозить из окружения и спасать от разозлённых абхазцев. Если мне память не изменяет, это чудное спасение было осуществлено с помощью российского катера (впрочем, за давностью лет я мог что-то и напутать).

Вот тогда-то у простых, непросвещённых наблюдателей и возник вышеупомянутый вопрос Шерлока Холмса.

В самом деле, всё это напоминало не то гигантский театр, не то мощную ролевую игру, в которой погибали реальные простые люди — ради того, чтобы элиты что-то там для кого-то «изобразили», причём с не очень понятной целью…

Потом в Абхазии всё поутихло, начало устаканиваться, туда поехали российские отдыхающие, оттуда — абхазские мандарины. И вообще всё внимание отвлекла Чечня.

С Грузией же началась какая-то теплохладная война. На уровне запрета «Боржоми», закрытия грузинских игорных домов, введения запретов на въезд (нарушаемых, впрочем, весьма простым способом — грузины просто ездили в Москву через братскую Белоруссию) и так далее, включая признания одного грузинского министра в том, что его страна торгует фекалиями.

В России из-за потребления фекалий развелось неведомое доселе племя «тожегрузинов» (сейчас, кажется, они все уже вымерли из-за отсутствия финансирования). Ну и какие-то странные действия происходили вокруг Кодорского ущелья.

Что это, к чему оно и зачем, обыватель в упор не понимал.

Вдобавок, в Грузии случилась «революция роз», и там всё сразу превратилось в рай земной. О нём в дальних тожегрузинских пещерах, у костров, шаманы рассказывают настоящие мифы. К примеру, говорят, местные гаишники перестали брать взятки. А в армии хорошо платят. И вообще, скоро Грузия станет членом НАТО. И Евросоюза. И Союза для Средиземноморья. И даже, возможно, федеральным округом США. Ну, а потом столицу Америки перенесут из округа Колумбия в округ Нью-Джорджия, в город Тбилиси. Поближе к каспийской нефти. И восторжествует всемирная демократия.

Тем временем в России начался очередной виток непонятного спектакля с участием грузинских актёров (если отслеживать события по газетам).

Сначала абхазцы, упражняясь в стрельбе посбивали все грузинские беспилотные самолёты-разведчики, закупленные в Израиле.

Потом ОМОН в Москве захватил целый корабль, на котором что-то радостно отмечали российские воры в законе. Что характерно, все они оказались с грузинскими фамилиями. На обывателя подействовало.

Ещё раньше, а потом и позже в Абхазии начались перестрелки — вроде бы картлийские герои готовили новый славный поход на Сухуми.

Над зоной возможного столкновения прошлись российские самолёты, и Россия это гордо признала сама, нарвавшись на обструкцию со стороны Мирового Гегемона. В ответ Грузины отозвали из Москвы своего посла…

В общем, случилось много всего интересного, включая восстановление железной дороги в Абхазии, некоторой концентрации войск с обеих сторон (исключительно в учебных целях) и, наконец, началом в Грузии совместных с НАТО манёвров под говорящим названием «Немедленный ответ-2008». Кроме того, грузинская армия увеличивается с 32 до 37 тысяч человек.

Увы, на уровне обывателя всё это выглядит каким-то тяжким горячечным бредом. Причём, судя по всему, никаких существенных силовых действий на «российско-грузинском фронте» ждать не приходится — они никому не нужны, ни одной из многочисленных сторон «картлийского кризиса». А вот передвижения крупных и мелких фигур, боевые стойки, выкрики, размахивания «кинжалами и саблями» — это, похоже, самое то…

Зачем? Почему? Кому это всё нужно?

Версию про каспийскую нефть будем рассматривать как очевидную и естественную. Непонятно только, зачем тогда нужен такой грандиозный театр, да ещё с попутным уничтожением бутафории в виде живых людей… Ну да ладно, на Кавказе свои законы…

Посмотрим на эту вещь ещё в одном ракурсе. Собственно говоря, проблема с Грузией — это типичный пример наследства, доставшегося нам от советской «национальной политики».Причём такое может сработать не только в Грузии. Просто тут уж очень всё ярко выражено.

Дело в том, что, по моему глубокому убеждению, создавая в 1922 г. СССР, большевики исходили из некоего компромисса с «узниками тюрьмы народов» — то есть с нациями бывшей Российской империи. «Мы воссоздаём некое подобие империи, а вы получаете определённые привилегии в сравнении с ведущим этносом — русскими» (Ленин вообще считал последних шовинистами, держимордами и чуть не поголовно врагами народа).

В результате Россия в СССР стала колонией собственных национальных окраин (хороший пример этого — отсутствие в РСФСР собственной республиканской коммунистической партии вплоть до конца 80-х гг.; в рамках той политической системы — крупный минус для данной «национальной республики»).

Потом, правда, бывало всякое, включая периодические всплески «русского шовинизма» на самых верхах, но в целом советская власть придерживалась чёткого принципа — все ресурсы должны идти в столицу «великого и могучего» и на национальные окраины.

Центральная Россия даже в 70-е гг. поражала убогостью на фоне Украины, Белоруссии, не говоря уж о советских прибалтах.

То же можно сказать о Грузии.

Даже М. Восленский в книге «Номенклатура» признавал, что в этой республике, выражаясь в его терминах, «уровень госмонополистической эксплуатации всегда был ниже, а процент остающегося в ней прибавочного продукта — больше». В результате республика цвела и пахла, являя собой прекрасный пример успехов социалистического строительства. В начале 70-х там даже случилась какая-то загадочная массовая кампания по борьбе со «всеобщей коррупцией» — центральные власти испугались, что грузинский пример уж слишком шокирует остальных.

При этом русофобия там постоянно нарастала.

Пресловутая «Ловля пескарей в Грузии» в 80-е гг. впервые обозначила проблему. Многие грузины тогда обиделись, а зря — тенденцня-то была налицо.

Я тут не говорю о «московских грузинах», получивших русское образование — они, как правило, милейшие люди, но по ним судить обо всём народе, к сожалению, нельзя.

Увы, грузинский средний класс в целом был довольно-таки вороват и настроен антирусски. Не очень, кстати, понятно, почему — никто Грузию не «оккупировал», массовых высылок не учинял, а человек по имени Иосиф Джугашвили до сих пор держит первые места в разных опросах вроде «Лиц России».

Потом в Грузии президентом стал любимец московской интеллигенции батоно доктор Звиад Гамсахурдия, потом его свергали, а на улицах Тбилиси громко звучали автоматные очереди и странное имя Джаба Иоселиани.

И вот, наконец, «грузинский средний класс», кажется, получил власть.

Главная его особенность — привычка к хорошей жизни, созданная почти столетием колонизаторской деятельности в Центральной России. Это, так сказать, элита советских колонизаторов.

Теперь им, похоже, обламывается всё меньше и меньше, и они готовы служить совсем другой силе, пришедшей на берега Черного моря, Каспия и на кавказские хребты — лишь бы она поддерживала относительно высокий уровень жизни.

Не надо думать, что грузины тут одиноки и отличаются какой-то особой злокозненностью. Им просто несколько больше повезло в СССР, отсюда и аппетиты.

В принципе же, почти любая постсоветская республика согласится работать перманентным раздражителем России, если ей хорошенько заплатить. Просто есть республики большие, бестолковые, существующие на грани полураспада. Их покупать бессмысленно и глупо.

Грузины же доказали свою эффективность — это проверенный товар. Причём они ведь, похоже, до сих пор ещё не сложились окончательно как нация, а это делает такой товар ещё более ценным.

Поэтому игра в сумасшедшие шахматы на Кавказе будет продолжаться очень долго.

Пока у кого-нибудь не кончатся ресурсы или не сдадут нервы.

Неоколониализм — вещь неприятная. Тем не менее, России ещё предстоит от неё немало натерпеться.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram