26 мая Совет ЕС утвердил мандат на начало переговоров с Москвой по новому соглашению о стратегическом партнерстве на уровне министров иностранных дел. Переговоры начнутся почти ровно через месяц, на регулярном саммите Россия-ЕС, который на этот раз пройдет в Ханты-Мансийске 26-27 июня.
Переговоры по новому партнерству и ратификация любой новой сделки, которая должна быть одобрена всеми 27 членами, могут продлиться несколько лет, хотя министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что на это уйдет всего 12-18 месяцев.
Предполагается, что так называемые «новые европейцы» - страны Восточной Европы и Прибалтики, активно мешавшие переговорам между Россией и ЕС, будут мешать и дальше.
Сначала вето на переговоры почти полтора года накладывала Польша, у которой Россия отказалась в 2005-м покупать контрабандную свинину. Вплоть до середины мая выдаче мандата препятствовала Литва, которая требовала «наказать» Москву за «замороженные конфликты» (в Грузии и Молдавии) и «долгий ремонт» российской части нефтепровода «Дружба» на ее Мажейкяйский нефтекомбинат.
Брюссель при этом использует "новых европейцев" как для волокиты, так и для инициирования конфликтов с Россией, когда это нужно.
Правда, некоторые эксперты высказывают мнение, что теперь внешняя политика России изменится, и что России надоело постоянно доказывать свою "европейскую идентичность" и, вообще, нравиться Европе.
Речь на переговорах пойдет о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, взамен вступившего в силу в 1997-м году. Срок его действия истек в декабре 2007 и был продлен на год. На самом деле никакого практического и юридического смысла в данном соглашении нет. Подписание соглашения инициировало правительство Ельцына еще в 1994 году, когда считалось крайне необходимым нравиться западу, и такая практическая необходимость, в силу крайнего упадка экономики, действительно, была.
В современной реальности Россия может торговать с каждым членом ЕС и без соглашения. И соглашение скорее нужно Европе, которая хочет "определить отношения", что, видимо, стало крайне важно при приходе к власти в России нового президента.
Но теперь Россия может уже игнорировать навязываемые ей "ценности" и настаивать на концепции общности интересов.
Так считают и некоторые европейские эксперты. «Россия, - уверена, например, Марго Лайт, профессор влиятельной Лондонской школы экономики, - уже вышла из того возраста, когда эти самые ценности определялись исключительно ЕС и затем спускались сверху для обязательного российского потребления. Россия теперь настаивает на концепции общности интересов. А это совершенно иной уровень партнерства».
Это не единичное частное мнение. В Британии накануне брюссельского решения был обнародовал доклад сразу нескольких бывших послов страны в Москве для комитета по делам Евросоюза палаты лордов. В нем все они отвергли идею «нео-сдерживания России» и заявили, что давно пора отходить от «чрезмерно эмоционального и идеологизированного тона, который используют в общении с Россией нео-европейцы из восточной и центральной Европы и администрация Буша. А диалоги по правам человека должны и стать диалогами, а не превращаться «в постоянные лекции».
В контексте всего сказанного выбор местом переговоров Ханты-Мансийска становится прямо символическим: в глазах европейцев, это - та самая Сибирь, куда в России попадают те, кто действует не так, как хотят московские власти. Следовательно, чтобы не переносится всей Европой в Ханты-Мансийск навсегда, концепцию общности интересов нужно учитывать.