По сравнению с косметическими перестановками в правительстве, произведенными осенью 2007 года, нынешний «шишкопад» гораздо масштабнее.
В «войне кремлевских башен» очевидное преобладание получили структуры И.Сечина. Во-первых, он сам прошел в вице-премьеры и получил под себя колоссальную «делянку» промышленной политики. Успех? Несомненный. А если еще учесть выход на уровень ФСБ-лидера столь крупной фигуры, опять-таки связанной со средой сечинцев, как А.Бортников, получается полный апофеоз. Вместе с тем, в лагере сурковцев праздновать нечего. Еще совсем недавно носились слухи о назначении В.Суркова на должность главы президентской администрации. И… ничего подобного. Главой администрации становится Сергей Нарышкин – лицо, пользующееся личным доверием нового премьера. Сурков оказался лишь вторым лицом в АП – после Нарышкина. К тому же, при сохранении структуры «соправительства», аппарат АП, по всей видимости, утратит роль ядра, в котором полностью концентрируется высшая власть. Его ранг… не то чтобы падает, скорее, несколько понижается. Да, «понижается» -- правильный термин. Получить вторую позицию в учреждении, которое пребывает далеко не на подъеме, - никак не достижение в данном случае. Для В.Суркова и его структур это не разгром, нет. Далеко не так. Но как серьезное отступление с прежних позиций это трактовать можно. Судя по некоторым признакам, информационные органы, работающие на В.Суркова, будут претендовать на роль идеологического центра полуоппозиционного характера. Для них теперь прямая перспектива (если, конечно, осмелятся) – перехватить знамя консерватизма, автаркизма, сделать упор на первое слово в ими же порожденной конструкции «суверенная демократия». В этом случае они могут сыграть роль «полезного резерва» - ресурса, который может быть использован новым премьером для таранных действий по либеральному блоку. Если, конечно, такой таран ему понадобится…
Наиболее видных сечинцев связывают с «силовым блоком», их глава числился «главным ястребом» России, т.е. человеком, противостоящим перспективе «либерального реванша», - хотя бы теоретически. Ныне они вроде бы они на коне, однако… ситуация больше похожа на договоренность о разделе сфер влияния, поскольку западнический лагерь получил в новом правительстве очень много. Видимо, установилось своего рода перемирие, но далеко не мир. Просто передышка перед новыми раундами политической борьбы. Собственно, метафора перемирия лучше передает ситуацию, нежели заявления В.Путина о прагматическом характере перестановок в правительстве. Тут всё не объяснишь одним только стремлением заставить государственную машину работать лучше.
Для недовольства тех, кто рассчитывал на продолжение политики по «национально-ориентированному вектору» (пользуясь премьерской терминологией), есть самые реальные причины. Первым вице-премьером стал И.Шувалов, человек с отчетливо либеральной репутацией, «западник». К тому же, среди прочего, он будет заниматься переговорами о вступлении России в ВТО. Для него это явное повышение – по сравнению с должностью помощника президента. Сохранили свои позиции «главбух России» А. Кудрин, а также группа персон, с ним связанных. Тут комментарии не нужны: Кудрин – ключевая фигура в большой работе по втягиванию России в глобализационный процесс. Оставлен глава Минобраза А.Фурсенко, и, значит, «болонка» продолжит больно кусать наши вузы, а христианское духовное просвещение будет кому «держать и не пущать». Наконец, продолжает править МВД Р.Нургалиев – хоть не-политическая, но и не-потопляемая фигура. Следовательно, МВД продолжит оставаться самым непопулярным министерством в России, и, кроме того, страна без конца будет натыкаться на новые кондопоги. Таким образом, восторженный до неприличия отклик либеральных СМИ, последовавший сразу после обнародования информации о новых назначениях, имеет под собой реальную политическую почву. Таким образом, либеральный блок только укрепился.
Из политиков, придерживающихся иных идеалов, обращает на себя внимание выдвижение приволжского полпреда А.Коновалова на место глава Минюста В.Устинова. Все-таки Коновалов до сих пор демонстрировал приверженность позиции православного государственничества. Это внушает добрые надежды.
Еще один несомненно положительный факт – уход одиозного М.Швыдкого, правда, вместе с гораздо более умеренной фигурой – главой Минкульта А.Соколовым. Но учитывая тот факт – именно факт! – что Швыдкой внушал очень значительному сегменту национального интеллектуалитета глубокое презрение, чуть ли не брезгливость, такой размен можно считать удачным. В конечном итоге его оценка зависит от того курса, который поведет преемник А.Соколова – А.Авдеев. Не стал ли он слишком европейцем для нашей грешной России – после долгого пребывания на должности посла во Франции?..
Потерял пост министр связи Л.Рейман. И с этим экспертное сообщество ассоциирует, может быть, наиболее интересную интригу. Последние годы Рейман главным образом проявлял себя в затяжном конфликте с «Альфа-Групп» из-за контроля над «Мегафоном». Это было поистине одно из наиболее масштабных противоборств в экономической сфере России, оно вышло и на международный уровень. Теперь Рейман исчез с большой политической доски. Многие эксперты видят в этом свидетельство влияния лобби «Альфа-Групп» на состав формирующегося правительства. Причем подобного рода влияние могло осуществляться не через В.Путина, а через Д.Медведева, выдвижение которого на президентский пост вызвало, по источникам, близким к «Альфа-Групп», настоящее ликование в директорате корпорации.