Похоже, кризис государственного управления, о котором еще в январе говорил автор этих строк, а на минувшей неделе напомнил коллега Делягин, начался досрочно.
Мы-то, наивные, думали, что бардак в высших эшелонах начнется где-нибудь в апреле и наберет обороты в мае-июне, закончившись после отпусков новых назначенцев к октябрю.
Ан нет, раздрай, как обычно происходит в России, стартовал с опережением графика.
ДАЕШЬ СЕРЫЙ БИЗНЕС!
Я не знаю, как соотносится уже ставшее знаменитым предложение Дмитрия Медведева
«воспретить вообще вход контрольных органов на такого рода (малые — авт.) предприятия и разрешить их только в случае, если есть соответствующий акт государственной власти: или прокурорского реагирования, например, или судебного»
с происходящими на российских экономических просторах событиями.
Однако, следуя указанию избранного российского президента «не облизывать власть», постараюсь объективно показать различные стороны развития малого и среднего бизнеса. Признавая все положительные аспекты малого предпринимательства, начну все же с того, на чем остановился в предыдущей хронике — с противодействия серому сектору экономики, объем которого по данным Мирового банка эквивалентен 49% российского ВВП.
На прошлой неделе прошло сообщение, что налоговики предъявили претензии ООО «ТД «Останкинские мясопродукты» (малое предприятие) в неуплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН за 2004-2006 гг. в размере 9 млн. рублей. Особенность заурядного по нынешним временам события состоит в том, что иск подан в Арбитражный суд Москвы. В случае его успешного для налоговых органов разрешения будет создан прецедент ликвидации серых зарплатных схем не как эпизода в рамках других более значимых расследований, а в качестве самостоятельного дела со всеми последствиями.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) есть аналитика, по которой «в зону риска» по уровню заработной платы входит 30% предприятий розничной торговли, 14% предприятий оптовой торговли, 12% обрабатывающих производств, 11% контор, специализирующихся на операциях с недвижимостью, 10% строительных организаций. Несомненно, значительная часть этих структур относится к малым предприятиям. Прилизанные данные, что говорить.
Есть, однако, реальные результаты деятельности зарплатных комиссий, созданных органами ФНС и региональными администрациями. По ним из 325 тыс. организаций, деятельность которых была рассмотрена за 9 месяцев 2007 г., 200 тысяч или 61,5% увеличили официальные заработные платы своим работникам до средних по видам экономической деятельности значений. Как итог, рост собираемости НДФЛ и ЕСН за указанный период составил соответственно 35% и 29%.
Росстат не дает информацию по доле скрытых доходов в общей заработной плате по стране. Но, сопоставив росстатовские данные с показателями ФНС, можно увидеть, что в период 2004-2006 гг. скрытая оплата труда в России составляла в среднем 44,1%.
Это значит, что приблизительно на такую же величину федеральный бюджет и бюджеты фондов социального страхования недополучают налоги и взносы.
Отсюда коэффициент замещения трудовой пенсией средней зарплаты, составивший в 2007 г. 23%, в этом причина ограничений по выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 17 250 рублей, здесь кроются истоки столь значительного имущественного расслоения населения.
Странно, что Дмитрий Медведев, говоря о предынфарктном состоянии чиновников из проверяющих органов, -
«Я думаю, что у ряда сотрудников пожарной службы, санитарно-эпидемиологического надзора, милиции это вызовет, как минимум, очень сложные эмоции, если не сказать о предынфарктном таком состоянии, потому что это то, чем они занимаются, и то, на чем они зарабатывают деньги»,
не пнул налоговиков, результативно нагоняющих жути на серый бизнес. Несмотря на многочисленные прегрешения проверяющих, именно на этих службах в настоящее время держится хоть какой-то порядок на потребительском рынке. В случае принятия обещанных поправок предынфарктное состояние будет обеспечено не работникам этих служб (он себе работу найдут), а всем нам. Если же борьба с коррупцией началась с устранения потенциально коррупциогенных обязанностей государственных и муниципальных служащих, то пусть власти начинают с себя.
Другим, не вписывающимся в рамки новых серо-экономических отношений, событием, стал наезд прокурорских работников на «серых» брокеров (тоже преимущественно малых предприятий). «Серый» импорт, согласно независимым оценкам составляющий до трети от всего российского импорта, доставляет немало головной боли руководству таможенной службы при расчете невнесенных пошлин. В настоящее время таможенное оформление грузов могут осуществлять компании, внесенные в специальный таможенный реестр, что на практике выливается в предоставление брокерами банковской гарантии либо иного подтверждения своей финансовой состоятельности.
Теперь прокуратура предлагает не только ограничить число фирм, наделенных полномочиями по оформлению грузов, но и ввести обязательное страхование их профессиональной ответственности за неверное декларирование импорта. Процесс уже идет — еще два года назад соответствующие поправки были приняты Госдумой в первом чтении и вот-вот поступят на второе рассмотрение. Брокеры, естественно, против. Еще бы — при каждой легальной брокерской фирме существует несколько нелегальных, через которых пускается оформление части ввозимых товаров.
Учитывая общий объем импорта за прошлый год ($199,7 млрд.), становится понятным: на кону — многие миллиарды долларов.
Как-то дальше будут развиваться события? Особенно, если будет введен двухлетний мораторий на любые проверки?
Или взять рейдеров, также в массе своей являющихся малыми предпринимателями. На прошедшей неделе депутаты аж трех фракций внесли на рассмотрение Госдумы антирейдерские поправки в УК РФ. В случае их принятия рейдерство или незаконный отъем собственности, как оно трактуется в законопроекте, будет караться лишением свободы от 3 до 15 лет в случае рейдерского мошенничества, от 10 до 20 лет с конфискацией имущества при доказанном грабеже с целью отъема собственности, от 5 до 10 лет за вынесение заведомо неправосудного приговора, повлекшего переход права владения активами юридического лица к другим лицам, и от 2 до 5 лет за фальсификацию доказательств в суде.
Конечно, чесаться стали, когда до 90% производственной собственности уже перераспределено, начали с ужесточения мер именно уголовной ответственности, практически не учли коррупционную составляющую рейдерства. Но лучше поздно, чем никогда.
Что делать с законопроектом после тобольского выступления избранного президента ясно — продолжать принимать. Однако после принятия поправки тут же окажутся мертворожденными, потому что прежде, чем возбудить дело, станет необходимым провести определенные следственные действия, а их можно будет предпринять или по решению суда, или с санкции прокурора.
Инициирование получения таких разрешений для рейдеров будет равносильно команде «концы в воду!». Всю документацию начистят до блеска, активы продадут «добросовестным приобретателям», а фирму, попавшую под подозрение, ликвидируют.
ВЛАСТНЫЕ СТРАТАГЕМЫ
Есть иная версия случившегося в Тобольске.
Не исключено, что выступление Медведева является отвлекающим маневром (по-современному, фальш-панелью) цель которого — переключить внимание бизнес-лоббистов с одного объекта на другой. Вариантов два: либо готовится операция в другом направлении, либо власть хочет обнадежить лоббистские головы после поражения в борьбе за снижение НДС.
Уж как-то подозрительно вовремя (а может, просто совпало), на статусном Интернет-ресурсе появилась статья Руководителя экономической экспертной группы Минфина г-на Гурвича, в которой тот, констатируя, якобы, полную прозрачность вложений Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сетует на неэффективное использование других видов государственной собственности. Более того, как отмечает г-н Гурвич,
«государство ничего не делает, чтобы раскрыть информацию о «закромах Родины», а граждане не пытаются ее получить».
Автор статьи не ограничивается общеизвестными констатациями и приводит конкретные расчеты. Так, с учетом того, что общая стоимость госкомпаний в два с лишним раза превышает сумму, накопленную в Стабилизационном фонде, поступление в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства, в прошлом году составило 44 млрд. рублей, а доходы от размещения средств стабфонда — 152 млрд рублей. Иными словами,
«на свой рубль, размещенный в стабфонде, мы получили в 7–8 раз больший доход, чем на рубль, находящийся в капитале госкомпаний. Доходность, которую нам обеспечили госкомпании, совсем не впечатляет — она составила примерно 0,5%, т.е. полкопейки на каждый рубль».
Почитайте текст, в нем вы увидите неприкрытый кивок в сторону «Газпрома», «Роснефти», РАО «РЖД» и других компаний с государственным участием.
Как пишет г-н Гурвич,
«мы очень ленивые собственники — нам недосуг разобраться в судьбе своих значительных материальных активов. Любимое национальное занятие — поиск под ближайшим фонарем где-то потерянного кошелька».
Любопытны выводы, безусловно, талантливого автора: или нам (кому это «нам» — не конкретизируется) нужно добиться инвентаризации госсобственности с попутным наведением порядка в управлении госкомпаниями, или продать к чертовой матери «наши с вами компании», а вырученные средства вложить в Фонд национального благосостояния, где они будут приносить «в 7-8 раз больший доход».
Что это значит? Передел контроля над финансовыми потоками госкомпаний, затеянного в высших кругах власти? Месть за измотанные в дискуссии по снижению НДС нервы? Доказательство эффективности работы Минфина и бездарности МЭРТа, в чем ведении находятся вопросы управления госсобственностью? Ответы на это проявление китайско-византийских особенностей российской аппаратной борьбы будут даны скоро.
ТРЕСК ЧУБОВ
Пока паны дерутся, продовольствие продолжает дорожать. Во Владивостоке, в Краснодарском и Ставропольском краях, о которых говорилось в предыдущей хронике, хлеб подорожал на 25%, в Ростове-на-Дону — на 20%, на Алтае — на 17%.
Не отстают и другие регионы — в нынешних условиях региональные администрации могут лишь «рекомендовать» ограничить торговую наценку, но приказать уже не в состоянии. Времена не те, отношений подчиненности нет, да и федеральный центр помочь дешевым зерном не может.
Зерна в стране, кстати, остается все меньше и меньше. Мало того, что за последние полгода интервенционный фонд Минсельхоза был уполовинен, так вовсю продолжается экспорт зерновых.
Ничего удивительного — с января по конец марта фьючерсы на зерно подорожали на 68,8%. В табличке приведены некоторые показатели продовольственного экспорта-импорта за январь 2008 г.
Таблица
Внешняя торговля продовольственными товарами в январе 2008 г.
Наименование |
тыс. тонн |
в % к январю 2007г. |
Экспорт | ||
Продовольственные товары и сырье для их производства из них: |
1600,0 |
113,4 |
в том числе пшеница и меслин |
906,0 |
168,9 |
Импорт | ||
Продовольственные товары и сырье для их производства из них: |
1628,0 |
100,0 |
мясо свежее и мороженое |
101,0 |
107,3 |
мясо птицы свежее и мороженое |
76,9 |
114,6 |
рыба свежая и мороженая |
63,4 |
111,5 |
молоко и молочная продукция |
34,4 |
114,8 |
овощи |
148,0 |
127,1 |
масло подсолнечное |
6,6 |
92,9 |
сахар-сырец |
23,3 |
11,8 |
Источник: Федеральная таможенная служба
Как видно, в январе 2008 г., несмотря на выросшие в 4,8 раз пошлины на экспорт пшеницы и меслина (пшенично-ржаной смеси), поставки продолжались. Напомню, за весь 2007 г. из России было вывезено 14,4 млн. тонн пшеницы и меслина, а за январь 2008 г. — 906,0 тыс. тонн или 6,3% от прошлогодних объемов. Мало, скажете вы, для сохранения графика прошлого года требуется выдерживать темп в 8,3%. А новогодние праздники забыли? Если б не они, экспорт был бы больше, чем в среднем за месяц в прошлом году.
Зерна в России все меньше, цены растут, а заботящаяся о народе власть ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то сохранить внутренний рынок зерна. Еще бы — надо успеть наварить свои миллиарды. А народ как-нибудь перетопчется.
Но что пшеница и меслин. Практически по всем позициям (за исключением подсолнечного масла и сахара-сырца) продолжается рост импорта. В прошлом году родное сельское хозяйство продемонстрировало полную несознательность в деле реализации нацпроекта «Развитие АПК» и продолжало стагнировать. В то же время ударными темпами росли доходы населения, значительная часть которых тратилась на приобретение продовольствия. Такие тенденции уже в ближайшее время могут материализоваться в появлении еще одной статьи импорта — зерновой. При рекордных урожаях.
Что в этих условиях предпринимает Минсельхоз?
Во-первых, объявляет закупочные цены для пополнения интервенционного фонда (зерна в котором осталось менее 600 тыс. тонн) в два раза ниже рыночных. Мол, производители и трейдеры — лохи, за конъюнктурой мирового рынка не следят. В Минсельхозе считают, что такая цена «позволяет поддержать гарантированную минимальную рентабельность производителей».
О необходимости инвестиций в приобретение новых машин и оборудования, постоянно растущих издержках на ГСМ и электроэнергию, возросших транспортных расходах, социальной инфраструктуре сельскохозяйственных организаций Минсельхоз не упоминает.
Во-вторых, продолжает выдвигать наполеоновские планы, обещая, что к 2012 г. доля российских продуктов в розничной торговле достигнет 70%. Пока же во многих городах России доля импорта на продовольственном рынке составляет более половины, например, в Москве 73%. И то благодаря московским агрохолдингам, рассредоточенным во многих областях европейской части страны. А уж механизм достижения наполеоновских показателей и вовсе напоминает позднесоветский бред:
«обеспечить доступность кредитных ресурсов, развивать земельную ипотеку, создать комфортные условия для жизни и работы квалифицированных кадров и их семей».
В-третьих, предлагает срочно принять закон «О продовольственной безопасности», с которым, по мнению Минсельхоза, российское сельское хозяйство точно рванет вперед семимильными шагами. А что вы смеетесь — Гордеев считает, что из-за отсутствия закона сейчас нет критериев, сколько в обязательном порядке надо производить мяса, молока, картофеля и других продуктов питания, а это «создает неустойчивость продовольственной политики». Если бы знали, «сколько вешать в граммах», то есть новый закон, дополнительные полномочия и вице-премьерский пост — тогда бы все было хорошо.
А так — сайт Федеральной таможенной службы не работает, Росстат врет, наука не догоняет. Пока же повышайте ваши прогнозы инфляции. Хоть до 9,5%, хоть до 15%.
И все бы ничего, если цены на нефть будут столь же высоки, как сейчас. Тогда мы по-прежнему будем качать сырье за границу, а нам будут привозить жратву, шмотки и автомобили. Если цены на нефть снизятся хотя бы до $85 за баррель, дефицит платежного баланса ждет Россию уже в следующем году.
Вот почему столь важны заклинания в адрес иностранных инвесторов, как воздух необходимо потепление отношений с экономическим Западом, архипродуктивно нагнетание напряженности на сырьевых рынках.
Потому что нацразвитие превыше всего.