Кадыровщина как апофеоз путинизма

Похоже, по части политической экстравагантности сегодняшняя Россия собирается превзойти брежневский Советский Союз, в котором «всеобщий одобрямс», тотальное награждение лидеров братских «рабочих и коммунистических партий» и «сиськи-масиськи» стали нормой жизни.

Но самое главное было даже не во внешнем антураже позднего «застоя». Именно в это время политическая элита страны отучилась адекватно воспринимать реальность, предпочитая не видеть реальных внутриполитических вызовов (например, роста этнического национализма в союзных и автономных республиках), прикрываясь фразами о пролетарском интернационализме и всеобщем равенстве трудящихся.

* * *

5 марта 2008 Рамзану Кадырову было вручено удостоверение Союза журналистов России. Ранее глава республики уже удостаивался таких званий и титулов, как Герой России, дважды почетный академик, почетный профессор, почетный гражданин Чеченской Республики, заслуженный работник физической культуры, заслуженный строитель, заслуженный защитник прав человека, а также почетный мэр города Грозного.

Во время встречи с представителями республиканских газет, радио и телевидения министр по внешним связям, национальным отношениям, печати, информации Чечни Шамсаил Саралиев вручил журналистское удостоверение президенту Чечни. Саралиев назвал неоценимыми заслуги Кадырова в становлении чеченской журналистики.

Можно много написать и рассказать о том, как стараниями нового журналиста в Чечне СМИ стали «приводными ремнями» и идеологическим рупором республиканской власти. Наверное, когда-нибудь настанет время, а, пока руководствуясь моральными и этическими соображениями, не хотелось бы своими познаниями подводить конкретных порядочных людей в регионе, имеющих свое мнение о взаимоотношениях власти и масс- медиа в Чечне.

Правда, в интервью ныне покойной Анне Политковской от 21.06.2004 года под названием «Центровой из Центороя» будущий академик не смог внятно объяснить тему своей специализации. Жирным шрифтом выделены вопросы журналиста.

– Какое у вас образование?

Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.

Какие?

Как это — какие? Экзамены, и все.

А как называется институт, который вы заканчиваете?

Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть.

Какая у вас специализация?

Юрист я.

А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?

Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много…

18 января 2006 года «по ходатайству авторитетных учёных», за то, что при нём в Чечне «преодолеваются негативные явления, которые имели место в связи с деятельностью незаконных вооруженных формирований», Рамзану Кадырову присвоено звание почётного члена Российской академии естественных наук (РАЕН).

27 июля 2006 года  Кадыров был избран почётным академиком Академии наук Чеченской Республики, а за месяц до того 19 июня 2007 года был удостоен звания почётного профессора Чеченского государственного университета. А в начале 2008 года Рамзан Кадыров стал лауреатом национальной премии общественного признания достижений граждан РФ «Россиянин года» в номинации «Во имя жизни на земле» за 2007 год.

И, наконец (хотя стремление к славе безгранично, так что об окончании сладкого дождя почестей говорить не приходится) в своей республике Кадыров стал еще и признанным журналистом

Однако вступление в творческий союз имеет определенные процедурные моменты. Для вступления в Союз журналистов необходимы рекомендации коллег по творческому цеху (но с этим у нового журналиста, наверное, не было проблем). Устав Союза журналистов России гласит, что его членами могут быть:

профессиональные творческие работники, основным родом занятий которых является деятельность в средствах массовой информации,

– а также лица, занимающиеся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в области журналистики, разделяющие цели Союза журналистов России, достигшие восемнадцатилетнего возраста, признающие устав союза, уплатившие вступительный взнос и принимающие личное участие в работе Союза журналистов России.

Из всех требований Устава новый член творческой организации соответствовал только одному возрастному.

Именно этот процедурный момент позволил центральной организации российского Союза журналистов аннулировать решение республиканской журналистской «общественности». 6 марта 2008 года генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил:

Секретариат Союза журналистов России отменил решение Союза журналистов Чеченской республики как противоречащее уставу Союза журналистов России.

По словам Яковенко,

В данном случае просто это ошибочное решение, которое было отменено. Поскольку Рамзан Кадыров не является профессиональным журналистом, поэтому его никто не мог принимать в Союз журналистов России.

Председатель Союза Всеволод Богданов считает:

Здесь никто не задевает честь и достоинство Кадырова, который является президентом республики, Героем России, академиком. Просто Союз журналистов — это больше для профессионалов.

Что ж, и на этом спасибо. Руководители Союза не стали выходить за рамки политической корректности, ограничившись апелляциями к статьям Устава. Сегодня и это уже большой гражданский поступок (без всякой иронии).

Ведь эти новые звания и титулы — не просто насмешка над здравым смыслом.

Спору нет. Кадыров — прекрасный управленец, «военно-политический менеджер», умеющий «решать вопросы». Но какое все это имеет отношение к журналистике, науке или юриспруденции?

Лишь на первый взгляд все это богатство званий и регалий выглядит игрой тщеславия. В реальности же это — испытание на «вшивость» наших творческих союзов, академических заведений, в конечном счете, проверка власти и общества России, насколько все мы готовы молчать и потакать амбициям фактически единственного в стране публичного политика. Поскольку молчим, гордимся и выражаем «одобрямс», то получаем и соответствующее отношение (о котором вам охотно расскажут в не слишком политически корректной обстановке на Кавказе). Увы, по большей части отношение справедливое (так и хочется в этой связи вспомнить тезис Шамиля Басаева о возможности спокойного продвижения террористов к столице нашей Родины). В обществе, где беспринципность и цинизм давно стали нормой, а принципиальность рассматривается, как анахронизм, любой может стать и академиком, и «корифеем всех наук». Никто не сможет отказать «хорошему человеку», никто не выразит сомнение. А переход в категорию корифеев чреват ростом политических амбиций, которые недавно снова продемонстрировали представители республиканской власти Чечни. К ним мы вернемся немного позже.

6 марта 2008 года Союз журналистов России продемонстрировал, что может отказать в приеме в свои ряды путинскому любимцу. Пусть и под благовидным предлогом, но Кадырову показали, что он не всесилен, и что существуют пределы для его стремлений. Пусть это всего лишь Союз журналистов (а не особые условия проведения амнистии или создание своего Нацбанка).

Но и это сегодня вселяет уверенность, что не все звания и должности достаются в РФ по блату.

* * *

В прошлое воскресенье российский агитпроп в очередной раз отрапортовал о триумфальном успехе «партии правительства» на президентских выборах в северокавказских республиках.

Выборы прошли в праздничной обстановке, без всяких замечаний,

— сообщил в ходе видеоконференции с информационным центром ЦИК «Выборы-2008» глава избиркома Ингушетии Мусса Евлоев.

В том, что следующим российским президентом станет кремлевский фаворит Дмитрий Медведев, лично у меня не было никаких сомнений,

— заявил корреспонденту известного интернет-издания «узел политолог и историк Мурад Нашхоев.

В принципе об этом в республике знали практически все и именно с того самого дня, когда Владимир Путин определил его в качестве своего преемника. Таковы реалии сегодняшней России, что народ поддерживает именно того, на кого укажет первое лицо государства.

И снова, как в декабре 2007 года «партия власти» (на сей раз в лице преемника Владимира Путина Дмитрия Медведева) отпраздновала триумф. В Чечне 88, 7 %, в Ингушетии 91,6 % в Дагестане 92% голосов. Таким образом, элиты северокавказских субъектов РФ снова продемонстрировали лояльность Кремлю самой высшей пробы. Естественно, такая лояльность должна получать справедливое вознаграждение. Иначе нет смысла в зашкаливающих результатах (которые, отдадим должное региональным администраторам, были в целом скромнее, чем на думских выборах: Владимир Вольфович всё-таки набрал в Чечне и Ингушетии по 7%).

По мнению же председателя Народного Собрания Чечни Дукувахи Абдурахманова,

88,7% голосов в пользу кандидата от партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева — самый высокий показатель среди всех регионов нашей страны. Будет справедливо полагать, что это явилось прямым следствием высокого уровня кредита доверия избирателей к проводимому курсу действующего президента России Владимира Путина и президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова.

Спикер парламента Чечни несколько переоценил электоральные успехи собственной республики. В марте 2008 года в негласном соревновании по лояльности Чечню обошли Дагестан, Ингушетия и Карачаево-Черкесия (там Медведев получил чуть больше 90% голосов). Однако, по сути, Абдурахманов прав, когда связывает такую высокую поддержку с курсом Владимира Путина. Только курс этот применительно к Чечне расшифровывается, как «чеченизация власти», когда федеральное присутствие в регионе превращается в фикцию. Именно этот курс мог получить народную поддержку даже без всяких фальсификаций.

В своем время многие представители чеченской элиты говорили о «передышке», которую обеспечили Чечне отец и сын Кадыровы под мудрым водительством и покровительством Владимира Путина. Вопрос, станет ли эта «передышка» продолжительной и необратимой или превратиться в северокавказский вариант НЭПа, когда «командные высоты» сохраняются у местной элиты, а по мелочи (главным образом в пропагандистских целях) можно говорить о единстве России и укреплении государственности (правда, без уточнения, какой именно).

Вернемся, однако же, к амбициям.

В последнее время руководство Чечни резко активизировалось. Снова был актуализирован проект «амнистия». В Доме правительства состоялась встреча президента Чеченской республики Рамзана Кадырова с депутатами республиканского парламента. 20 февраля 2008 года президент Чечни встретился с депутатами республиканского парламента. Главной темой повестки дня стало обсуждение обращения к Владимиру Путину проявить инициативу и объявить амнистию бывшим участникам НВФ (незаконных вооруженных формирований) в канун вступления в должность вновь избранного президента России.

Естественно в обращении была подчеркнута личная роль федерального президента в стабилизации обстановки в Чечне. Но самое главное — то, что, по мнению авторов обращения,

В период проведения антитеррористических операций, в силу сложившихся обстоятельств при рассмотрении подобных дел преобладал обвинительный уклон. И имело место вынесение приговоров без достаточных доказательств, порой на признательных показаниях самих обвиняемых, которые добывались под страхом применения силы, как к самим обвиняемым, так и к их родственникам. Подобные факты отмечались правозащитными организациями и средствами массовой информации. Об этом свидетельствуют и некоторые уголовные дела, расследуемые в отношении должностных лиц правоохранительных органов.

В этой связи встает непраздный вопрос. Ведь в отношении российских военнослужащих, обвиняемых в преступлениях в ходе проведения «контртеррористической операции» принимались оправдательные судебные решения, которые потом под политическим давлением того же республиканского руководства Чечни пересматривались. Однако проявить по отношению к ним добрую волю никто из представителей российской власти не стремится.

Спору нет, нередко в действиях российских «силовиков» проявлялась философия «одной гребенки». Но в любом случае такого рода амнистии должны проводиться под руководством федеральных структур с тщательной проверкой всех фактов и свидетельских показаний. Иначе амнистия превращается в процесс трудоустройства вчерашних боевиков в органах республиканской власти и милиции. Там их и сегодня немало, вероятно кадровый голод в республике хотят решить за счет бывших членов НВФ.

Европейский Союз может праздновать успех. Идея инкорпорирования во власть боевиков успешно решена. И главное «суверенно-демократическими методами» без всякого внешнего посредничества.

Второй издержкой такой амнистии является то, что она абсолютно девальвирует действия российской армии и внутренних войск в Чечне в 1990-е гг. Непонятно вообще, что делали там наши «силовики», кого защищали и с кем боролись. Если все не виноваты, все просто были обмануты, то исчезает какой-либо смысл в том, для чего затевалось «наведение порядка» в «мятежной республике». Думаю, что сегодня не один офицер уже задавал себе этот вопрос. Только загвоздка в том, захочет ли он в случае чего выполнять приказ верховного главнокомандующего (не обязательно в Чечне), если социально-экономическое положение военнослужащих, мягко говоря, не блестящее, а вчерашние «комбатанты», боровшиеся с Россией, занимают вакантные места в администрации, получая соответствующие привилегии.

На фоне восстановления разрушенной в ходе антитеррористических кампаний республики, программах руководства республики духовно-нравственного возрождения, попытки отдельных личностей представить народ Чеченской республики в невыгодном свете крайне негативно отражается не только в сердце каждого жителя республики, но и поддерживает напряженность в обществе в целом.

– говорится в обращении.

Что к этому добавить? Про отдельных личностей, мешающих «духовно-нравственному возрождению», русского народа тоже приходится слышать. Однако хочется сказать, что человек сам кузнец моего счастья, а, следовательно, для начала надо не обвинять других, а заняться собственными ошибками и хотя бы минимальной рефлексией, почему такие образы (чеченца-террориста или русского пьяницы) устойчиво воспроизводятся в СМИ.

Идею реабилитации членов НВФ поддержали и депутаты Государственной Думы от Чечни (они готовят предложения в комитет по конституционному законодательству).

Разумеется, принятие подобного постановления потребует тщательного обоснования, в обеспечение которого мы предоставим все необходимые документы для положительного заключения комитета,

рассказал «Росбалту» депутат Адам Делимханов.

Между тем, представители Чечни организовали серию запросов, напоминающие федеральному центру об определенной «задолженности» перед республикой. 3 ноября 2007 года Владимир Путин дал поручение главе правительства Виктору Зубкову «проработать и поддержать» предложения президента Чечни Рамзана Кадырова. Напомним, что в числе этих предложений были открытие в Грозном территориального учреждения Центробанка России, а также передача ряда объектов из федеральной собственности республике, придание грозненскому аэропорту «Северный» международного статуса.

Актуальные для Чеченской Республики предложения нашли отклик у главы государства. Однако их реализация по различным причинам задерживается,

– резюмировали представители республики.

Впрочем, это неудивительно. Федеральные чиновники — народ служивый. Царь приказал, сделаем. Однако испытывать при этом «чувство глубокого удовлетворения» никто не хочет, а потому затягивает разрешение «конструктивных предложений» на неопределенное время.

Иногда хочется порадоваться неисполнительности наших бюрократов. Будь они расторопнее, многие «креативные идеи» с мест могли бы уже реализоваться, и Чечня еще сильнее отдалилась бы от России.

К сожалению, некоторые «конструктивные предложения», похоже, материализуются. 2

9 февраля 2008 года в пресс-службе депутатов Госдумы от Чечни сообщили, что представительство Центробанка откроется в Грозном уже в этом году.

Появление Национального банка создаст настоящий прорыв в экономической ситуации в республике. Территориальные учреждения Центробанка существуют уже во всех субъектах Федерации, кроме Чечни, и открытие Нацбанка в городе Грозном — очередное свидетельство самостоятельности Чечни, необходимость которой для всех регионов России неоднократно подчеркивал президент страны Владимир Путин,

– считает депутат Госдумы Адам Делимханов.

Если же Чечне предоставить линию ликвидности, а именно для этого, насколько я понимаю, им понадобился филиал ЦБ, то они смогут проводить свою финансовую политику,

– считает российский политолог Дмитрий Орешкин.

Таким образом «чеченизация» стала бы не только идейно-политическим трендом, но получила бы еще и финансовый фундамент.

Создание территориального учреждения Центробанка положительно скажется на инвестиционной привлекательности республики и позволит активнее привлекать в экономику Чечни инвестиции, в том числе от наших зарубежных партнеров,

– говорит депутат Делимханов, фактически солидаризируясь с мнением российского эксперта.

Однако нельзя строить политическую стратегию, полагаясь просто на нерасторопность, неисполнительность чиновников (а возможно и на их личное неприятие Кадырова и его команды).

До тех пор, пока Северный Кавказ будет управляться на манер Ост-Индской компании, неформальные связи, шантаж и система многоуровневого «данничества» будет усиливаться.

И теперь уже очевидно главное. Политика по интеграции Кавказа (взамен сегодняшнему «дистанционному управлению») невозможна без отказа от путинизма как управленческой системы. С Путиным — или с его преемником.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram