Русская история, похоже, заходит на очередной бессмысленный круг. Конечно, появились лишь самые первые общественные симптомы этого поворота, но они знакомы даже людям моего поколения (ещё относительно молодым), и посему очень-очень настораживают. Нечто подобное мы пережили в 1985–1993 гг., никому мало не показалось. И вот, похоже, гигантский корабль русского общества опять начинает давно нам известный манёвр.
Манёвр этот крайне опасен. Опасен, кстати, своей навязчивой "традиционностью" — ибо ничем хорошим он ещё ни разу не заканчивался. Он напоминает известную присказку о человеке, наступающем на одни и те же грабли. Каждый раз за ним, можно сказать, торжественным маршем следовали миллионы могил.
Правда, на этот раз, может быть, удастся избежать очередной катастрофы. Болезнь пока далеко не зашла. Тем важнее посмотреть на происходящее под определённым углом — я имею в виду угол зрения простого обывателя.
Итак, нам в очередной раз предлагают мобилизацию. Вот Макс Жуков в статье "Сделать или погибнуть" смело утверждает, что у нас ещё никакой мобилизации до сих пор и не было. Более того, автор предлагает некий вариант "протестантской этики". Однако "протестантизм" в русском варианте никакого отношения к религии и морали не имеет, а весь целиком описывается хорошо известной фразой "трава уже выросла — идите, ешьте её". Или, в современной трактовке, "мобилизованному" предлагается, чтобы его рабочий день максимально приближался к 24 часам, а зарплата — к нулю рублей.
Помнится, с подобной программой году этак в 1991-м выступил в "Комсомольской правде" известный в советские годы хирург Николай Амосов. При всей логичности его построений они меня тогда прямо-таки напугали: воплощение этих идей в жизнь привело бы, как минимум, к вымиранию (в буквальном смысле!) значительной части населения.
Прямо скажем, последующие "реформы", хотя и следовали — возможно, неосознанно — амосовской парадигме, всё же оказались значительно более мягкими. И всё равно их результат выглядит катастрофическим. Но, думаю, амосовское "оздоровление общества" привело бы к тому, что сейчас население России составляло бы миллионов этак семьдесят. Зато они, эти люди, все были бы до безобразия мобилизованными.
Макс Жуков, в сущности, предлагает почти то же, что и Николай Амосов. "Исправно тянуть лямку …. 10 и более часов в сутки…" И так далее, и тому подобное, всё такое смелое и оригинальное… Я по-доброму завидую автору, который, видимо, живёт в счастливом заповеднике — ибо большинство окружающих меня людей уже давно работает по 10–14 часов в сутки и при этом кое-как выползает на уровень низов постсоветского среднего класса.
Нет, "им" и этого ещё мало. Как пел когда-то, в середине 1990-х, Гребенщиков, "неужель мы так грешны?"…
Конечно, у моего поколения было относительно спокойное детство, но и тогда, сколько себя помню, нас постоянно куда-то мобилизовывали. В октябрята и пионеры, на сбор макулатуры и металлолома, на изучение работ тт. В.И.Ленина и Л.И.Брежнева, на молодёжные стройки наподобие БАМа, на "битву за урожай", в армию, в добровольную народную дружину, на борьбу с "западным влиянием", на "ускорение и перестройку"… По счастью, в те времена уже можно было относительно успешно от всего этого уклоняться.
А вот лет за 30 до того "уклонение от мобилизации" грозило в прямом смысле смертельной опасностью… Ещё немного раньше "мобилизация" была просто стилем жизни, напоминая известную сентенцию из сказки Салтыкова-Щедрина про Конягу: "…мучительная агония, которая заменяет ему отдых".
В 1992 г. российское общество мобилизовали на борьбу за элементарное существование, и надо сказать, оно с этим успешно справилось.
И вот теперь, после почти ста лет невероятного напряжения сил, вновь зазвучали эти голоса: "зажрались", "мало работают", "набрали тут кредитов", "сечь на конюшне", "пошли вон, голодранцы"…
Хочется спросить: и, что, вот эти добрые, выступающие за социальный мир, приличные люди собираются нас "мобилизовывать"?
Вообще, слово "мобилизация" на Руси всегда заставляет как минимум схватиться за карманы. Как только затрещали барабаны очередной социальной мобилизации, "новобранцы" должны быть готовы к тому, что скоро им продемонстрируют, "кто в доме хозяин". Ибо так называемая "элита", орущая про необходимость мобилизоваться и переть на штыки новых вызовов и угроз (которые Россию никогда не оставляют, конечно), на себя эту идею ни в коей мере не распространяет. Потягивая где-нибудь в Куршавеле коньяк столетней выдержки, она будет наблюдать, как "это грязное быдло опять выкручивается"… Вполне согласно старой парадигме из песни "С одесского кичмана"…
Они ж там пируют, они ж там гуляют,
А мы им подаваем сыновьёв…
Или, выражаясь несколько более литературно:
Им бы, гипсовым, человечины —
Они вновь обретут величие.
По счастью, теперь есть разветвлённая система СМИ, Интернет и много всего такого подобного. Возникает надежда, что в эпоху глобализации "социальная мобилизация" в стиле напёрсточника невозможна. Во всяком случае, "развести" социум теперь несколько сложнее. И у нас есть хоть какой-то шанс. Это, конечно, не значит, что мы гарантированы от очередной эпохи поклонения идолам эффективности (а ведь именно идея эффективности навязывалась праздными интеллигентами начала прошлого века и обществу, и государству — считалось, что правительство работает плохо, а народ задавлен деспотизмом и от этого впал в сугубую и вечную лень). Ересь эта вызвала и первую мировую войну, и все последующие события. Если задуматься, с 1914 г. российское общество ещё не выходило из состояния всеобщей мобилизованности. Только получало короткие и очень условные передышки.
И вам таки мало, господа?
Уже в 1970-е годы (впрочем, и позднее) никем не понятый Солженицын призывал к "сбережению народа". За треском барабанов его никто не услышал, да и вообще — какая это пошлость — «сбережение». Не лучше ли шагать строем и постоянно напрягаться ради несбыточных идей "элиты" (которой на эти идеи, в сущности, наплевать)?
По счастью, нынешнее российское общество мобилизационными запросами не обременено. Люди "борются за существование", живут личными мифами, далёкими от барабанного боя мобилизации… Знаете, какие сейчас самые популярные личные мифы?
Их, в сущности, два.
Первый — миф личной избранности. Человек считает себя "избранным" — не в протестантском смысле, кстати, а скорее, в штирнеровском: я "единственный", а всё вокруг — потенциально моя собственность.
Второй — миф об утраченных возможностях. "Вот, мол, у меня было то-то и то-то, потом я этого лишился. Но своим трудом, своим умом я всё восстановлю, и у меня будет даже больше".
Вот этим люди живут. И правильно делают, кстати.
Обывателя опять призывают куда-то шагать строем, тогда как его единственная мечта — запереться в доме, забаррикадировать ворота, выставить в окно двустволку и больше уж не дать себя никуда "мобилизовать". Мечта, конечно, утопическая, несбыточная. У "мобилизующих" теперь есть разные хитрые средства для выкуривания обывателя из любой барсучьей норы. Но, повторяю, если и мобилизовываться — то теперь только против предлагаемой нам мобилизации в стиле "лохотрона". Это, пожалуй, единственный вид разумного поведения
Так что же у нас с возможностью не дать России развернуться в сторону очередной катастрофы?
Увы — спектр возможностей сейчас не очень широкий.
На одной стороне — подчёркнутая индивидуальность и "обывательщина", розановский "чай с вареньем", борьба за устройство собственной судьбы, за комфортное существование и в этих, далеко не идеальных (а, по правде говоря — очень тяжёлых) условиях.
На другой — грохот дьявольских барабанов, вопли "командиров", заградотряды (пусть даже в переносном смысле), "трава уже выросла", "требовать зарплату за свой труд — это пошлость", "а кому сейчас легко?"... Вы этого хотите? Вас до сих пор ещё мало мобилизовывали?
Тогда "они" придут к вам. Мобилизуйтесь. Играйте в игру, навязанную вам богемствующей элитой. Результат предсказуем: как писал когда-то Блок, "и в жёлтых окнах засмеются, что этих нищих провели".