Победа, сокрушительная для победителя

Парламент и партии играют в России незавидную роль. Они имитируют процесс выборов и политической борьбы. Для того чтобы было удобнее вести дела с евроамериканскими партнерами, правящая элита устраивает бесконечное представление: парламент, как у вас, у нас как бы есть? Как бы есть.

Выборы как бы есть? Как бы есть.

Партии как бы есть? Как бы есть. Стало быть, не волнуйтесь, мы не звери, а как бы цивилизованные.

В реальности же к принятию сколько-нибудь значительных решений парламент в России имеет не большее отношение, чем секретарь с круглой гербовой печатью к приказам начальника. В лучшем случае, партийные фракции можно считать своего рода коллективными трибунами для информационных кампаний…

Поскольку правящая политическая элита не собирается давать органам парламентарной демократии хоть бы тень шанса влиять хоть на что-то, они превращены в 100-процентно предсказуемые механизмы проштемпелявливания законопроектов, спущенных из административных структур. И соотношение между стремлением сохранить правдоподобие спектакля и желанием полностью обезопасить себя от неожиданностей со стороны депутатской стихии, резко сдвинуто в пользу второго. Именно под этим знаком и пройдут грядущие выборы.

Я рискнул бы предсказать сокрушительную победу «Единой России». Что-то около 80% голосов.

Из чего сложится этот убийственный результат?

Во-первых, на мой взгляд, у «Яблока», СПС, ДПР и, к сожалению, у более человекообразных «Патриотов России», шансов нет. Судьба «Другой России» печальна.

Во-вторых, осторожные слова — «на ленточке», — прозвучавшие от экспертов с экрана, можно, думаю, расшифровать как летальный диагноз для ЛДПР. Скорее, всего, жириновцы не пройдут, и Дума будет трехпартийной. Даже такой партийный столп, как Митрофанов, тонко почувствовав ситуацию, вовремя покинул тонущий корабль.

Падение ЛДПР, в общем-то, закономерно. Какой у партии цвет в политическом спектре? Да никакого. Чем стала она после первого своего оглушительного успеха? Машиной по омандачиванию состоятельных людей. И сейчас совершенно непонятно, к какой страте электората она могла бы апеллировать. Ну а для администрации она — пятое колесо в телеге российского либерализма. Постоянство в поддержке интересов Церкви на политической арене, конечно, украшает маловыразительный фасад ЛДПР, но этого маловато. Полагаю, финита…

Коммунисты со времен последних выборов потеряли очень много. Ноль драйва. Ноль ярких акций, — немногочисленная красная молодежь выглядит на порядок ярче, нежели КПРФ. Естественный электорат подвымер. Работа в информационном пространстве ведется с помощью набора каких-то вялых анахронизмов. Роль центра сборки патриотических сил утрачена КПРФ давно и безвозвратно. Радикальной оппозиционности нет как нет. Результат предыдущих выборов просто недостижим. Итак, 10%. Повезет, если 12%.

Наконец, новые «эсеры». Партийные аналитики лелеют мысль о 14 или даже 16%. ВЦИОМ обещает меньше. ФОМ, что гораздо серьезнее, также не обнадеживает. И, самое главное, если экспертное сообщество без труда восприняло имидж правых эсдеков, исходящий от «Справедливой России», то массам электората он пока еще просто непонятен. А к тому, чтобы сделать его более прозрачным, пока не сделано достаточных усилий.

Кроме того, правые эсдеки — это национально-ориентированный курс, это религиозный традиционализм, приверженность Православию,… а новые эсеры не спешат подтверждать эту свою позицию. Хотя, заметим, они могли бы получить на данном поле даже больший приток голосов, чем на поле социальной справедливости. Единороссы, тот же Демидов, например, тут гораздо более активны. С другой стороны, административные соловьи пропели об СР слово «гарантия» (об ЛДПР не пропели). Значит, 7% барьер будет преодолен. Вывод: может случиться так, что «Справедливая Россия» оближет ленточку. 8 или 9 %. В случае большого везения — 10 %.

Вывод: КПРФ+СР=20% оптом. Или около того, с небольшими разночтениями. В остатке — 80% для победителя.

«Единая Россия» в народном сознании постепенно заняла место позднеимперской КПСС. Иными словами, большого пестрого сборища разномастных людей, которые за тех, кто при власти. Сами они не очень понимают, какой у партии политический курс. Вроде, либеральный дирижизм. Но до такой степени дирижизм, что уже и не очень либеральный… Вроде — государственники, но за «открытые двери». Желательно, открытые настежь. Вроде — патриоты, но за буржуев и не против глобализации. Впрочем, народ они радикальными речами не тревожат и только угрожающе надуваются; электорат сжился с мыслью о преобладании единороссов, как с мелкой долгоиграющей неприятностью. А чо? Я всю жись был в партии. Вот и теперя обратно партия у нас…

С таким результатом о правдоподобии парламентского спектакля в России говорить не приходится. В каждом стежке — белые нитки… Освищут, да еще как освищут. Так что по уму руководителям «Единой России» лучше бы придержать собственную победу и выдать соперникам утешительные бонусы — хотя бы 35% в сумме на КПРФ и новых эсеров. Но до таких тонкостей надо еще додуматься, а это не в традициях единороссов…

Подобный итог выборов мощно дискредитирует парламентскую демократию в России. Но автор этих строк с презрением относится к парламентской демократии. Так что… оно и хорошо.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram