Студентам радоваться преждевременно

27 июня, в День молодёжи, было объявлено: с 1 сентября 2007 года базовый размер студенческой стипендии в Российской Федерации составит 900 рублей, т.е. 34,9 долларов США по существующему курсу. Это ещё не всё. Предусмотрены дополнительные надбавки студентам-отличникам, студентам, оставшимся без попечения родителей, студентам, имеющим какую-либо группу инвалидности. Максимально возможный размер студенческой стипендии, начиная с 1 сентября, может составлять около 2600 рублей.

Следует отметить: повышение стипендий затрагивает меньшую часть современного студенчества. Например, в Новосибирской области на платной основе обучаются в вузах 63,3% студентов. Таким образом, претендовать на стипендию могут только 36,7% студентов этого региона. Но какая-то часть из этих студентов имеет по итогам сессии большинство «троек» или задолженности, и может получать стипендию только на основании социальных показателей (инвалидность, отсутствие родителей, студенческая семья с ребёнком, и.т.д.). Конечно, не во всех российских регионах доля «платников» среди студенчества столь велика, как в Новосибирской области. Однако не так просто найти сегодня такой российский регион, где бы доля студентов, обучающихся на бюджетной основе, превышала 50%.

Будем считать, что решение о повышении студенческой стипендии, активно лоббированное представителями «Единой России» — это не предвыборный ход, призванный привлечь голоса студенческой молодёжи в копилку партии власти.

Предлагаю просто оценить, насколько повлияет это повышение на уровень благосостояния студентов. И с точки зрения исторической перспективы, и с точки зрения дня сегодняшнего.

Посмотрим для начала, как изменялось благосостояние такой социальной прослойки, как студенчество, за последние несколько десятилетий. С 1940 года в СССР для большинства категорий потенциальных студентов была введена плата за обучение в вузах (а также в старших классах средней школы!). Эта мера была оправдана приближением войны. Стране требовался приток молодёжи в фабрично-заводские (ФЗУ) и военные училища. Плата за обучение в вузах и старших классах средней школы была отменена только в 1954 году. Однако и во второй половине 1950-х и в начале 1960-х стипендии в вузах и техникумах носили скорее символический характер. После денежной реформы 1961 года 200 рублей деноминировались в 20. Со временем стипендия в вузах и техникумах повышалась.

К началу 1980-х годов базовый размер стипендии в техникумах составлял 30 рублей, в большинстве вузов по большинству специальностей он составлял 40 рублей. Для студентов, избравших для себя остродефицитные или идеологические специальности (например, «История КПСС) базовый размер стипендий на 1 — 4 курсах устанавливался в размере 55 рублей, а на выпускном курсе в размере 60 рублей. Для хорошистов и отличников были предусмотрены надбавки. Студенты, сдавшие сессию на «хорошо» и «отлично», получали надбавку в 25%, а для студентов, сдавших сессию только на «отлично», была предусмотрена надбавка в размере 50%.

Впрочем, не следует идеализировать стипендиальную систему советского периода. В подавляющем большинстве вузов стипендиальный фонд составлял 78% базовых стипендий от общей численности студентов. Поэтому большое число отличников на курсе, факультете или в вузе, в целом, снижало шансы на получение стипендии для тех студентов, которые получили на предшествующей сессии хотя бы одну «тройку». Разумеется, часть стипендий выделялось по социальным показателем (студенческая семья с ребёнком, тяжёлое материальное положение, и.т.д.), и при большем количестве «троек». Если же студенты сдавали сессию чересчур успешно, и перед руководством вставала реальная угроза перерасхода стипендиального фонда, то в дело вступала «тяжёлая артиллерия». Перед преподавателями ставилась задача «завалить» на последнем экзамене определённое, не столь большое количество студентов. Задача, как правило, выполнялась с некоторым превышением. И стипендиального фонда хватало на всех достойных.

Уровень благосостояния студентов в советский период зависел не только от размера выплачиваемых стипендий. Практически повсеместно были предусмотрены талоны на питание, за которые студент выплачивал 50% от номинальной стоимости. Единый билет на проезд во всех видах городского транспорта стоил в 1970-1980-е годы в городах с развитой сетью метрополитена (Москва, Ленинград, Киев) 6 рублей. Студентам и учащимся единый билет на все виды транспорта обходился дешевле.

Другой значимый источник повышения благосостояния — студенческие строительные отряды (ССО). Старт этому движению был дан на физическом факультете МГУ летом 1959 года. Со временем движение ССО институционализировалось в системе ВЛКСМ, обрело штат постоянных работников, заключавших договора с предприятиями и организациями на фронт работ для студенческих стройотрядов.

Естественно, основным фронтом работ для ССО оставалось строительство. В сфере строительства стройотряды негласно делились на две основные категории: городские и выездные. Городские стройотряды нередко, по фронту работ, оказывались внутривузовскими. Такие отряды занимались ремонтными или хозяйственными работами на территории своих вузов. Другие городские отряды направлялись на работы по благоустройству, озеленению, мелкому ремонту. Много заработать в городских ССО было нельзя. Так — две, три, хорошо, если четыре стипендии. Иное дело — выездные отряды — в Сибирь, на Север, в Казахстан. Если «пахать от души», то за 1,5 — 2 месяца работы можно было заработать сумму, равную 25 — 30, а то и 40 стипендиям. Понятно, что вопрос о хлебе насущном на ближайший учебный год после таких заработков снимался, как неуместный.

Активно работали и ССО нестроительного профиля: педагогические (вожатые и воспитатели в пионерских лагерях), транспортные (бригады проводников), и.т.д. Каждое лето бойцами ССО становились свыше 1,5 миллиона студентов и аспирантов. В отдельные стройотряды был конкурс не меньше, чем на престижные факультеты лучших вузов СССР. Так что, ещё 20 — 25 лет назад понятие «бедный студент» было в большинстве случаев синонимом понятию «ленивый студент». По крайней мере, в крупных городах страны, где рабочие руки постоянно требовались, а временных трудовых мигрантов (за исключением граждан Социалистической Республики Вьетнам) не наблюдалось.

Нет слов, стипендии студентам, учащимся техникумов и колледжей повышались и в 1990-ые годы. Но в темпах, заметно уступающих темпам инфляции. После августовского дефолта 1998 года покупательная способность базовой студенческой стипендии заметно уступала покупательной способности студенческой стипендии образца 1955 года — первого года после отмены платы за обучение в вузах. Возможно, чтобы не смешить народ мелочью, следовало бы в ту осень вообще отменить стипендии за хорошую и отличную учёбу. И выплачивать сколько-нибудь ощутимые стипендии только по основным социальным показателям, уже перечислявшимся выше. Впрочем, в это время сами собой упразднились ограничения на подработку в период учебного года. Если в советский период для работы даже дворником во время учебного года требовалось взять разрешение в деканате (и не всем, и не всегда его давали), то сейчас практически все работодатели подобных разрешений не спрашивают.

После 2001 года наметился и скромный реальный рост покупательной способности стипендий. Но столь заметное повышение базовой стипендии — в 1,5 раза, действительно произойдёт впервые. Оценим её покупательную способность по сравнению со стипендией 20-летней давности. Базовый размер студенческой стипендии с 1 сентября 2007 года — 900 рублей — это стоимость 15 очень скромных обедов в студенческой столовой средней руки. Льготные талоны на питание в студенческих столовых в настоящее время, как явление, практически не существуют. Реально и практически повсеместно действует только одна социальная льгота — проездные билеты на все виды транспорта. Если не ошибаюсь, в Москве цена месячного проездного билета для студентов, учащихся колледжей, техникумов и училищ составляет 125 рублей. Эта социальная льгота, с учётом опережающего изменения цен на проезд в общественном транспорте, имеет огромное значение для бюджета современных студентов. Полагаю, что для большинства студентов весомость этой социальной льготы сопоставима со стоимостью самой стипендии.

Теперь — собственно покупательная способность будущей студенческой стипендии. В литературе мне встречались различные оценки покупательной способности советского рубля конца 80-х годов и современного российского рубля. Возьму наиболее мягкую и доброжелательную из них: вес 1 советского рубля равен весу 35 российских (понятно всё же, такие важные в студенческой жизни товары, как кофе растворимый, сахар-песок, апельсины, бананы, водка обычная, курица и ряд других изменились за эти годы в цене меньше, чем в 35 раз). Даже при этом, предельно мягком подходе очевиден вывод: покупательная способность базовой студенческой стипендии с 1 сентября 2007 года составит не свыше 82-84% покупательной способности стипендии образца 1987 года. Но не вузовской стипендии, а стипендии учащегося техникума.

При этом в 2007 году, уже не только по оптимистичным, но и по любым оценкам уровень ВВП Российской Федерации превзойдёт уровень 1990 года. За прошедшие годы заметно возрос такой показатель, как численность студентов на 10 000 населения. Однако производный показатель, а именно — число студентов на 10 000 населения, имеющих право претендовать на стипендию, за эти годы снизился примерно на 35 — 38%.

Так что думайте и считайте, товарищи студенты бюджетной формы обучения.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram