«Гробница» Ирода и «убиенные младенцы»

Сообщение о том, что в Иродионе — развалинах знаменитой крепости в нескольких километрах к югу от Иерусалима, найдена гробница иудейского царя Ирода I Великого, стало мировой сенсацией номер 1 и заполонила в начале мая все средства массовой информации во всем христианском мире. Сенсация как родилась внезапно, так внезапно и исчезла. Почему?

Ответ на этот вопрос вы найдете, дочитав предлагаемую статью до конца.

Изверг или мудрый правитель?

Для мусульман, индуистов, буддистов и представителей всех остальных конфессий Ирод никакого интереса не представляет. Он вошел в историю исключительно благодаря Иисусу Христу, которого, согласно Евангелию от Матфея, хотел погубить уже при Его рождении. Престарелый Ирод узнал, что в Иерусалим прибыли с Востока волхвы (мудрецы-звездочеты или по-нынешнему астрологи), специально, чтобы поклониться появившемуся на свет Царю Иудейскому. «Услышав это, Ирод царь встревожился..., тайно призвал волхвов..., и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2, 1-8). На самом же деле Ирод замыслил погубить Младенца. Но Ангел Господень предупредил Иосифа, юридического отца Иисуса, о грозящей смертельной опасности и велел, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что и сделал Иосиф. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16).

История сыграла злую шутку с царем Иродом I Великим. Он правил Иудеей 40 лет, и правление его было самым успешным за всю историю евреев. Будучи мудрым государем, он ухитрился, не проведя ни одной войны за свое столь долгое правление, восстановить Иудею в границах времен царя Давида, который тоже правил 40 лет и поднял Израильское государство на высшую ступень могущества. Но достиг он этого непрерывными войнами, как внешними, так и внутренними. Ирод же расширял Иудею руками римлян, чьим вассалом он считался номинально. Но именно номинально. На самом деле он правил страной совершенно самостоятельно, а что касается жестокости, то он был не менее и не более жесток, чем все современные ему правители.

Но Ироду не повезло в одном: он был по происхождению не евреем, а идумеянином.

Идумея (Эдом) — соседняя с Иудеей горная страна, на территории которой сейчас располагается Иордания. Идумеяне были весьма агрессивны. Особенно ненавидели они евреев, которые вытеснили их с плодородных земель Палестины в скалистые горы. (Совсем, как русские чеченцев). Долгое противоборство закончилось полной победой евреев, идумеяне были даже обращены в иудаизм. И хотя по иудейскому закону они тем самым стали тоже евреями, но вражда между этими двумя народами продолжала сохраняться на генетическом уровне. К тому же, будучи потомственным иудеем по вероисповеданию, Ирод по своему менталитету больше походил на эллина. Он много лет прожил в Риме при императорском дворе и проникся римско-греческой культурой, чего также не могли ему простить ортодоксальные евреи.

Ирод привел Иудею к экономическому и культурному процветанию. При нем велось самое интенсивное за всю историю страны строительство. Он возводил новые города и крепости, украсил страну великолепными дворцами, а самое главное — так перестроил Храм в Иерусалиме, что тот стал роскошнейшим сооружением на всем Востоке. Этот Храм, где проповедовал Христос, был разрушен римлянами в 71 году во время катастрофической для евреев Иудейской войны, которой Ирод никогда бы не допустил. Но он умер в 4-м году до Рождества Христова.

Сведения о нем потомки черпали в основном из знаменитого исторического труда Иосифа Флавия «Иудейские древности». Потомок древнего жреческого рода, он был назначен восставшими иудеями одним из военачальников в Галилее, но после поражения при Иотапате сдался римлянам и стал служить им верой и правдой. И вот этот изменник представил Ирода в самых черных красках. Он подробно описал все жестокости Ирода: как он казнил своих сыновей, жену и т.д., — но даже словом не упомянул об избиении младенцев в Вифлееме. Потому что такового никогда не было. Сюжет об избиении младенцев заимствован евангелистом Матфеем из Ветхого Завета. Он сам и называет источник: книга пророка Иеремии, где описывается скорбь матерей о своих детях, угнанных Навуходоносором в Вавилонский плен после покорения им Иудеи в 586 году до н.э. «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:17–18).

О рождении Христа рассказывается только в двух из четырех евангелий — у Матфея и у Луки. Но у Луки совершенно другая версия. Он Ирода даже не упоминает. Согласно Луке Иосиф-Обручник и Дева Мария прибыли в Вифлеем, чтобы зарегистрироваться по случаю переписи населения, которую проводил в 6-м году н.э. Квириний, прокуратор Сирии, чьей административной единицей являлась Иудея. Мария спокойно родила Первенца, после чего Святое Семейство так же спокойно возвратилось в Назарет, на место постоянного проживания. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус… А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву (то есть через 40 дней. — В.К.), принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». (Лука; 2:21-22). Итак, никакого бегства в Египет и никакого избиения младенцев. Но так уж устроен род людской, что ему больше по душе всякого рода злодеяния и кровопролития, вот и осталось на Ироде навеки клеймо, поставленное ему Матфеем.

Если с избиением младенцев все совершенно ясно, то с гробницей Ирода, напротив, все гораздо сложнее, и сенсация тихо помре. Вот что читаем мы у Иосифа Флавия: «На горе, против Аравии, он построил крепость, которую назвал по своему собственному имени Иродионом. Тем же именем он назвал сводообразный холм в 60 стадиях от Иерусалима, сделанный руками человеческими и украшенный роскошными зданиями: верхнюю часть этого холма он обвел круглыми башнями, а замкнутую внутреннюю площадь застроил столь величественными дворцами, что не только внутренность их, но и наружные стены, зубцы и крыши отличались необыкновенно богатыми украшениями. С грандиозными затратами он провел туда из отдаленного места обильные запасы воды. Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку, потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и для приема гостей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое им пространство — вид царского дворца».

Столь подробно описав Иродион, который он застал еще не разрушенный и не разграбленный, но в полном великолепии, историк ни словом не обмолвился о месте захоронения Ирода, и будь царь захоронен там, Флавий несомненно рассказал бы о его гробнице. Скорее всего, Ирод, отлично знавший отношение к нему евреев, а также судьбу захоронений великих мира сего, которые (захоронения) подвергались разграблениям и надругательствам со стороны новой власти или во время иноземного нашествия, велел похоронить себя тайно и не в Иродионе, а в никому неизвестном месте.

Прфессор Эхуд Нецер, ведущий раскопки Иродиона с 1972 года, уже давно поставил себе целью найти здесь царскую гробницу. Работы в Иродионе закрывались несколько раз, в основном, на время поиска источников финансирования. «Находка» гробницы конечно же подогрела интерес к раскопкам, хотя никаких убедительных доказательств, что найдена именно гробница Ирода Великого, Нецер не представил, одни предположения. Нецер обнаружил сотни кусков саркофага из известняка, украшенных некогда резными розетками. На территории Израиля ранее находили несколько таких же саркофагов, и все они принадлежали особам самого высокого ранга, но все-таки не столь высокого, как ранг Ирода Великого. Его гробница могла быть или сверхвеликолепной и монументальной, или скромным иудейским гробом, наподобие Гроба Христова или гроба первосвященника Кайяфы, обнаруженного в конце минувшего века в Иерусалиме.

Конечно, сенсация — вещь завлекательная и читабельная, но, увы, в наше время сенсации чаще всего оказываются мыльными пузырями: сначала искрятся в СМИ, а потом быстро лопаются, но об этом также быстро забывают, потому что также быстро появляются новые пузыри.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram