«Мы делили апельсин. Много наших полегло»
Это, если кто помнит, прописи, из политического букваря для детей старшего возраста. Что-то среднее между: "Мама мыла раму" и "Мы не рабы — рабы они". В дни предвыборных волнений, в дни тягостных электоральных раздумий, в дни большого предвыборного гона это уже не пропись — это такая детская считалка на выбывание. Как понадкусать сочную фрукту? Как не полечь при этом самому? Как и сколько сохранить при этом "наших", а заодно и простого народу, чтоб было, кого класть в борьбе за светлый апельсин будущего? Разница в ответах на эти вопросы обнажает самую суть политической культуры/мультуры. Российский ответ, похоже, опять из области борьбы несправедливости с невежеством. По своей бессмысленности беспощадной истерической неуверенности в себе наша подготовка к выборам напоминает бунт сверху. Этакое кесарево сечение своего народа, поскольку государственный организм естественным путем разродиться не может. А что делать то? Что делать! Иначе никак.
Оказывается, иначе есть как. Если немного пошевелить белками и навести фокус, то можно заметить, что наши казахские друзья, у которых, казалось бы, и демократия посуверенней, и вертикаль власти потолще и операция преемник отодвинута в светлое будущее, тем не менее, решились на р-рокировочку.
В соседнем Казахстане с принятием 18 мая этого года поправок в Основной закон, по сути, сменилась форма правления: республика трансформируется из президентской в президентско-парламентскую. Именно в такой политической и исторической перспективе будут происходить там предстоящие 18 августа парламентские выборы. Как минимум, стоит приглядеться к казахскому опыту. Подержать руку на пульсе. Не ровен час и самим сгодится.
Поэтому стоит задаться вопросами:
— Зачем Назарбаеву (делиться апельсином) отдавать часть своих функций представительному Органу?
— Зачем ему делиться этим в такой форме? Ведь на нынешних выборах, по прогнозам казахстанских экспертов, пропрезидентская партия наберет не более 70 процентов голосов, остальные разделят между собой усилившие позиции оппозиционные «Ак жол» и ОСДП?
— Как это повлияет на стабильность нашего важнейшего южного соседа и партнера?
Попробуем «навскидку» прикинуть ответы.
Принимая решение о внесении в конституцию поправок, Назарбаев, по всей видимости, рассчитывает больше всего не на победу крупнейшей пропрезидентской партии «Нур Отан» на грядущих парламентских выборах (кто бы сомневался) и таким образом, гарантированную поддержку его курса. Реформы направлены не столько на перераспределение властных полномочий между президентом и парламентом, сколько на обеспечение устойчивой работы правительства.
Чтобы оно, действительно, стало исполнительной ветвью власти. Именно на правительство, а не на парламент возложены основные функции по реализации стратегии Назарбаева. Эта стратегия, как и прежде, остается в сущностных моментах экономически ориентированной. Для того, чтобы кабинет министров с этими задачами справлялся без политических преград, ему необходима абсолютная поддержка парламента. А она обеспечивается за счет того, что он, по новой конституции, будет избираться исключительно по партийным спискам.
«Нур Отан» уже заявил на днях, что собирается завоевать большинство мест 18 августа. Партию, между тем, возглавляет сам президент Назарбаев (новая Конституция позволяет ему быть одновременно и главой государства, и председателем партии). По новому закону консультации именно с фракцией парламентского большинства будут предшествовать принятию каких-то принципиальных решений и президентом, и правительством.
Согласитесь, что как бы не относиться к идее подобной конституционной перестройки — сама логика подобных изменений, их механизм свидетельствуют о том, что все это делается не для отвода глаз. А всерьез и надолго. Лидер нации действительно постепенно передает свою почти абсолютную власть парламенту и кабинету министров. У него достало политической мудрости разделить апельсин самому, чтобы после ухода патриарха, преемники, которые окажутся помельче, пожиже и пожадней при дележке не забрызгались ни соком, ни кровью.
Хотя такая «революция сверху» не успокаивает консерваторов. Отдав часть президентских полномочий депутатам, вполне можно потерять то, что они имеют (то есть — сильного лидера нации, пользующегося безусловным авторитетом), и не приобрести ничего взамен. Ну, какой такой парламентаризм вообще даже мыслим в Азии?!
Левую прозападную оппозицию, как водится, не устраивает ничего, кроме другого глобуса. Они заявляют, что президент «поскупился», не отдав сразу все свои полномочия парламенту и, не установив в стране, таким образом, парламентскую форму правления немедленно.
Как будто кто-то в политике обязан чем-то делиться с аутсайдерами и маргиналами, представляющими в основном зарубежных заказчиков, а не население собственной страны. Ведь, по сути дела, именно наличием оранжевобесия, людей приходящих не съесть, так понадкусать чужой апельсин всем майданом, и вызвана необходимость плавной, контролируемой сверху сильной рукой, передачи власти. И, судя по всему, у казахов план политической реформы окажется покрепче украинского и киргизского.
Воспроизведем вкратце этот план. Сначала президентско-парламентская республика, с постепенным усилением роли Парламента. Сперва будет проверен на адекватность парламент с увеличенным числом депутатов — до 154 человек, и лишь затем ему будет доверено руководство страной посредством премьер-министра… Всерьез разговор об этом пойдет лишь к 2012 году, когда истекут нынешние полномочия Назарбаева.
Кстати, тема грядущей президентской кампании в Казахстане уже сейчас не менее популярна, чем обсуждение парламентских выборов. По основной версии ожидается, что президент, несмотря на одобрение парламентом идеи пожизненного президентства, в кампании 2012 года участвовать не станет, а подготовит достойного преемника. К этому времени республику, по ситуации, можно будет превращать в парламентскую либо парламентско-президентскую и занимать должность премьер-министра.
Параллельно будет осуществлена операция «Преемник»...
Впрочем, это лишь один из многочисленных сценариев развития ситуации. Пока всем серьезным политическим игрокам внятно только одно —управлять и тем более менять систему правления нужно так, чтобы потом не было мучительно больно. Желательно никому.
И поэтому сегодня для нас наиболее интересен взгляд на казахстанские выборы с точки зрения развития партийной системы. Сейчас Астана бурлит. Кроме зарегистрированных десяти партий, на арене появляются политические союзы и новые незарегистрированные партии. Из этих политических заготовок, опытной руке Папы предстоит вырезать сначала политических буратин, из которых кто-то, в перспективе, глядишь, и станет живым и симпатичным мальчиком.
Интересно ждет ли подобное будущее наших «андроидов»? Или, по законам робототехники, они оживлению не поддаются?
На днях в Казахстан прибыла долгосрочная миссия СНГ во главе с Владимиром Рушайло, до 18 августа в республику будут прибывать и российские наблюдатели, которые как раз и займутся исследованием новых форм правления Казахстаном на благо народа России. Изучать казахский рецепт распилки фруктов.