«Я ничего от них не получаю...»

Мало какое литературное произведение бывает столь тесно связано с вопросами передала власти и собственности, как свежий роман Василия Аксенова «Редкие земли».

Засел в дальних краях олигарх Березовский. Пребывает на нарах олигарх Ходорковский. Крупно пострадал когда-то теперь уже полузабытый олигарх Гусинский. А с ними и помимо них российская шахматная доска лишилась еще нескольких, пусть и не столь крупнокалиберных фигур. Нет им места при дворе, у рычагов власти, рядом с казенными финансовыми потоками. Их, разумеется, не устраивает всё то, что препятствует переделу власти и собственности, возврату к прежнему статусу. Поэтому и ведут героические штурманы бизнеса 1990-х борьбу с тем, что арендованные им бойцы информационного фронта называют «кровавой путинской гэбнёй». Ну а другая группа олигархов, плюс более или менее подконтрольная им Кремлевия устроили свою жизнь удачнее. Соответственно, они отбивают пинки заклятых друзей с помощью всякого рода органов. Это азбука. Все это знают.

Как и то, впрочем, что второй лагерь старательно подбирает под себя требования национальной оппозиции и довольно хаотично имитирует их выполнение на государственном уровне. От чего возникает информационная иллюзия наличия полностью самостоятельного державного центра, идущего по пути удовлетворения национально-государственных интересов России. В этой имитации он заходит довольно далеко, поэтому иногда с ужасом обнаруживает, что совершил нечто полезное, иными словами э-э-э... не совсем то...

Лагерь первый ищет слабые места в имидже государственников, радетелей за национальные интересы и даже поклонников наследия СССР, созданном неприятелем, а потом старательно гвоздит по ним, пытаясь привлечь внимание «международной общественности». Ну а кукловоды «международной общественности» анализируют, на чью сторону в этом месяце (квартале, году) стоит положить гирьку потяжелее. Кто, так сказать, «более интересный партнер».

К чему я это? Начинали, вроде, с романа «Редкие земли», и вдруг поперли уроки политграмоты... А дело, собственно, в том, что информационная война затянулась. Пробить глубоко эшелонированные пиаровские позиции «маргиналов» и «центровых» можно лишь неким особым оружием, ударом неожиданным и сокрушительным. Например, свежачком, вроде немецкой газовой атаки под Ипром... Вот обе стороны и пытаются нащупать одно секретное оружие, другое, третье... Где же последний сокрушительный ФАУ? «Маргиналы» прикидывают: а не попробовать ли долбануть из главных башен изящной словесности? Тут на роль канонира потребуется матерый зубр с хорошей демократической репутацией, с именем, крепкий профи... Чтоб не мелочился, чтоб создал великий миф о настоящих людях и о... кровавой путинской гэбне.

Василий Аксенов создал основательный, мастеровито склепанный миф. Вот прекрасные, благородные люди, еще при советах отделившие свои начитанные личности от гнетущей кэпээсни. Пусть они и вышли из комсомолии, но ведь и комсомолия-то, если брать ее в позднем варианте, такая живая-живая была. А песни какие пели!

Вот идеальный, талантливый, прекраснодушный комсомольский функционер Ген Стратов. По творческому стечению обстоятельств непередаваемо похожий на Михаила Ходорковского. Он начинает карьеру бизнесмена в поздней Советии, радостно участвует в Феликсосвержении 91-го, идет в гору, делается олигархом. Какой он кретивный! Какой нравственно чистый (однолюб)! Как умеет он собирать вокруг себя команду таких же криэйторов, настоящих друзей, честно-преданных друг другу до гроба. И время, какое было время тогда! Столько блистательных Генов Стартовых поднимали экономику страны, разгромленную тупыми злобными коммуняками!

И тут Василий Аксенов начинает устами Гена Стратова петь гимн олигархам родом из ВЛКСМ: «...наше поколение, зародившееся в недрах смутно бунтующего советского комсомола, само сродни редкоземельным элементам, нужным для разработки новых сплавов новой фазы человеческого развития, эры новых энергий, грандиозных сумм свободно конвертируемой валюты. Так или иначе, мы отрываемся от оскверненных совдепом поверхностей, вернее, мы снимаем на выброс их первый экологически заразный слой. Конечно, глупо цепляться за патриотизм на исходе XX века, неглупо все-таки развивать... планетаризм. Развитие и усовершенствование человечества как единой земной расы — разве может быть более высокая цель у всей череды человеческих поколений?».

Прямо вспоминать не хочется демографическую ситуацию 1990-х... Потому что если ее не вспоминать, то всё и впрямь может показаться блистательным. Откуда-нибудь с Лазурного берега, например, вообще что ни возьми, — сплошной гламур.

Конечно, «кровавая гэбня Путина», она же «скрытно-большевики», по терминологии Аксенова, гнусно обвинили тонкого романтика Гена Стратова в организации какой-то мелкой разборки на рудниках... Да она была очень давно! И народу там поубивали всего-ничего! Гэбнюки подорвали бомбой друга Стратова, еще одного кристально-прекрасного олигарха Ясношвили, а главного героя натурального засадили в Лефортово («Фортецию», как ее называют герои книги). Чего ожидать еще от косных сталинистов, кои повсюду, просто повсюду в этой стране? Супруга и друзья, купив на корню тюремных надзирателей, добыли свободу узникам банковской совести. Вот и правильно! Как не бороться с проклятым режимом скрытно-большевиков! Его вообще надо свергнуть и дать дорогу людям... ну-у-у... понятно же, каким людям.

В целом, от старого мастера можно было ожидать чего-то поярче... Работал честно, срубил 23,52 условных печатных листа. Демократической репутации был верен до такой степени, что на последних страницах не постеснялся открытым текстом всадить вилы в бок Лимонову: зачем-де Касьянов и интеллектуальная гвардия либерального возрождения измарала ризы об ужасающих красно-черных парней Эдички, договариваясь о совместной борьбе? Непорядок!

Теперь ход за Кремлевией: им нужно создать образ подлинно-патриотического олигарха, который денежки свои получает, послужив отечеству. Полезная, кстати, была бы работа — объективно говоря. Посмотрим, кого бросят на госзаказ и как творческие креатуры «центровых» справятся с поручением... Лучше бы они перепрыгнули уровень аксеновского крепкого ремесла, право-слово. А то ведь зевательные мышцы уже изрядно растянуты.

Ну и напоследок абзац просто ювелирного качества из романа «Редкие земли». Это стоит прочитать, даже если нет времени читать всё остальное.

Некий неюный литератор Базз Оксёлотл (авторизованный на все 100%) ведет разговор с адвокатом тюремного сидельца Гена Стратова и сообщает ему, что занят неким литературным проектом, связанным с делом подзащитного. Далее следует показательный пассаж: «...Потом он спросил, означает ли этот проект, что я тоже у них на payroll? У кого это у них? Ну у Стратовых, то есть, в общем-то, у Леди Эшки [жена Гена Стратова — Д.В.]. А что это значит — тоже? Ну как все, кто борется за Гена, как твой покорный слуга, например, ну как, скажем, Боб Сэдло [сочувствующий журналист — Д.В.] из “Форбса”. Нет-нет, я ничего от них не получаю. Думаю, что они и не знают ничего о моем проекте. Мне просто интересно, как будут действовать разные силы нашего общества».

Трепетно сказано! No comments.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram